Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., программный директор РСМД, член РСМД

По поводу санкций в России сложилось два мнения. «Для страны не смертельны, для ряда отраслей полезны; принимаем защитные и ответные меры»,— говорят политики и чиновники. «Да, но есть нюанс»,— отвечают банкиры, инвесторы и экспортеры, внимательно следящие за соответствием своих сделок санкционному законодательству США и фактически живущие по законам другой страны. Будучи крупной державой и соперником США, российское государство пытается защититься от санкций законодательными и политическими мерами. Однако, будучи частью глобальной экономики, тесно интегрированной в мировую финансовую систему, даже госкомпании вряд ли могут игнорировать американские режимы санкций. Если для государства это вопрос политического принципа, то для бизнеса — вопрос конкретных издержек здесь и сейчас. С такой раздвоенностью сознания теперь сталкиваются и другие — Китай, Турция и даже лояльный Вашингтону Евросоюз. Под угрозой вторичных санкций в Брюсселе крепко думают, как заставить европейский бизнес жить по законам ЕС, а не США.

Впрочем, для России санкционный год заканчивается лучше ожиданий. В 2019-й мы входили с мрачными прогнозами разнообразных «санкций из ада». Почти доказанным считалось вмешательство в американские выборы. Украинскую тему подогревал керченский инцидент. «Токсичными» оставались Скрипали. Мало кто сомневался в появлении новых «черных лебедей». Реальность оказалась чуть лучше.

Год прошел без тяжелых политических кризисов. Скорее отрабатывались темы прошлых лет.

Расслабляться, конечно, рано. Стабилизация может оказаться мнимой. Проблемы в отношениях с США никуда не делись. Давление будет продолжаться. В том числе по мелочам вроде ограничений поставок компонентов для МС-21. Пока тлеет Донбасс, никуда не исчезнут санкции ЕС, пусть Брюссель и не рвется их расширять. Российским властям и бизнесу придется держать руку на пульсе. Своевременно поставили на крыло новый департамент Минфина, отвечающий за контроль санкций. Бизнес вложился в комплаенс. Бойцы замерли в окопах. Ждут.


По поводу санкций в России сложилось два мнения. «Для страны не смертельны, для ряда отраслей полезны; принимаем защитные и ответные меры»,— говорят политики и чиновники. «Да, но есть нюанс»,— отвечают банкиры, инвесторы и экспортеры, внимательно следящие за соответствием своих сделок санкционному законодательству США и фактически живущие по законам другой страны. Будучи крупной державой и соперником США, российское государство пытается защититься от санкций законодательными и политическими мерами. Однако, будучи частью глобальной экономики, тесно интегрированной в мировую финансовую систему, даже госкомпании вряд ли могут игнорировать американские режимы санкций. Если для государства это вопрос политического принципа, то для бизнеса — вопрос конкретных издержек здесь и сейчас. С такой раздвоенностью сознания теперь сталкиваются и другие — Китай, Турция и даже лояльный Вашингтону Евросоюз. Под угрозой вторичных санкций в Брюсселе крепко думают, как заставить европейский бизнес жить по законам ЕС, а не США.

Иван Тимофеев:
Урожайный год OFAC

Впрочем, для России санкционный год заканчивается лучше ожиданий. В 2019-й мы входили с мрачными прогнозами разнообразных «санкций из ада». Почти доказанным считалось вмешательство в американские выборы. Украинскую тему подогревал керченский инцидент. «Токсичными» оставались Скрипали. Мало кто сомневался в появлении новых «черных лебедей». Реальность оказалась чуть лучше.

Год прошел без тяжелых политических кризисов. Скорее отрабатывались темы прошлых лет.

Руку Москвы в промежуточных выборах найти не удалось, а расследование Мюллера фактически закончилось ничем. Законопроект DETER пока остается под сукном. Поправка Шермана—Уотерс о санкциях против российского суверенного долга также пока не прошла. Под конец года профильный комитет Сената проголосовал за DASKA, но почти сразу с критикой на законопроект обрушилось правовое управление Госдепа (не из любви к России, а из опасений ущерба для самих США и союзников). «Химические санкции» в августе оказались мягче ожиданий. Они затронули лишь валютные облигации, но обошли стороной рублевые. Не пострадали и долги госкомпаний. После керченского инцидента в черном списке оказались восемь судостроительных предприятий, но они работают на внутренний рынок. «План Баркера» принес облегчение «Русалу», En+ и «Евросибэнерго», хотя и поменял структуру их собственности. Брюссель принял пакетные санкции по химической и цифровой тематике, но конкретно по России меры были символическими. В Конгрессе протащили санкции против «Северного потока-2». Строительство он затянет. Но не остановит.

Расслабляться, конечно, рано. Стабилизация может оказаться мнимой. Проблемы в отношениях с США никуда не делись. Давление будет продолжаться. В том числе по мелочам вроде ограничений поставок компонентов для МС-21. Пока тлеет Донбасс, никуда не исчезнут санкции ЕС, пусть Брюссель и не рвется их расширять. Российским властям и бизнесу придется держать руку на пульсе. Своевременно поставили на крыло новый департамент Минфина, отвечающий за контроль санкций. Бизнес вложился в комплаенс. Бойцы замерли в окопах. Ждут.

Тем временем грозы собираются над Поднебесной.

Под раздачу попала Huawei, которая, впрочем, хочет решить дело по-тихому и ссориться с властями США не намерена. В черный список угодила танкерная «дочка» китайской компании COSCO. Власти Китая могли серьезно задуматься. В том числе и по поводу будущего мировой финансовой системы во главе с США.

Впервые опубликовано в Коммерсанте.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

Текущий опрос

Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся