Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

2 октября генеральный директор РСМД Андрей Кортунов встретился в Вашингтоне с Помощником Президента Барака Обамы и старшим директором по делам России и Евразии в Совете национальной безопасности США Селест Уалландер (Celeste Wallander) и директором по делам России Майклом Карпентером (Michael Carpenter) для обсуждения актуальных вопросов российско-американских отношений. Состоявшаяся беседа, а также обсуждения двусторонних отношений в близких к администрации Барака Обамы экспертных организациях (Брукингский Институт, Фонд Карнеги за международный мир, Атлантический Совет США и пр.), позволяют сделать несколько выводов о текущих подходах американской стороны к развитию сотрудничества с Россией.

2 октября генеральный директор РСМД Андрей Кортунов встретился в Вашингтоне с Помощником Президента Барака Обамы и старшим директором по делам России и Евразии в Совете национальной безопасности США Селест Уалландер (Celeste Wallander) и директором по делам России Майклом Карпентером (Michael Carpenter) для обсуждения актуальных вопросов российско-американских отношений. Состоявшаяся беседа, а также обсуждения двусторонних отношений в близких к администрации Барака Обамы экспертных организациях (Брукингский Институт, Фонд Карнеги за международный мир, Атлантический Совет США и пр.), позволяют сделать несколько выводов о текущих подходах американской стороны к развитию сотрудничества с Россией.

В целом отношение представителей администрации Барака Обамы к развитию отношений с Россией можно охарактеризовать как умеренно оптимистическое. После острого кризиса в конце лета, который привел к отмене визита американского президента в Москву, появились надежды на возобновление сотрудничества, в первую очередь – по разрешению сирийского кризиса. Тем не менее, в администрации и в близких к ней исследовательских центрах признают, что пока говорить о каком-то переломе в отношениях преждевременно, а перспективы прогресса в отношениях на центральных направлениях (ядерное разоружение, экономическое взаимодействие, региональные кризисы) остаются туманными. На ближайшую перспективу со стороны США формулируются следующие вопросы:

  • Возможность более активного взаимодействия двух стран по сирийской проблеме за рамками решения вопроса о химическом оружии. Американцев интересуют, в первую очередь, два вопроса. Во-первых, готовность Москвы оказать давление на Башара Ассада, чтобы нынешнее сирийское руководство согласилось на «переходный период» начиная с 2014 г., а президент Ассад взял бы обязательство не бороться за переизбрание. Во-вторых, согласие России повлиять на позицию Ирана, чтобы исключить или свести к минимуму вмешательство Ирана в сирийский конфликт.
  • Помимо Сирии и Ирана, к числу региональных приоритетов в отношениях США и России относится ситуация на Корейском полуострове. По мнению американцев, Россия могла бы занять более жесткую позицию в отношении ядерной программы Пхеньяна и вместе с США постараться добиться ужесточения китайской позиции тоже. В качестве одного из вариантов предлагается, отталкиваясь от сирийского опыта, потребовать ликвидации северокорейского арсенала химического оружия с использованием технических возможностей США и России.
  • В принципе, администрация Обамы готова обсуждать с Россией и проблемы Афганистана после вывода вооруженных сил международной коалиции в 2014 г. Однако складывается впечатление, что эта проблематика в данный момент не относится к числу приоритетных. Вероятно, руководство США на данном этапе планируют ведение двусторонних переговоров с умеренным крылом движения Талибан без подключения России.
  • Перспективы возобновления российско-американских переговоров по сокращению ядерного оружия. Насколько можно судить, идея ядерного разоружения остается приоритетной для президента Обамы, и он хотел бы вернуться к обсуждению т.н. «берлинских предложений» по определению новых, более низких потолков для стратегических ядерных систем России и США. При этом американская сторона отмечает, что ею было сделано «все возможное» для учета российской озабоченности развитием систем ПРО США (в частности, был отменен «четвертый этап» развертывания системы в Европе), а потому рассчитывать на новые американские уступки не приходится.
  • Возможности расширения российско-американского торгово-экономического сотрудничества. Как известно, вступление России в ВТО не привело к существенному росту двусторонней торговли. Напротив, в 2012 г. имело место некоторое снижение российско-американского товарооборота – с 40 до 36 млрд. долл. В связи с этим американская сторона ставит вопрос о перспективах крупных инвестиционных проектов в России – прежде всего, в сфере энергетики (в продолжение подписанной равнее сделки «Роснефть» - «Экксон-Мобайл»). Большой интерес вызывают планы реализации модернизационных инфраструктурных программ в Сибири и на Дальнем Востоке, привлечение американских компаний в эти регионы.
  • Предметом озабоченности со стороны американской администрации остается вопрос о правах человека и состоянии гражданского общества в России. Задаются многочисленные вопросы о практике применения нового закона об НКО, о недавнем законодательстве против пропаганды гомосексуализма, о возможных дополнительных законодательных инициативах, ограничивающих свободу институтов гражданского общества. Предметом озабоченности администрации Обамы остается то, что американская сторона считает «крайне высоким» уровнем антиамериканизма в официальных и полуофициальных российских СМИ.

Среди прочих тем обсуждения, поднимается и вопрос о начале подготовки отложенной ранее российско-американской встречи на высшем уровне. В случае достижения конкретных результатов по некоторым пунктам, изложенным выше, официальная встреча Обамы и Путина могла бы состояться уже в первой половине 2014 г. (например, ее можно было бы совместить с встречей «большой восьмерки» в Сочи в мае будущего года).

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся