Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Насколько вероятна новая «гонка вооружений»? Приведут ли последние действия России и США к новой холодной войне или они станут отправной точкой переговоров о новом договоре о сокращении стратегических вооружений?

Эти и другие вопросы обсудят в ходе вебинара Ричард Вайтц, директор Центра военно-политического анализа Гудзоновского института (Hudson Institute) и Илья Кравченко научный сотрудник РИСИ, эксперт РСМД.

Вы можете задать участникам свои вопросы, добавив комментарий к этой записи.

6 апреля 2018 г. состоялся вебинар, посвященный российско-американским отношениям в сфере безопасности. Спикерами выступили Ричард Вайтц, директор Центра военно-политического анализа Гудзоновского института, и Илья Кравченко, научный сотрудник РИСИ, эксперт РСМД.

В начале дискуссии Илья Кравченко напомнил, что 4 апреля 1948 г. американский президент Гарри Трумэном подписал «Плана Маршалла». В настоящее время, 70 лет спустя, мы можем увидеть некоторые параллели в российско-американских отношениях с тем временем. План Маршалла в прошлом, но США и сейчас заявляют, что Европа является сферой американских интересов. Холодная война закончилась, не существует больше такой идеологической поляризации мира, как ранее, но мы наблюдаем дипломатический кризис и обострение российско-американских отношений. Если 20 лет назад США и Россия стремились договариваться, уменьшать количество ядерного оружия, то сегодня мы можем говорить о «новой холодной войне», когда исчезают не только переговоры как таковые, но даже площадки и возможности для их ведения. Внезапно оказалось, что договоры, которые были подписаны, уже неспособны решить вопросы, которые встают перед странами сегодня, а о новых договоренностях не заговаривают ни Россия, ни США.

Ричард Вайтц сделал акцент на трех последних американских документах в военной сфере: Стратегии национальной безопасности, Стратегии национальной обороны Соединённых Штатов Америки 2018 года и Ядерной доктрине 2018 года. Россия и Китай и раньше рассматривались как конкуренты, которые являются великими державами (причем эта конкуренция носит многомерный характер: как в военной сфере, так и в ценностном и экономическом аспекте). Но последний из документов — новая ядерная доктрина США — четко фокусируется на России, хотя Трамп и говорит о Китае как основной угрозе.

Говоря о ядерном оружии, спикеры не могли не затронуть тему иранской и северокорейской ядерной программы. Ни Россия, ни США не могут просто приказать этим странам отказаться от имеющегося ядерного оружия. Существующие механизмы контроля изжили себя, система больше не работает, и государствам необходимо решать этот вопрос.

Отвечая на вопросы, спикеры отметили несколько моментов.

Во-первых, напряжение между Россией и Западом из-за дела Сергея Скрипаля действительно растет. Дело Скрипаля напомнило, насколько опасно химическое оружие, даже в таких малых дозах. Возникает вопрос, что если им в больших количествах завладеют террористы? Что если террористы завладеют ядерным оружием? Это еще один вызов, стоящий перед государствами. Правительства должны не обвинять друг друга, а сотрудничать. Мы живем в период, когда страны обмениваются обвинениями, как и во время холодной войны. Но тогда все вопросы обсуждались, а сейчас даже дипломаты не могут встретиться и обсудить аргументы сторон. Это говорит о кризисе правил игры и проблеме предъявления доказательств, сегодня нужно договориться хотя бы об этом.

Во-вторых, доподлинно не известно, каким вооружением обладает Китай — в отличие от России и США, это государство не подписывало никаких договоров по ограничению оружия. Нам известен объем военного бюджета КНР, который меньше американского, но намного больше российского, но российское и американское оружие мы видели в Сирии и других конфликтах, а китайское — нет. Поэтому китайская угроза для США представляется более серьезной, чем российская. Что касается американского военного бюджета, большие траты обусловлены привлечением частных компаний и транспортировкой американского контингента по всему миру.

В-третьих, несколько лет назад Владимир Путин заявил о готовности России к сотрудничеству с другими странами в борьбе с терроризмом. Но сейчас существует проблема определения, с кем именно бороться, кто является террористами (например, в Сирии). К тому же, вряд ли Россия и США могут полноценно сотрудничать в борьбе с терроризмом, отделив эту сферу от всех других, где у стран есть разногласия.

В конце вебинара спикеры поделились своим видением будущего мира, и Ричард Вайтц предположил, что попытки восстановления и улучшения российско-американских отношений могут строиться путем малых шагов — сотрудничества по взаимовыгодным вопросам, например, вопросам изменения климата, экономического развития Арктики.

Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся