Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 3.39)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Вяхирева (Евтихевич)

К.полит.н., программный менеджер РСМД

В начале июля Российский совет по международным делам (РСМД) и Представительство ЕС в России провели экспертную встречу, основной вопрос которой заключался в том, что же представляет собой Ближний Восток для отношений России и ЕС, яблоко раздора или возможность для локального взаимодействия?

Позиции стран ЕС по сирийскому вопросу и ближневосточной проблематике в целом значительно сблизились за последнее время. Некоторые французские эксперты отмечают, что приход к власти Э. Макрона открывает окно возможностей для сотрудничества России и Франции на Ближнем Востоке.

В целом, учитывая изменения в расстановке политических сил в ряде стран ЕС (прошедшие выборы во Франции, предстоящие выборы в Германии и Нидерландах), текущий момент можно было бы использовать для вывода отношений России и ЕС на новый уровень, в том числе, и по ближневосточной проблематике.

Урегулирование ситуации на Ближнем Востоке возможно только при участии трех сторон — России, ЕС и США, а также включения в процесс региональных акторов.


На прошедшей встрече в Гамбурге на полях саммита G20 президент России В. Путин и президент США Д. Трамп помимо остальных вопросов обсудили вопрос перемирия в Сирии, которое вступило в силу 9 июля 2017 г. США остается основным партнером для России в решении ближневосточных проблем, несмотря на то, что позиции России и ЕС по Ближнему Востоку более схожие, чем у России и США. Однако, стоит признать, что ЕС не вполне самостоятельный актор на Ближнем Востоке. Первостепенная, политическая роль остается за США. В распоряжении ЕС — экономические и гуманитарные инструменты.

В начале июля Российский совет по международным делам (РСМД) и Представительство ЕС в России провели экспертную встречу, основной вопрос которой заключался в том, что же представляет собой Ближний Восток для отношений России и ЕС, яблоко раздора или возможность для локального взаимодействия?

Позиции стран ЕС по сирийскому вопросу и ближневосточной проблематике в целом значительно сблизились за последнее время. Некоторые французские эксперты отмечают, что приход к власти Э. Макрона открывает окно возможностей для сотрудничества России и Франции на Ближнем Востоке. В частности, подобные предположения основаны на том обстоятельстве, что Э. Макрон не считает уход Б. Асада обязательным предварительным условием для взаимодействия. В целом, учитывая изменения в расстановке политических сил в ряде стран ЕС (прошедшие выборы во Франции, предстоящие выборы в Германии и Нидерландах), текущий момент можно было бы использовать для вывода отношений России и ЕС на новый уровень, в том числе, и по ближневосточной проблематике.

Если рассматривать регион Большого Ближнего Востока, у России и ЕС имеются совпадающие интересы по Афганистану, обе стороны заинтересованы в обеспечении безопасности и стабильности в этой стране и в разрешении ситуации с наркотрафиком. Предположительно, взаимодействие по афганскому вопросу могло бы подтянуть за собой более широкое взаимодействие России и ЕС по урегулированию ситуации на Большом Ближнем Востоке. Обе стороны считают, что сугубо военное решение проблемы Сирии и Ливии невозможно.

Тем не менее, для выстраивания полноценного взаимодействия остается немало сложностей. В частности, украинский вопрос накладывает негативный отпечаток на взаимодействие России и ЕС по вопросам ближневосточного урегулирования. Кроме того, европейская сторона не вполне понимает логику российской политики на Ближнем Востоке. Европейские эксперты и политики задаются вопросом, продолжит ли Россия быть «спойлером» всех западных начинаний (именно такой стереотип распространен на Западе), или же Москва действительно стремится играть роль «честного брокера». В свою очередь, принимая во внимание, что ЕС остается зависимым от политической линии евроатлантического партнера, дополнительную неопределенность и для России, и для ЕС создает не вполне ясная политика Д. Трампа в регионе. Большое влияние на развитие ситуации будет иметь политика США в отношении Ирана.

Очевидно, что урегулирование ситуации на Ближнем Востоке возможно только при участии трех сторон — России, ЕС и США, а также включения в процесс региональных акторов. Поиск путей выхода из ситуации идет как на политическом, так и на экспертном уровне.

Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 3.39)
 (18 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся