Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Как должна выглядеть программа председательства России в «Большой двадцатке» в 2013 г.?

27 октября 2011 г. запущен проект по проблеме глобального управления, в рамках которого прошел первый совместный семинар Российского совета по международным делам (РСМД) и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ (ИМОМС НИУ ВШЭ) на тему «Роль и место «Группы двадцати» в современной международной системе и перспективы ее развития в контексте внешних вызовов и долгосрочных приоритетов российской внутренней и внешней политики». Идея проекта предполагает выработку совместного предложения по предстоящей повестке дня председательства России в «Группе двадцати» в 2013 г. и в «Группе восьми» и БРИКС – в 2014 г в соответствии с российскими внешнеполитическими приоритетами и национальными интересами. С этой целью проводится встреча экспертов по данному направлению.

В семинаре приняли участие видные исследователи-международники и специалисты-практики: Президент РСМД И.С. Иванов, Посол по особым поручениям, внешнеполитический су-шерпа от российской стороны в «Группе восьми», координатор в МИД РФ по вопросам «Группы двадцати» и группы БРИКС В.Б. Луков, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса Л.Н. Клепацкий, ректор Российской экономической школы С.М. Гуриев, директор Института фундаментальных междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ М.Г. Гилман, бывший исполнительный директор МВФ от Японии К. Дайсуке, директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ С.В. Алексашенко, заведующий отделом международно-политических проблем ИМЭМО РАН Н.А. Косолапов и др. Модераторами двух сессий семинара выступили директор ИМОМС НИУ ВШЭ М.В. Ларионова и доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО (У) МИД РФ В.В. Панова.

В ходе дискуссий обсуждались вопросы эффективности и легитимности «Группы двадцати», положение «Двадцатки» в системе глобального управления, российские интересы в группе и механизмы их достижения.

Открывая встречу, Вадим Луков отметил, что в ходе глобального экономического кризиса мировая общественность обратила свое внимание на деятельность «Большой двадцатки». В связи с этим сегодня «Двадцатка» должна подтвердить две свои ключевые функции: функцию кризисного реагирования, «кризисного штаба мировой экономики и финансов», и функцию «инструмента долгосрочного реформирования финансово-экономической системы». При этом, выполнение этой задачи должно начинаться с глубокого анализа происходящих в мире финансово-экономических процессов. Сегодня темпы экономического роста в развитых странах снижаются, в то время как в странах БРИКС и развивающихся странах мы наблюдаем сохранение существующих высоких темпов роста. Это приводит к тому, что экономические циклы в различных регионах мира перестают совпадать. С одной стороны, такое положение дел позволяет сохранить очаги стабильного экономического роста в различных регионах мира, но с другой – провоцирует накопление дисбалансов. Но главное, что изменилось за последние годы, - это характер отношений между экономикой и государством. «Экономика на длительное время подсела на иглу субсидий и слезть с нее уже не сможет длительное время», - подчеркнул Вадим Луков.

В этом контексте особую значимость приобретают вопросы эффективности «Двадцатки». В своем докладе Николай Косолапов остановился на этой проблеме, связав ее с развитием легитимности «Группы двадцати». Были выделены такие факторы, необходимые для оценки эффективности, как выбор глобальных или российских категорий, четкость определения целей «Двадцатки» (отсутствующая на данный момент) для соотнесения их с предпринимаемыми действиями, горизонт оценки (эффективность группы в краткосрочной и долгосрочной перспективах будет разниться). Однако в случае с «Группой двадцати» традиционное правило о прямо пропорциональной связи между эффективностью и легитимностью института не подтверждается. «Почему? Потому что эффективность зависит от тех самых целей, которые мы пока не знаем. Может быть очень высокая эффективность, которая будет в корне размывать легитимность «Двадцатки». Такое положение вполне может возникнуть, если результаты этой эффективности будут задевать большое количество интересов и вызывать политическое, экономическое или иное противодействие», - аргументировал свой тезис докладчик.

В продолжение обсуждения Сергей Алексашенко предложил рассматривать внутри «Группы двадцати» «Тройку», состоящую из бывшего, нынешнего и будущего государства-председателя. Именно «Тройка» ведет большую часть переговорного процесса внутри этого института. Тем более, Россия, с ее весом в 2,5% в мировом ВВП, даже при условии выработки самой актуальной и рациональной инициативы, не сможет «продвинуть» ее в одиночку. Российским представителям в «Двадцатке» необходимо еще на стадии обсуждения заручиться поддержкой стран, входящих в состав «Группы двадцати» (за исключением стран «Группы восьми») и обладающих внушительным совокупным весом в мировой экономике.

Важным дополнением этой дискуссии стал доклад Александра Горелика, в котором он отметил, что на уровне взаимодействия внутригосударственных структур должно быть четкое понимание интересов и целей, «инструкции должны выписываться по единым лекалам». При этом, Россия могла бы влиять на повестку дня международных институтов через донорство.

Особое внимание было уделено экономическим аспектам будущей повестки дня «Группы двадцати». Сергей Гуриев остановился на таких аспектах, как финансовая устойчивость, кризисное регулирование и их предотвращение, стимулирование экономического роста во всех регионах мира, противодействие протекционизму, снижение торговых и инвестиционных барьеров, поддержание устойчивости резервных валют. Российскому рублю будет сложно конкурировать за статус резервной валюты, поэтому Россия должна, как минимум, участвовать в создании механизмов, при которых она смогла бы контролировать процесс развития финансовых систем разных стран.

В завершение семинара выступили иностранные эксперты, представившие свои критические замечания относительно развития «Двадцатки» и международных финансовых отношений.

Котегава Дайсуке выразил сомнение относительно необходимости существования «Группы двадцати». Число государств, входящих в «Двадцатку» превышает, по его мнению, максимальное число сторон (пять) для продуктивного диалога и эффективного принятия решений.

Основной тезис доклада Мартина Гилмана заключался в существовании дисбаланса в международной финансовой системе, в условиях которого основные решения принимают не «новые кредиторы», а страны-должники (США, Великобритания, государства ЕС). Поэтому в интересах этих стран-кредиторов было бы создание новой дискуссионной площадки, которая бы позволила им заявить о своих общих интересах и развивать их на основе диалога. 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся