Один пояс – один путь

Российско-китайский договор

16 Июля 2015
Распечатать

В июле 2015 года исполняется 14 лет  основополагающему Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем. Этот программный документ стал главной юридической, политической базой для развития стратегического взаимодействия двух стран в новом ХХI веке. Оставляя участвующим сторонам достаточную свободу действий, договор подразумевает координацию усилий по основным направлениям международного сотрудничества на принципах равноправного доверительного партнерства, справедливости и взаимного уважения.

Срок действия прошлого советско-китайского «Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи» истек в 1980 году. Просуществовав 30 лет, в послевоенный период он сыграл свою историческую роль в международных отношениях: поддерживал межблоковое противостояние СССР и США, а также способствовал экономическому росту Китая. В 1992 новая Россия году подписала с Китаем Соглашение об основах взаимоотношений. Это был период, когда западные страны ввели против Китая эмбарго, запрещающее ему импорт вооружений и технологий в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь. Россия не поддержала санкционную политику и осталась едва ли не единственным партнером, который продолжал развивать военно-техническое сотрудничество с КНР. Постепенно увеличивались масштабы межгосударственного взаимодействия, стал набирать силу политический диалог.

На качественно новый уровень двусторонние связи вышли в 2001  году, когда Владимир Путин и Цзян Цзэминь в Кремле подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем.  Политические отношения получили документальное оформление, которое стало надежным фундаментом для их многостороннего развития в стабильном и предсказуемом формате. Характерной особенностью соглашения, говорящей об уровне взаимного доверия и интереса к нему со стороны общественности, стал факт публикации текста договора сразу после подписания, не дожидаясь, когда он будет ратифицирован правительствами двух стран.

К очередной годовщине договора Россия и Китай накопили большой опыт двустороннего сотрудничества. Наиболее успешно отношения между нашими странами развиваются в политической сфере. В 2015 году проводится целая серия важных политических мероприятий, где Москва и Пекин являются инициаторами и активными участниками процесса. Достаточно посмотреть на количество встреч наших лидеров: В.Путин и Си Цзиньпин в прошлом году встречались пять раз, в нынешнем году так же запланировано не менее трех встреч на высшем уровне. В мае Председатель КНР посетил Москву с официальным визитом, в начале июля состоялась встреча на сдвоенном саммите ШОС и БРИКС в Уфе, а в сентябре предстоит ответный визит В.Путина в Пекин на празднование 70-летия победы над фашизмом и японским милитаризмом во второй мировой войне. По итогам только майского визита было подписано более 30 двусторонних документов, главным из которых стало совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП. Насыщенная политическая обстановка российско-китайского диалога способствуют дальнейшему развитию торгово-экономических отношений и оказывает серьезное влияние на расстановку политических сил на международной арене.

В экономической области тоже наблюдается положительная динамика. Хотя в виду объективных условий заявленной цели в 100 млрд долларов в 2015 году наши страны вряд ли смогут достигнуть, нельзя не отметить, что за время действия договора, объем внешней торговли вырос более чем в 10 раз. Если в 2000 году он был чуть выше 8 млрд долларов, а в 2006 году равнялся 33 млрд долларов, то в 2014 году – превысил отметку в 90 млрд долларов.

Одной из важнейших сфер, в которых реализуется наше стратегическое партнерство, является взаимодействие России и Китая в международных делах. Единый вектор коренных национальных интересов привел к совпадению подходов Москвы и Пекина к большинству проблем современного мира. Договор 2001 года стал оптимальной моделью сосуществования двух государств-соседей. Он не подразумевает создания военно-политического альянса, не навязывает установления союзнических отношений, не направлен против третьих стран. Условия договора позволяют укрепить сотрудничество по широкому спектру глобальных проблем, отстаивать общие позиции в рамках ООН и других международных организаций. На 2013-2016 годы утвержден План действий по реализации положений Договора, где определены конкретные направления углубления взаимных контактов.

В 2001 году казавшиеся осторожными, выверенными с точки зрения  идеологических утверждений положения договора отразили стремление двух крупных мировых держав к более тесному сотрудничеству. В наши дни эти положения обретают важное и первостепенное значение. Например, в статье 2 говорится, что стороны «не используют друг против друга экономические и иные способы давления». В данном случае позиция Китая – не присоединяться к санкциям протии России - оказалась по-настоящему дружественной и добрососедской, полностью соответствующей положениям договора.

Российско-китайский договор остается актуальным и при ответе на современные вызовы и угрозы, такие как обострение военно-политической обстановки в ряде регионов, рост выступлений со стороны исламских фундаменталистов, наращивание военного присутствия США в АТР. На основании статья 9 в случае возникновения угрозы миру и безопасности «стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации» с целью выработки мер по нейтрализации этих угроз, то есть договор не исключает принятия самых решительных действий.

В военной сфере взаимопонимание между нашими странами также достигло высокого уровня. С 2005 года проводятся совместные военные учения «Мирная миссия», в 2007 году они стали проводиться в многостороннем формате как антитеррористические учения стран ШОС, которые демонстрируют способность стран противостоять набирающим силу терроризму, экстремизму и сепаратизму. В 2012 году впервые были проведены морские военные учения «Морское взаимодействие», основная цель которых – отработка совместного противодействия угрозам морской безопасности. В план учений входят совместные действия по обеспечению безопасности морских судов, оборонительные действия на воде, практическое использование вооружения, конвоирование и освобождение захваченного судна, пополнение запасов в море, проведение совместного патрулирования и поисково-спасательных операций.

Реализуя положения статья 16 договора, успешно развивается культурное и гуманитарное сотрудничество между нашими странами. В 2006-2007 году были проведены национальные годы России в Китае и Китая в России, 2009 -2010 стали годами русского и китайского языка соответственно, в 2012-2013 проводились национальные годы туризма, в 2014-2015 проводятся годы дружественных молодежных обменов. Контакты в этом контексте занимают особое место: они сближают народы, углубляют взаимопонимание между жителями наших стран, формируют широкую гражданскую и общественную основу межгосударственных отношений.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем обеспечил базу для налаживания полноценного стратегического партнерства. Заложенный в нем потенциал еще до конца не использован. Выдвинутая китайской стороной инициатива «Один пояс, один путь» и российский проект ЕАЭС  как раз подпадают под рамки этого соглашения и начнут реализовываться в ближайшие 6 лет, оставшиеся до завершения его срока действия. Остается надеяться, что отношения нового типа, которые сейчас строят Россия и Китай, станут характерными для всей международной жизни в XXI веке.

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся