Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 3.77)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений Восточного института ДВФУ

Роль Индии в современной системе международных отношений и глобальной экономике становится всё более значимой. Один из важнейших показателей — способность производить и поставлять на мировой рынок конкурентоспособную наукоёмкую продукцию. Стоит особо отметить информационные технологии, космические исследования и авиацию, которые требуют высокой культуры производства, исключительной подготовки персонала, а также продвинутого уровня научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Нью-Дели демонстрирует заметные успехи; например, в скором времени ожидается запуск обитаемого космического аппарата, что ранее было доступно только России, США и Китаю. Темпы развития авиастроения в стране, а также опыт эксплуатации передовой иностранной техники позволяют говорить о скором качественном «скачке» Индии в клуб производителей и экспортёров авиационной техники.

На Западе явно ожидают отхода индийского руководства от военно-технического сотрудничества с Москвой в пользу углубления кооперации с европейскими и американскими производителями. Пока США, Великобритания и страны ЕС используют скорее «пряник» в виде доступа к передовым технологиям, но вполне могут перейти и к «кнуту» в духе санкций по типу CAATSA. Тем не менее правительство Нарендры Моди не намерено менять устоявшуюся традицию ориентации на Россию, несмотря на беспрецедентные закупки военной и гражданской авиационной техники за рубежом. Это связано и с тем, что официальная позиция Нью-Дели заключается в неприсоединении к любому военному союзу и невмешательству в конфликты и спорные ситуации, напрямую не касающиеся национальной безопасности. Обращает на себя внимание самостоятельность Индии в вопросе выбора партнёров по ВТС, что свидетельствует и о независимости внешнеполитического курса страны, характерного для державы мирового уровня.

Роль Индии в современной системе международных отношений и глобальной экономике становится всё более значимой. Один из важнейших показателей — способность производить и поставлять на мировой рынок конкурентоспособную наукоёмкую продукцию. Стоит особо отметить информационные технологии, космические исследования и авиацию, которые требуют высокой культуры производства, исключительной подготовки персонала, а также продвинутого уровня научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Нью-Дели демонстрирует заметные успехи; например, в скором времени ожидается запуск обитаемого космического аппарата, что ранее было доступно только России, США и Китаю. Темпы развития авиастроения в стране, а также опыт эксплуатации передовой иностранной техники позволяют говорить о скором качественном «скачке» Индии в клуб производителей и экспортёров авиационной техники.

В прошедшей в феврале 2023 г. в предместьях Бангалора авиакосмической выставке «Аэро Индия 2023» приняли участие около 800 компаний из 98 стран. Общая сумма 251-го подписанного соглашения превысила 10 млрд долл., значительная часть как экспортных, так и импортных контрактов непосредственно связана с самой Индией. Уровень представительства был достаточно высоким — мероприятие посетили министры обороны 32-х государств, 29 командующих ВВС и 73 главы крупных концернов и корпораций. Главный организатор — государственная компания «Хиндустан аэронотикс лимитед» (HAL), среди экспонентов отметились такие мировые лидеры отрасли как «Boeing», «Airbus», «Dassault Aviation», «Lockheed Martin», «Israel Aerospace Industries», «SAAB», «Rolls-Royce». Во множестве были представлены и индийские производители авиационной техники, компонентов, материалов, электроники и вооружений.

Пассажиры — двигатель экономики

Сегодня Индия — третий в мире (после США и Китая) крупнейший рынок внутренних авиаперевозок. По мере увеличения доходов населения плотность маршрутов будет только расти, так как значительную часть жителей составляет молодежь в возрасте до 35 лет, отличающаяся высокой мобильностью. К 2025 г. объём рынка авиаперевозок внутри страны вырастет как минимум до 4 млрд долл. Повышение транспортной доступности для жителей отдалённых регионов будет стимулировать трудовую миграцию и внутренний туризм, что благоприятно скажется на социально-экономических показателях развития.

Ранее концерн «Tata Group» выкупил у государства убыточную компанию «Air India», предпринял усилия по коренной модернизации авиапарка и выстраиванию более эффективной бизнес-модели. У мировых монополистов – компаний «Airbus» и «Boeing» — закуплено порядка 500 новых самолётов для работы на внутренних и международных маршрутах. США и страны ЕС остались чрезвычайно довольны таким объёмом заказов, поскольку это гарантированный доход и рабочие места на несколько лет вперёд. Кроме того, значительный авиапарк потребует обслуживания, страхования, обучения, модернизации.

В Нью-Дели намерены значительную часть деятельности по обслуживанию местных авиалиний вести самостоятельно. Однако серьёзной проблемой остается отсутствие опыта разработки и производства пассажирских лайнеров. Пока только бразильская «EMBRAER» рассматривает возможность совместного с индийскими партнёрами выпуска регионального турбовинтового самолёта.

Рынок как поле боя

Индия обладает значительным потенциалом в части как закупок, так и поставок самолётов и вертолётов военной авиации различных типов и назначения. До 2024 г. правительство Нарендры Моди предусматривает увеличение оборонных расходов на 13%, и не менее 7 млрд долл. придётся на приобретение авиационной техники для нужд ВВС и ВМС страны.

Интерес ведущих производителей военной авиации к Индии был заметен на примере присутствия ряда компаний на авиасалоне в Бангалоре. К примеру, американская «Lockheed Martin» привезла многоцелевые истребители F-35 «Lightning II», которые поставлялись ранее только ближайшим союзникам и партнёрам Вашингтона. Впрочем, не вполне ясно, действительно ли американцы готовы продать данные самолёты индийцам в случае практического интереса. Пока среди эксплуатантов «молний» помимо некоторых стран НАТО также присутствуют Израиль, Япония, Республика Корея и Сингапур.

Индийские военные выступают за углубление сотрудничества с Россией, и, в частности, продолжение закупок самолётов ОКБ Сухого, а также модернизации и обслуживания порядка 180 уже состоящих на вооружении. Присутствует практический интерес и к модернизации парка военно-транспортных самолётов Ил-76, и к закупке наиболее современных модификаций, а также поставке вертолётов радиолокационного дозора Ка-31. Не исключена и совместная разработка новых образцов, компонентов и боеприпасов. Уже озвучены планы по производству в Индии российских лёгких вертолётов Ка-226Т и ПЗРК «Игла-С». По сообщениям СМИ, за последние пять лет объём импорта вооружений и военной техники из России составил более 13 млрд долл., что сохраняет за Индией статус крупнейшего покупателя российского оружия.

Высокие технологии из-за океана

Однако не по всем направлениям Москва удерживает лидерство. Так, ещё в 2016 г. Нью-Дели заключил контракт с Парижем на поставку 36 истребителей «Рафаль» наземного базирования для ВВС, первые самолёты прибыли три года назад. Однако в итоге индийская сторона оказалась разочарована нежеланием французов локализовать производство и передать технологии, а также чрезвычайно высокой конечной ценой (более 200 млн долл. за самолёт, что превышает все разумные пределы и минимум вдвое дороже российских и американских аналогов). Изучался и вопрос приобретения палубного «Рафаль-М», но до подписания соглашения дело так и не дошло. ВМС Индии к 2032 г. планирует заменить российские МиГ-29К, базирующиеся на авианосцах «Викрант» и «Викрамадитья», на двухдвигательные самолёты собственной разработки. Возможно, с 2026 г. на кораблях временно появится морская версия лёгкого истребителя «LCA Tejas» в качестве переходного варианта.

Чрезвычайную настойчивость в продвижении собственной техники демонстрирует Вашингтон. В начале июня министр обороны США Ллойд Остин посетил Индию, где обсудил в том числе перспективы двустороннего военно-технического сотрудничества. Прошло также заседание первого Индийско-американского стратегического диалога по торговле. Общая сумма оборонных контрактов с американскими производителями вооружений к 2023 г. достигла 22 млрд долл. Среди закупаемой техники — военно-транспортные самолёты C-17, C-130J, базовые патрульные самолёты «Посейдон», вертолёты «Апач» и «Чинук», ударные беспилотники MQ-9B. Интересно, что американцы, ранее крайне неохотно шедшие на передачу технологий, сегодня готовы на частичную коллаборацию. Так, индийская авиастроительная компания «HAL» подписала соглашение с американской «General Electric» о совместном производстве авиационных двигателей. В дальнейшем также предполагается объединить усилия двух стран по разработке истребителей пятого поколения, БЛА, систем связи и управления.

Перелётные Tejas’ы

Вдохновляясь лозунгом «Make in India», в Нью-Дели не оставляют надежд заменить часть авиационного парка зарубежного происхождения на отечественные аналоги. Тем не менее в первое время техника индийского производства, скорее всего, пойдёт преимущественно на экспорт, так как опыта местных авиаконструкторов пока не хватает на высокотехнологичные образцы, необходимые ВВС и ВМС страны. По сообщениям индийской прессы, в течение двух ближайших лет объём поставок военной техники за рубеж составит 5 млрд долл. В частности, на выставке в качестве потенциально готовых для экспорта образцов были представлены летательные аппараты собственной разработки: лёгкий истребитель «Tejas», учебно-тренировочный самолёт «HTT-40», ударный вертолёт LCH «Prachand», лёгкие многоцелевые вертолёты ALH «Dhruv» и «R udra».

Практический интерес к закупке военной техники индийского производства, включая лёгкий истребитель «Tejas», зенитно-ракетный комплекс «Akash», радиолокационных станций различного назначения уже проявил Египет. Нью-Дели также всерьёз настроен поучаствовать в тендерах по обновлению парка ВВС Аргентины; он уже продемонстрировав первые образцы техники на месте. Намерение приобрести самолёты выразили Ботсвана и Малайзия, правда, в последнем случае серьёзным конкурентом выступил южнокорейский FA-50. Учитывая сравнительную доступность индийской продукции, главным рынком сбыта могут стать как раз страны, не готовые выкладывать круглые суммы за технологические новинки.

В нише лёгких истребителей Индии придётся соревноваться с КНР (JF-17), Республикой Корея (FA-50) и, возможно, с Россией (Checkmate). По вертолётной технике ситуация благоприятнее, поскольку зарубежные аналоги имеют более высокую стоимость. Отдельное направление — производство запасных частей и компонентов для военной и гражданской авиации (как собственной разработки, так и выпускаемой по лицензиям). На экспорт предлагаются и некоторые системы вооружения, в том числе совместной с иностранными партнёрами разработки. Так, Филиппины уже получили партию противокорабельных ракет «BrahMos» в варианте наземного мобильного комплекса. Обсуждается возможность поставок ещё в восемь стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, в том числе в авиационном исполнении.

***

На Западе явно ожидают отхода индийского руководства от военно-технического сотрудничества с Москвой в пользу углубления кооперации с европейскими и американскими производителями. Пока США, Великобритания и страны ЕС используют скорее «пряник» в виде доступа к передовым технологиям, но вполне могут перейти и к «кнуту» в духе санкций по типу CAATSA. Тем не менее правительство Нарендры Моди не намерено менять устоявшуюся традицию ориентации на Россию, несмотря на беспрецедентные закупки военной и гражданской авиационной техники за рубежом. Это связано и с тем, что официальная позиция Нью-Дели заключается в неприсоединении к любому военному союзу и невмешательству в конфликты и спорные ситуации, напрямую не касающиеся национальной безопасности. Обращает на себя внимание самостоятельность Индии в вопросе выбора партнёров по ВТС, что свидетельствует и о независимости внешнеполитического курса страны, характерного для державы мирового уровня.


Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 3.77)
 (13 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju