Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.64)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Ирина Ивахнюк

Д.э.н., профессор, член Глобальной Ассоциации экспертов по миграционной политике

Аналитическая записка №62 / 2025

Обучение иностранных студентов приносит принимающей стране имиджевые, социально-культурные, политические и финансовые преимущества. Именно поэтому политика принимающих стран в отношении международной учебной миграции, как правило, имеет стимулирующий характер, а международный рынок образовательных услуг остается высококонкурентным.

Россия имеет большой исторический опыт в сфере образовательной миграции. Во времена Советского Союза, несмотря на то что страна была практически закрыта для международной миграции, привлечение иностранных граждан для обучения в СССР было частью государственной политики. В 1990 г. в советских вузах обучалось более 125 тыс. иностранных студентов (70% из них — в вузах РСФСР), и это был третий показатель в мире после США и Франции. В СССР была создана эффективная система подготовки квалифицированных специалистов, советское образование заслуженно считалось одним из лучших в мире, однако в 1990-е гг. эта система фактически прекратила свое существование.

В 2010-е гг. привлечение иностранных студентов стало одним из приоритетов российской миграционной политики, а с 2017 г. экспорт образования стал частью социально-экономической стратегии развития России. По данным Министерства высшего образования и науки РФ, в 2024 г. в российских вузах обучались 376 тыс. иностранных студентов, из них 220 тыс. — граждане стран СНГ. При этом, за последние 5 лет число студентов из государств дальнего зарубежья увеличилось в разы: из Китая, Индии, Египта — более чем в два раза, из Ирана — более чем в три раза. На 2024 г. доля иностранных студентов в России составляет 8,5% от общего числа учащихся.

Согласно данным за 2023 г., Россия входит в число ведущих стран мира по числу иностранных студентов, уступая США, Великобритании, Австралии, Германии и Канаде. Формирование условий, способствующих привлечению иностранных студентов в российские вузы, превратило образовательную миграцию в значимый и быстро расширяющийся канал международной мобильности.

Согласно целевым показателям, установленным на высшем государственном уровне, число иностранных студентов в российских вузах должно вырасти до 500 тыс. к 2030 г. Таким образом, в ближайшие годы их число должно увеличиваться в среднем на 20 тыс. ежегодно. Университеты как основные элементы системы высшего образования при должной поддержке государства способны стать проводниками внешней политики России. Обучение студентов из этих государств по востребованным специальностям, их положительный миграционный опыт, сохранение в дальнейшем связей с alma mater — все это создает благоприятный фон для взаимовыгодного сотрудничества и доверия между странами, расширения контактов в сферах политики, бизнеса и культуры.

Аналитическая записка №62 / 2025

Обучение иностранных студентов приносит принимающей стране имиджевые, социально-культурные, политические и финансовые преимущества. Именно поэтому политика принимающих стран в отношении международной учебной миграции, как правило, имеет стимулирующий характер, а международный рынок образовательных услуг остается высококонкурентным.

Россия имеет большой исторический опыт в сфере образовательной миграции. Во времена Советского Союза, несмотря на то что страна была практически закрыта для международной миграции, привлечение иностранных граждан для обучения в СССР было частью государственной политики. В 1990 г. в советских вузах обучалось более 125 тыс. иностранных студентов (70% из них — в вузах РСФСР), и это был третий показатель в мире после США и Франции. В СССР была создана эффективная система подготовки квалифицированных специалистов, советское образование заслуженно считалось одним из лучших в мире, однако в 1990-е гг. эта система фактически прекратила свое существование.

В 2010-е гг. привлечение иностранных студентов стало одним из приоритетов российской миграционной политики, а с 2017 г. экспорт образования стал частью социально-экономической стратегии развития России. По данным Министерства высшего образования и науки РФ, в 2024 г. в российских вузах обучались 376 тыс. иностранных студентов, из них 220 тыс. — граждане стран СНГ. При этом, за последние 5 лет число студентов из государств дальнего зарубежья увеличилось в разы: из Китая, Индии, Египта — более чем в два раза, из Ирана — более чем в три раза. На 2024 г. доля иностранных студентов в России составляет 8,5% от общего числа учащихся.

Согласно данным за 2023 г., Россия входит в число ведущих стран мира по числу иностранных студентов, уступая США, Великобритании, Австралии, Германии и Канаде. Формирование условий, способствующих привлечению иностранных студентов в российские вузы, превратило образовательную миграцию в значимый и быстро расширяющийся канал международной мобильности.

Согласно целевым показателям, установленным на высшем государственном уровне, число иностранных студентов в российских вузах должно вырасти до 500 тыс. к 2030 г. Таким образом, в ближайшие годы их число должно увеличиваться в среднем на 20 тыс. ежегодно. Университеты как основные элементы системы высшего образования при должной поддержке государства способны стать проводниками внешней политики России. Обучение студентов из этих государств по востребованным специальностям, их положительный миграционный опыт, сохранение в дальнейшем связей с alma mater — все это создает благоприятный фон для взаимовыгодного сотрудничества и доверия между странами, расширения контактов в сферах политики, бизнеса и культуры.

Образовательная миграция в Россию: современное состояние и перспективы развития, 6,5 Мб

(Голосов: 11, Рейтинг: 4.64)
 (11 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся