Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.75)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Вяхирева

К.полит.н., программный менеджер РСМД

В последнее время в экспертных кругах ведется активная дискуссия о трансформации арктического региона в связи с расширением круга присутствующих в нем стран и акторов, потеплением климата, общим характером международных отношений. Ряд экспертов поднимают вопрос о проецировании отношений России США и Китая на мировом уровне на Арктику и о росте конфликтности региона. Другие же полагают, что говорить о возможных конфликтах в регионе преждевременно. В марте 2020 г. Центр стратегических и международных исследований (CSIS) опубликовал доклад Хизер Конли и Метью Мелино «Арктический “момент” Америки». В центре внимания авторов — вопрос о стратегических последствиях для США к 2050 г., в случае, если два конкурента США — Россия и Китай — продолжат развивать свои долгосрочные экономические стратегии и защищать интересы безопасности в Арктике, а США этого делать не будут.

Авторы полагают, что правящие круги США уделяют недостаточное внимание арктическому направлению американской политики. Вашингтон обеспокоен деятельностью России и Китая в Арктике, это беспокойство отражено в стратегических документах, однако на практике США не хотят отвлекать ресурсы от приоритетных направлений, обозначенных на настоящий момент. По мнению Конли и Мелино, в обозримом будущем, при прочих равных условиях, Соединенные Штаты будут продолжать терять экономические и военные позиции в Арктике, что еще больше подорвет американскую мощь и влияние в мире, в случае если США не решат увеличить свое физическое присутствие в арктическом регионе.


В последнее время в экспертных кругах ведется активная дискуссия о трансформации арктического региона в связи с расширением круга присутствующих в нем стран и акторов, потеплением климата, общим характером международных отношений. Ряд экспертов поднимают вопрос о проецировании отношений России США и Китая на мировом уровне на Арктику и о росте конфликтности региона. Другие же полагают, что говорить о возможных конфликтах в регионе преждевременно. В марте 2020 г. Центр стратегических и международных исследований (CSIS) опубликовал доклад Хизер Конли и Метью Мелино «Арктический “момент” Америки». В центре внимания авторов — вопрос о стратегических последствиях для США к 2050 г., в случае, если два конкурента США — Россия и Китай — продолжат развивать свои долгосрочные экономические стратегии и защищать интересы безопасности в Арктике, а США этого делать не будут.

Авторы полагают, что правящие круги США уделяют недостаточное внимание арктическому направлению американской политики. Вашингтон обеспокоен деятельностью России и Китая в Арктике, это беспокойство отражено в стратегических документах, однако на практике США не хотят отвлекать ресурсы от приоритетных направлений, обозначенных на настоящий момент. По мнению Конли и Мелино, в обозримом будущем, при прочих равных условиях, Соединенные Штаты будут продолжать терять экономические и военные позиции в Арктике, что еще больше подорвет американскую мощь и влияние в мире, в случае если США не решат увеличить свое физическое присутствие в арктическом регионе.

2019 г., а именно выступление госсекретаря М. Помпео в Рованиеми на министерской встрече Арктического совета можно считать поворотным моментом для арктической политики США, подчеркивают авторы. Соединенные Штаты стали рассматривать Арктику через призму соперничества великих держав и признали усиление военного и экономического присутствия России и Китая. Этот политический сдвиг был отражен в речи госсекретаря Помпео в Рованиеми, Финляндия, а также в «повторном открытии» Вашингтоном стратегического значения Гренландии, вызванном экономической деятельностью Китая. Как отмечают авторы доклада, правящие круги США постепенно осознают, что Арктика имеет геостратегическое значение для Америки, но делают это слишком медленно и без выделения необходимой бюджетной поддержки, выработки политических приоритетов и без назначения высшего руководства для достижения результатов на данном направлении.

В докладе рассматриваются три сценария развития ситуации в Арктики к 2050 г., акцент в них делается на политике России и Китая в регионе и последствиях для США.

На основе анализа военного присутствия России в Арктике эксперты предлагают два варианта «российского военного сценария». Первый вариант в значительной степени представляет собой экстраполяцию того, что российские военные в настоящее время предпринимают в Арктике. В соответствии с данным сценарием возможен незначительный рост военной активности, связанной главным образом с территориальной защитой и обеспечением ядерного потенциала ответного удара. Второй вариант предусматривает значительное усиление российского военного присутствия в Арктике, рост глобального и регионального наступательного потенциала. По замечанию Конли и Мелино, многие элементы обоих вариантов сценария просматриваются уже сегодня.

Второй сценарий авторы озаглавили «китайский военный сценарий», акцент делается на двойное использование экономического и научного присутствия Китая в Арктике, сценарий базируется на примере поведения Китая в Южно-Китайском море для определения его будущего поведения в Центральной части Cеверного Ледовитого океана (например, милитаризация рыболовства; флот, требующий доступа в исключительные экономические зоны). Третий сценарий развития ситуации к 2050 г. — «сценарий российско-китайского взаимодействия», в котором Россия и Китай сотрудничают по военным вопросам в Арктике против интересов США. Авторы объясняют, что данный сценарий основан на существующем китайско-российском военном взаимодействии в области совместных военно-морских учений, совместных воздушных операций в Тихом океане. Этот сценарий, по замечанию американских экспертов, является наиболее разрушительным для стратегических интересов США.

Во втором блоке сценариев рассматриваются перспективы экономического развития Арктики, акцент делается на вопросах энергетики. В целом эксперты отмечают, что динамика экономического развития Арктики, от разведки и транспортировки энергетических ресурсов до развития рыболовства и телекоммуникаций, будет оказывать значительное влияние на ход «великодержавной» конкуренции в Арктике, энергетика будет определяющим фактором соперничества. Потребность Китая в диверсификации источников энергии и ее проведение в течение следующих 30 лет, а также способность России поддерживать экспорт энергоносителей будут ключевым фактором, определяющим экономическую и геостратегическую активность этих стран. Арктика имеет решающее значение для будущего экономического развития России. Для Китая Арктика является необходимым, но менее важным источником энергоресурсов.

Первый сценарий «низкой интенсивности» предполагает замедление темпов разработки энергоресурсов в регионе в связи со стремлением к глобальной декарбонизации и углеродной нейтральности. Другие два сценария — «средней и высокой интенсивности» — предусматривают более значительную роль арктических энергетических ресурсов, обусловленную глобальным спросом на энергоресурсы, что влечет за собой соответствующее технологическое и инфраструктурное развитие региона.

По мнению авторов доклада, США следует принять во внимание вероятность развития ситуации в Арктике по негативным для интересов Соединенных Штатов сценариям и приложить усилия для недопущения их претворения в жизнь. Эксперты считают, что для этого США должны активизировать свою политику в Арктике и выдвигают ряд предложений и рекомендаций по модернизации политики США в арктическом регионе.

Эксперты рекомендуют усилить дипломатическое, а также военное присутствие США в Арктике. В частности, авторы предлагают расширить дипломатические контакты с арктическими и околоарктическими государствами, увеличив число дипломатических представительств США в этих странах. В военной сфере предлагается создать «многолетнюю инициативу по арктической безопасности», усилив присутствие США как в американской, так и в европейской арктической зонах. В качестве второго компонента расширения американской активности они видят активизацию экономической и научной деятельности. Авторы предлагают создать всемирно узнаваемую сеть ученых и научных учреждений США, занимающихся вопросами Арктики, увеличить число исследовательских станций в Арктике. Для этого предлагается учредить Фонд арктической науки и устойчивого экономического развития, который также будет содействовать развитию субрегиональной торговли и инвестиций.

По мнению Конли и Мелино, благодаря этим усилиям, Соединенные Штаты смогут лучше защищать и продвигать свои национальные интересы в Арктике, а также заставят Россию и Китай пересмотреть свою политику и учитывать силу и влияние США в регионе.

***

Отношения России и США в Арктике остаются достаточно противоречивыми, сохраняются тенденции как к сотрудничеству, так и соперничеству. Несмотря на общее ухудшение отношений России и Запада, России и США после 2014 г., можно отметить ряд положительных результатов, достигнутых при участии России и США. Это говорит о том, что возможности взаимодействия существуют и в условиях кризиса. Так, например, был разработан и принят обязательный Международный кодекс для судов в полярных водах — Полярный кодекс, вступивший в силу в 2017 г. В соответствии с Кодексом, ужесточаются правила обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды для судов, оперирующих в арктических водах. Кроме того, было подписано соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в международных водах центральной части Северного Ледовитого океана. Соглашение о рыболовстве в Арктике, подписанное в 2018 г., запрещает коммерческий промысел в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана. Однако чем глубже и продолжительнее кризис в отношениях России и Запада, России и США, тем больше вероятность того, что военно-политическая обстановка в арктическом регионе может изменится в худшую сторону, что перекроет возможности для дальнейшего взаимодействия.

Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.75)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся