Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 4.6)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Тодоров

К.ю.н., старший научный сотрудник отдела разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова

В последние годы привычное многим восприятие Арктики как зоны мира и сотрудничества подвергается большим испытаниям. Причем если такие традиционные для региона сферы сотрудничества, как устойчивое развитие, защита окружающей среды и адаптация к изменению климата не сильно ощутили на себе последствия кризиса в отношениях между Россией и Западом, то в военно-политической плоскости рост напряженности прослеживается невооруженным глазом. Об этом говорит хотя бы тот факт, что количество и сложность военных учений в Арктике и близлежащих акваториях (с привлечением значительного числа неарктических стран) продолжают расти. На этом фоне любое появление корабля одного арктического государства в водах другого выглядит событием, как минимум заслуживающим внимания.

В конце августа 2021 г. ледокол Береговой охраны (БОХР) США Healy отправился в трехнедельную экспедицию в воды Северо-Западного прохода (СЗП), пролегающего вдоль побережья Канады. Конечным пунктом назначения Healy определен город Нуук, Гренландия (на момент написания материала ледокол находился в прибрежных водах Гренландии). В ходе экспедиции были проведены совместные с БОХР Канады учения по поиску и спасанию, а также научные исследования с привлечением ученых из США, Канады и Дании.

Когда речь заходит о спорных акваториях Северо-Западного прохода, у любого, кто интересуется Арктикой, могут возникнуть ассоциации с Северным морским путем (СМП), проходящим вдоль российского северного побережья. У России (как и у Канады) имеются исторические разногласия с США, тянущиеся с 1960-х гг., по поводу правового статуса морских пространств СМП и режима судоходства по нему.

От России и США, конечно, не следует ждать проявлений добрососедских устремлений и проведения совместных операций на СМП. А вот возможность проведения операции в рамках Программы свободы судоходства на Севморпути обсуждается в американских властных и экспертных кругах достаточно давно. Полностью исключать того, что США решатся провести FONOP на СМП, безусловно, нельзя. Но вероятность такого события в ближайшее время невысока. Во-первых, американцы не могут не отдавать себе отчета в том, что такой маневр при текущем уровне напряженности будет явной провокацией России, способной взорвать обстановку в Арктике и привести к открытому конфликту. Во-вторых, у США нет военных кораблей с ледовым усилением. И наконец, в-третьих, в случае с СЗП Вашингтон выбрал мирный сценарий и не стал провоцировать Канаду, а это дает основания надеяться на прагматичный настрой нынешних американских властей.

В последние годы привычное многим восприятие Арктики как зоны мира и сотрудничества подвергается большим испытаниям. Причем если такие традиционные для региона сферы сотрудничества, как устойчивое развитие, защита окружающей среды и адаптация к изменению климата не сильно ощутили на себе последствия кризиса в отношениях между Россией и Западом, то в военно-политической плоскости рост напряженности прослеживается невооруженным глазом. Об этом говорит хотя бы тот факт, что количество и сложность военных учений в Арктике и близлежащих акваториях (с привлечением значительного числа неарктических стран) продолжают расти [1]. На этом фоне любое появление корабля одного арктического государства в водах другого выглядит событием, как минимум заслуживающим внимания.

В конце августа 2021 г. ледокол Береговой охраны (БОХР) США Healy отправился в трехнедельную экспедицию в воды Северо-Западного прохода (СЗП), пролегающего вдоль побережья Канады. Конечным пунктом назначения Healy определен город Нуук, Гренландия (на момент написания материала ледокол находился в прибрежных водах Гренландии). В ходе экспедиции были проведены совместные с БОХР Канады учения по поиску и спасанию, а также научные исследования с привлечением ученых из США, Канады и Дании.

Выпад «ястреба» или полет «голубя»?

Проход американских кораблей через СЗП — достаточно редкое явление. За период с начала XX в. по 2020 г. суда под американским флагом побывали в этих акваториях всего 34 раза. Последний раз корабль БОХР США появлялся на СЗП в 2017 г., а конкретно Healy — в 2003 г.

Экспедиции американских кораблей по СЗП знаменательны еще и тем, что судоходство в этих акваториях, соединяющих Атлантический океан с Тихим, — исторически неоднозначная тема в отношениях между Канадой и США. С конца 1960-х гг. между двумя странами длится спор о правовом статусе СЗП и режиме судоходства в его водах. Противоречия возникли в 1969 г. после прохода по СЗП американского танкера Manhattan. США не получали официального разрешения от канадских властей, что было воспринято правительством Канады как прямая угроза для канадского суверенитета в Арктике [2]. Вслед за этим инцидентом Оттава приняла ряд законодательных актов, закрепляющих полный контроль страны над этими морскими пространствами. В частности, в 1985 г. Канада установила прямые исходные линии вокруг канадского арктического архипелага. Тем самым акватории СЗП перешли в категорию внутренних вод Канады, в отношении которых она обладает полным суверенитетом. Все суда, желающие пройти по СЗП, должны получать разрешение канадских властей. Кроме того, Оттава приняла ряд законов, регулирующих доступ в канадские воды судов в зависимости от их типа, конструкции, грузов и районов планируемой навигации (Arctic Waters Pollution Prevention Act; Arctic Shipping Safety and Pollution Prevention Regulations), а также устанавливающих обязательный механизм судовых сообщений (NORDREG).

Соединенные Штаты не разделяют позицию Канады в отношении СЗП и заявляют, что он представляет собой пролив, используемый для международного судоходства, где иностранные суда пользуются правом транзитного прохода. Вашингтон также оспаривает легитимность введенных Оттавой ограничений судоходства, в частности системы судовых сообщений NORDREG [3]. Периодически официальные представители США напоминают мировой общественности о своем непринятии канадских притязаний. Так, в нашумевшем выступлении накануне министерской встречи Арктического совета в Рованиеми (Финляндия) в мае 2019 г. госсекретарь США М. Помпео заявил, что Канада (наряду с Россией) выдвигает незаконные претензии в Арктике, указав на давний американо-канадский спор в отношении СЗП.

В то же время США и Канада пытались направить свои разногласия в мирное русло. Так, в 1988 г. стороны подписали Соглашение о сотрудничестве в Арктике. Документ подтвердил желание обеих сторон развивать сотрудничество и продвигать общие интересы в регионе. Государства обязались использовать экспедиции своих ледоколов в арктических водах для проведения научных исследований и обмениваться их результатами. Одно из ключевых положений документа закрепляет обязательство США получать согласие канадского правительства на проход своих ледоколов в акваториях, которые Канада считает внутренними водами. Однако соглашение 1988 г., затронув тему судоходства ледоколов по СЗП, оставило в стороне все другие вопросы, касающиеся плавания в данных морских пространствах. Таким образом, США и Канада договорились остаться при своих позициях относительно правового статуса и режима СЗП.

С учетом неоднозначной истории вопроса при планировании экспедиции в воды СЗП перед США были открыты два принципиально разных политических маршрута.

Первый — в очередной раз подтвердить незыблемость своей позиции о незаконности притязаний Канады на воды СЗП. Для таких случаев в США с конца 1970-х гг. действует Программа свободы судоходства (Freedom of Navigation Program, FON), направленная на реализацию приоритетной задачи политики США в Мировом океане по поддержанию возможности оперативной переброски военно-морских сил в ключевые стратегические регионы. Программа была запущена в 1979 г. в результате фиксации американскими властями недостаточной эффективности простых дипломатических демаршей против неадекватных, с их точки зрения, морских правопритязаний. Помимо прочего, FON предполагает проход военных кораблей через оспариваемые акватории для демонстрации несогласия США с ограничениями судоходства, введенными прибрежными государствами (Freedom of navigation operation, FONOP) [4]. Для реализации FON на СЗП США должны были бы отправить военный корабль в акватории СЗП, не получив согласия канадских властей. Очевидно, такой маневр встретил бы резкий и решительный отпор Канады.

Второй путь для США — продемонстрировать приверженность развитию добрососедских отношений с Канадой, не делая акцент на наличии разногласий в отношении СЗП. Такому выбору идеально соответствуют механизмы Соглашения 1988 г. Для их реализации американцы должны были послать не военный корабль, а ледокол, заявить научные исследования в качестве цели экспедиции и получить согласие канадских властей.

США выбрали миролюбивый вариант. Перед походом ледокола Healy руководство БОХР США заявило, что экспедиция не относится к FONOP, а будет проходить в тесном взаимодействии с Канадой. В качестве основных целей экспедиции было заявлено проведение научных исследований и взаимодействие с БОХР Канады. Суть научных работ заключалась в картографировании морского дна, а также изучении характеристик льда и морских течений в районе СЗП. Полученные результаты позволят ученым строить более точные модели изменения погодных условий и усовершенствовать навигационные карты.

Политический контекст экспедиции

Решение американских властей продемонстрировать Канаде свои добрососедские намерения, избегая острых углов в двусторонних отношениях вокруг СЗП, вполне укладывается в русло последних изменений внешней политики США в Арктике. Помимо возвращения климатической и экологической проблематики в список государственных приоритетов страны, администрация Дж. Байдена взяла твердый курс на укрепление сотрудничества и консолидацию позиций с союзниками в регионе [5]. Ранее в текущем году Дж. Байден и премьер-министр Канады Дж. Трюдо подписали дорожную карту американо-канадского сотрудничества, договорившись расширить сотрудничество в области военной безопасности и управления Арктическим регионом. В этом контексте взаимодействие Healy с канадской БОХР и транзит в столицу Гренландии следует рассматривать как стремление США к дальнейшему сближению с ключевыми союзниками на Крайнем Севере. Примечательным является также тот факт, что кроме американцев, членами экипажа Healy во время навигации по СЗП были офицеры канадской БОХР, ВМС Дании и Великобритании, которая в последние годы активизировала свое присутствие в приполярных районах.

Поход американского ледокола был также нацелен на отработку и улучшение навыков экипажа в суровых арктических условиях. США, испытывающие острую нужду в ледокольных ресурсах, планируют начать вводить в строй новые ледоколы с 2024 г. В этой связи страна будет также нуждаться в кадрах, имеющих опыт плавания в полярных водах.

Кроме того, в более широком контексте экспедиция американского ледокола является демонстрацией активного присутствия США в Арктике. В течение многих лет американское арктическое сообщество критиковало власти страны за недооценку важности региона, недофинансирование инфраструктурных проектов и пассивную политику в Арктике. Решение отправить ледокол в Гренландию транзитом через СЗП можно расценивать как ответ американского руководства на подобную критику. По емкому замечанию главы БОХР США Адмирала К. Шульца, «физическое присутствие в Арктике равнозначно влиянию».

Параллели с Северным морским путем

Когда речь заходит о спорных акваториях Северо-Западного прохода, у любого, кто интересуется Арктикой, могут возникнуть ассоциации с Северным морским путем (СМП), проходящим вдоль российского северного побережья. По аналогии с Канадой у России имеются исторические разногласия с США, тянущиеся с 1960-х гг., по поводу правового статуса морских пространств СМП и режима судоходства по нему. Россия рассматривает СМП как свою «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию» [6], приняв ряд нормативно-правовых актов, закрепляющих национальный контроль над судоходством. В соответствии с Правилами плавания по СМП 2020 г., во всей акватории Севморпути действует разрешительный порядок плавания судов.

Как и в случае с СЗП, Соединенные Штаты настаивают на том, что некоторые проливы СМП (в частности, проливы Санникова и Дмитрия Лаптева) являются международными и на них распространяется право транзитного прохода [7]. Россия исходит из того, что проливы находятся под ее полным суверенитетом: в 1984 и 1985 гг. путем проведения прямых исходных линий СССР объявил своими внутренними водами обширные морские пространства Северного Ледовитого океана вдоль побережья, включая оспариваемые США проливы [8]. В 2015 г. США направили России дипломатическую ноту, в которой содержатся претензии в отношении всего режима СМП.

В этом контексте возникает вопрос, можно ли сделать из похода ледокола США в акватории СЗП какие-то выводы для России?

Несмотря на сходство двух исторических споров, отличий тоже хватает. Во-первых, американо-российские отношения, очевидно, находятся на совершенно другом уровне по сравнению с американо-канадскими. Канада является ключевым союзником и партнером США во многих областях, начиная с обороны (NORAD) и заканчивая торговлей (NAFTA). Россия же, напротив, традиционно считается одним из главных оппонентов Соединенных Штатов в глобальной повестке, а текущие двусторонние отношения находятся в крайне плачевном состоянии. Во-вторых, между Россией и США нет соглашений о взаимодействии на СМП, аналогичных американо-канадскому Соглашению 1988 г. Несмотря на то, что Москва и Вашингтон заключили ряд двухсторонних договоренностей о сотрудничестве в Арктике, они касаются в основном района Берингова пролива [9] и не затрагивают участки СМП.

В этой связи от России и США, конечно, не следует ждать проявлений добрососедских устремлений и проведения совместных операций на СМП. А вот возможность проведения операции в рамках Программы свободы судоходства на Севморпути обсуждается в американских властных и экспертных кругах достаточно давно. В 2019 г. представитель ВМС США заявил о необходимости провести FONOP в Арктике в ответ на новость о том, что в России рассматривается законопроект о введении уведомительного порядка прохода военных кораблей по территориальному морю на СМП (законопроект так и не был принят). В 2021 г. Министр ВМС США К. Брэйтуэйт также не исключил возможность проведения FONOP в водах вдоль российского побережья.

В мае 2020 г. корабли ВМС Великобритании и США даже провели совместную операцию в Баренцевом море с официальной формулировкой «в целях обеспечения свободы судоходства». Однако эта операция не могла считаться FONOP, поскольку СМП не охватывает Баренцево море и там нет незаконных, с точки зрения США, морских притязаний (ни России, ни Норвегии), которые американцы оспаривали бы. Согласно ежегодным докладам Министерства обороны США с 1991 г., до текущего момента в водах Северного Ледовитого океана не было проведено ни одной операции FONOP.

Полностью исключать того, что США решатся провести FONOP на СМП, безусловно, нельзя. Но вероятность этого в ближайшее время невысока. Во-первых, американцы не могут не отдавать себе отчета в том, что такой маневр при текущем уровне напряженности будет явной провокацией России, способной взорвать обстановку в Арктике и привести к открытому конфликту. Во-вторых, у США нет военных кораблей с ледовым усилением. И несмотря на то, что, как показал случай с французским кораблем Rhone в 2018 г., пройти по СМП в летнюю навигацию может и обычное судно, дрейфующие льды в совокупности с «белыми пятнами» на навигационных картах продолжают представлять опасность для судоходства в данных акваториях, особенно для судов неледового класса. Кроме того, для эффективной демонстрации несогласия с российскими правопритязаниями корабль ВМС США должен будет пройти через оспариваемые проливы, которые в летний период могут быть блокированы льдами. В случае, если американский корабль окажется в аварийной ситуации, обращаться за помощью придется к России, что обернется для США полной потерей лица. И наконец, в-третьих, тот факт, что в случае с СЗП Вашингтон выбрал мирный сценарий и не стал провоцировать Канаду, дает основания надеяться на прагматичный настрой нынешних американских властей.

1. Depledge, D. (2020). Train Where You Expect to Fight: Why Military Exercises Have Increased in the High North. Scandinavian Journal of Military Studies, 3(1), pp. 288–301. DOI: https://doi.org/10.31374/sjms.64

2. Rothwell D.R. The Canadian-U.S. Northwest Passage Dispute: A Reassessment, Cornell International Law Journal, Vol. 26, Iss. 2, pp. 331–372.

3. Roach J. A., Smith W. R. 2012. Excessive Maritime Claims. 3rd ed. Leiden: Martinus Nijhoff Publishers. p. 318

4. J. Kraska, R. Pedrozo. International Maritime Security Law. Leiden, Boston 2013. p. 202

5. Более подробно см. Тодоров А. Внешняя политика США в Арктике: от американоцентризма Д. Трампа к многосторонности Дж. Байдена // Проблемы национальной стратегии. 2021. № 3 (66). С. 42-59. DOI: 10.52311/2079-3359_2021_3_42

6. Статья 14 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"

7. US Department of states, Limits in the Seas № 112, US Responses to Excessive National Maritime Claims, 1992.

8. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР у материкового побережья и островов Северного Ледовитого океана, Балтийского и Черного морей (утв. постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и 15 января 1985 г.).

9. См. Paul Arthur Berkman, Alexander N. Vylegzhanin & Oran R. Young (2016) Governing the Bering Strait Region: Current Status, Emerging Issues and Future Options, Ocean Development & International Law, 47:2, 186-217, DOI: 10.1080/00908320.2016.1159091


Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 4.6)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся