Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

22 декабря 2023 г. Российский совет по международным делам (РСМД) провел экспертное обсуждение на тему «Возможности и сдерживающие факторы научно-технического сотрудничества России и стран — членов БРИКС».

Мероприятие приурочено к выходу нового доклада РСМД «Перспективные направления научного сотрудничества: страны БРИКС». В нем представлены основные концептуальные и институциональные аспекты научной дипломатии стран — партнеров России по БРИКС, а также анализ состояния и перспектив многостороннего научного сотрудничества государств — членов объединения.

22 декабря 2023 г. Российский совет по международным делам (РСМД) провел экспертное обсуждение на тему «Возможности и сдерживающие факторы научно-технического сотрудничества России и стран — членов БРИКС».

Мероприятие приурочено к выходу нового доклада РСМД «Перспективные направления научного сотрудничества: страны БРИКС». В нем представлены основные концептуальные и институциональные аспекты научной дипломатии стран — партнеров России по БРИКС, а также анализ состояния и перспектив многостороннего научного сотрудничества государств — членов объединения.

С приветственным словом к участникам обратился генеральный директор РСМД Иван Тимофеев. Модератором экспертного обсуждения выступила руководитель программного отдела РСМД Елена Карпинская. Результаты исследования представили профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН им. Патриса Лумумбы Алла Борзова, руководитель аналитического департамента научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий, профессор НИУ ВШЭ Ирина Дежина, доцент, заместитель заведующего кафедрой дипломатии МГИМО МИД России Роман Райнхардт, научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России Майя Никольская.

В рамках экспертной дискуссии с докладами выступили заместитель руководителя направления Китай Российского дома международного научно-технического сотрудничества Мария Ульянова, профессор экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра исследований сетевой экономики, главный редактор журнала BRICS Journal of Economics Марина Шерешева, заведующий Центром развития инфраструктуры науки Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере Юрий Белкин.

Экспертным комментарием по теме мероприятия поделились руководитель направления Китай Российского дома международного научно-технического сотрудничества Юрий Бабонов, заведующий отделом научного сотрудничества ИНИОН РАН Герасимов Владимир, заведующий учебно-научной лабораторией изучения экономик стран БРИКС МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Капогузов, заместитель Директора Международного центра научной и технической информации Валерий Парфенов, начальник сектора Государственного научного центра ГосНИИАС Андрей Сливицкий.

Тезисы дискуссии

Открывая мероприятие, генеральный директор РСМД Иван Тимофеев отметил, что позиция России в отношениях со странами БРИКС должна быть проактивной не только в вопросах науки или технологий, но и в отношении конкретных этапов реализации сотрудничества в текущих условиях. Не секрет, что на взаимодействие со странами БРИКС оказывают негативное влияние западные санкции: проблемы взаиморасчетов, сложности с поставками материалов, комплектующих и т.д. Также он добавил, что многие российские университеты и научно-исследовательские центры находятся под западными санкциями. Этот процесс расширения ограничительных мер будет продолжаться, прежде всего в отношении институтов, чья работа связана с высокими технологиями и передовыми направлениями. Хотя страны БРИКС не присоединяются к санкционной политике, их университеты, центры и банки вынуждены учитывать это в своей работе. Он также подчеркнул, что в настоящее время Россия переходит к фрагментированному платежному балансу, что, безусловно, улучшает позиции страны. В качестве альтернативной платежной системы эксперты предложили пересмотреть позицию страны по вопросу использования криптовалюты, так как многие государства уже сейчас активно использует ее в трансграничных расчетах.

Авторы доклада отметили, что для расширения взаимодействия между странами БРИКС в области научно-технического сотрудничества важно определение тех областей, которые могли бы представлять взаимный интерес. По мнению экспертов, перспективными направлениями для взаимодействия между Бразилией и Россией являются возобновляемые источники энергии, противостояние климатическим изменениям, космическая сфера, образовательные технологии, агроиндустрия, оказание помощи в содействии развитию, искусственный интеллект. Что касается Индии, то у России есть накопленные знания и опыт, которые необходимы этой стране, в таких областях, как кибербезопасность, ядерная медицина, фармацевтика и производство вакцин. В свою очередь, Россию в данном сотрудничестве будет интересовать возможность разработки и доступа к технологиям. Эксперт по ЮАР выделил практические космические исследования, фармацевтику и медицинские технологии в качестве приоритетных отраслей взаимодействия между странами, а также отметил необходимость проведения совместной работы в рамках написания и публикации научных статей. Говоря о российско-китайском сотрудничестве в области технологий, науки и инноваций, то оно имеет значительный задел в самых разных областях науки и обладает большим потенциалом для дальнейшего развития.

Эксперты также отметили, что понимание системы и практик научной дипломатии в странах — членах БРИКС может помочь не только для расширения кооперации с Россией, но и в развитии собственных инструментов научной дипломатии. Именно поэтому авторы доклада уделили большое внимание особенностям моделей научно-технического и инновационного развития отдельных стран-членов. Например, в Бразилии программы по содействию развития в научно-технической сфере почти со ста странами мира реализует бразильское агентство по сотрудничеству (ABC), сельскохозяйственными исследованиями занимается крупнейшая бразильская корпорация Embrapa, которая взаимодействует с такими странами, как Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Узбекистан. Россия пока не замечена в сотрудничестве с данными организациями, хотя перспективы для взаимодействия достаточно большие.

Вопросами индийского научно-технического и инновационного развития занимаются Министерство науки и технологий и Министерство иностранных дел, которые выстраивают свою повестку в области научной дипломатии и активно занимаются ее пропагандой и популяризацией. МИД реализует программу «Крылья науки за рубежом», представительства которой базируются в Берлине, Москве, Вашингтоне и Токио. Идея состоит в том, что эти «крылья» содействуют развитию отношений с этими странами, причем через тесные контакты с местными бизнесом, представителями науки, образования. Кроме этого, с 2018 года МИД организует форум индийской дипломатии, в рамках работы которого издаются журналы, реализуются учебные программы. Министерство науки и технологий уделяет особое внимание участию страны в проектах мегасайенс, и на данный момент Индия является участником уже 15 глобальных проектов по данному направлению.

В ЮАР сложился такой подход к научной дипломатии, что, с одной стороны, государство является реципиентом знаний, технологий из стран более продвинутых, а с другой стороны — масштабирует эти технологии, передавая знания африканским партнерам. Результатом такой политики стала инициатива «Капитал научной дипломатии для Африки», которая была запущена в 2022 году в Претории и дает возможность ЮАР позиционировать себя как хаб технологий и знаний. Учитывая такую позицию страны, кооперация с ней предполагает еще больше перспектив для России в рамках партнерства с другими африканскими странами. Эксперты также сделали акцент на том, что в последнее время успешно работает модель тройной спирали, то есть взаимодействие между университетами или научно-техническими учреждениями, государством и крупными корпорациями, которую в России можно было бы применить.

В Китае научную дипломатию воспринимают больше в технологическом ключе, что заключает в себе обмен технологиями и научное сопровождение деятельности. Главным проводником научной дипломатии является Министерство науки и технологий, которое разрабатывает стратегии как развития самих институтов, так и научной диаспоры. При посольствах и генеральных консульствах есть секции, которые занимаются вопросами научно-технического сотрудничества, активно взаимодействуя с университетами и научными центрами страны-пребывания. Помимо вышеуказанного министерства, наиболее значимыми акторами научной дипломатии Китая выступают Академия наук КНР, Национальная инженерная академия КНР, Академия общественных наук КНР, Китайская академия космических технологий, Государственный фонд естественных наук, Китайская ассоциация по науке и технике. Эксперты отметили, что несмотря на то, что китайское руководство привлекает флагманов бизнеса к работе в данной сфере, научная дипломатия в Китае носит государство-центричный характер, в чем наблюдается некая схожесть с российским подходом.

В ходе экспертной сессии было отмечено, что для более успешного продвижения в данной области необходимо предпринять несколько шагов, в число которых входит создание общей базы научных исследований и цифровых платформ для организации совместных исследований, более плотное сетевое взаимодействие, формирование совместных отраслевых консорциумов и межстрановых союзов, а также трансформирование патентной системы с целью избежания «пустышек».

Эксперты упомянули и о таком важном аспекте кооперации, как согласование интересов всех участников проекта или инициативы. На первоначальных этапах сотрудничества необходимо определение механизмов координации действий, распределения выгод и издержек с той целью, чтобы каждый участник видел свою прибыль, затраты на проект и понимал, каким образом это будет использовано в дальнейшем.

Одной из существующих проблем эксперты обозначили вопрос с определением прав интеллектуальной собственности. Например, в Китае уже запущен процесс по решению этого вопроса, задействованы технологические биржи. Одно из предложений для дальнейшей работы состоит в том, чтобы совместить правовые аспекты стран — участников БРИКС в области инноваций, новых разработок и технологических продуктов.

Еще одним препятствием на пути к успешной кооперации является отсутствие информированности о действующих проектах и инициативах, в которых могли бы принять участие заинтересованные акторы. Необходимо развивать технологические и научные сервисы по поиску партнеров и технологическому консалтингу для научных организаций, а также для малого и среднего предпринимательства, которое может сыграть активную роль в научно-исследовательских разработках. Получая базовую информацию о том, какие проекты реализуются, представители бизнеса могут выступать в качестве их инвесторов или научных брокеров. Еще одной отличительной чертой таких сервисов должно стать предоставление информации о реализованных инициативах и их результатах, так называемые «истории успеха».

Также особое внимание эксперты уделили проблеме определений сущности технологического суверенитета и проектов класса «мегасайенс», так как в настоящее время отсутствует четкое понимание данных терминов. Необходима разработка системы принципов и инструментария концептуальной модели технологического суверенитета России и критериев международных научных и исследовательских комплексов класса «мегасайенс».

Кроме этого, географическая удаленность стран — членов БРИКС затрудняет их сотрудничество, в связи с чем создание отраслевых платформ представляется одним из наиболее перспективных решений. Примером может служить Grain Chain — российская платформа для заключения сделок покупки, продажи и перевозки зерновых и масличных культур, имеющая целью повысить эффективность работы и уровень доверия между участниками, а также увеличить скорость и удобства совершения сделок.

В настоящее время в России существуют сложности с закупкой нового научно-технического оборудования и комплектующих для поддержания работы имеющегося, а аналоги на данный момент либо уступают по своим характеристикам, либо их вовсе нет. Одним из решений данной проблемы является применение концепции совместного потребления. Во многих источниках, когда дается определение экономики распределенного пользования или «шеринга», сразу подчеркивается, что это деятельность, которая ведётся на базе онлайн-платформ. В России существует два типа таких объектов — это 619 центров коллективного пользования научным оборудованием (структурное подразделение научной или образовательной организации, которое располагает научным или технологическим оборудованием) и 392 уникальные научные установки (комплекс оборудования, который функционирует как единое целое). Один из экспертов подчеркнул, что полное понимание объектной базы в других странах зачастую крайне затруднительно, особенно если говорить в целом о БРИКС. В свете данной проблемы Россия стала инициатором платформы БРИКС-GRAIN, которая обеспечивает ученым из стран БРИКС доступ к объектам исследовательской инфраструктуры, в т.ч. уникальным научным установкам и проектам класса «мегасайенс». К сожалению, стоит констатировать, что поисковые возможности и количество предоставленной в ней информации недостаточны.

Что касается конкретных стран, то в Индии есть два ключевых инструмента, по которым организуется «шеринг» научного оборудования — Sophisticated Analytical & Technical Help Institutes (SATHI), целью которого является эффективное взаимодействие необходимых объектов научно-технической инфраструктуры под одной крышей с соблюдением политики открытого доступа, и платформа I-STEM, которая является агрегатором доступного в Индии научного оборудования. В Бразилии есть аналогичный портал — Национальная платформа исследовательской инфраструктуры Бразилии, на котором агрегируются сведения обо всех возможностях научно-исследовательской инфраструктуры организаций. Платформенный подход применяется и в Южно-Африканской Республике. Его особенность заключается в создании платформ по четким тематическим направлениям работы. Эксперт добавил, что в Китае в силу страновой специфики ситуация с открытостью информации об объектах научной инфраструктуры непростая.

Экспертами был перечислен ряд инициатив по научно-техническому и инновационному сотрудничеству в рамках БРИКС в области экономики распределенного пользования, который включает развитие глобальной сети исследовательских инфраструктур стран БРИКС и сетевых центров БРИКС по тематическим направлениям, а также создание рабочей группы БРИКС по исследовательским инфраструктурам и проектам класса «мегасайенс», зеркальных лабораторий на базе центров коллективного пользования и уникальных научных установок.

Текущие условия предоставили новые возможности для развития России и ее научно-технического суверенитета. Сейчас настало время говорить об объединении усилий и использовании научных достижений дружественных странах для рывка вперед и создания общего будущего.

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся