Блог «Курса молодого мудреца»

Недостаток времени как scarcity современности (на основе «гипотезы ценностной значимости недостающего» Р. Инглхарта)

11 сентября 2023
Распечатать

Автор: Гришкова Мария, студентка 3 курса Дипломатической академии МИД России

Аннотация: В эссе рассматривается гипотеза ценностной значимости недостающего Р. Инглхарта (A Scarcity Hypothesis) в ее применении к современной реальности. Scarcity (англ. «дефицит») современности автор считает нехватку времени в условиях «четвертой промышленной революции» и стремительно изменяющейся реальности. В эссе находит продолжение мысль Р. Инглхарта, связывавшего свою гипотезу с экономическим ростом человечества и «чувством экзистенциальной безопасности» обществ «государства благосостояния», когда материальные потребности заменяются постматериальными.   

andy-beales-BjcGdM-mjL0-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Человечество сейчас живет в эпоху «четвертой промышленной революции». Популяризатором данного термина выступает президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб, автор книг "Четвёртая промышленная революция" и "Технологии четвёртой промышленной революции". Этим условным термином обозначается массовое внедрение в жизнь ряда революционных технологий, таких как искусственный интеллект (ИИ), интернет вещей (ИВ), повсеместная роботизация и машинное обучение, трёхмерная печать (3-D принтеры), био- и нанотехнологии, геномика, квантовые вычисления, большие данные (Big Data), блокчейн, виртуальная и дополненная реальность, "умные материалы"[1].

В этих условиях ежедневное использование технологий «дополнительной реальности» становится не просто возможностью, но необходимостью, если человек не хочет «выпасть» из современности. Почему так происходит? Прежде всего, потому, что временные рамки обновления информации стремительно сокращаются при одновременном ежесекундном росте ее объемов. Потребитель не успевает охватить весь объем информации, «выброшенный» в сеть производителями контента[2], как ему уже предлагается более свежая информация, которую в скором времени по тому же принципу заменят еще более актуальные данные. Человеческий мозг, уступающий современным устройствам по объемам памяти, скорости обработки информации и другим важным параметрам, не в силах полностью «переварить» захлестывающий его инфопоток. Тогда стирается грань между качественной и некачественной информацией, отношение и к первой, и ко второй становится одинаково потребительским: у человека нет времени на осмысление, на рефлексию, на сопереживание.

Зато у него появляется потребность «уложиться в срок», успеть вовремя, пока не стало поздно: доделать и сдать работу, прочесть сообщение или принять звонок, проследить за новостями. Скорость изменений заставляет нас быть многозадачными. Если человек не укладывается в рамки дедлайнов (порой никем не установленных, но ощутимых по скорости обновления информации), он теряет выгодные возможности, не справляется с возложенными на него обязанностями, начинает отставать от темпов развития общества. Работники должны выполнять все больше задач за все меньшее время, и оценка их труда переориентировалась - теперь оценивают не затраченное время, а исключительно результат. При этом организации навязывают сотрудникам огромное количество бессмысленной работы, связанной, прежде всего, с заполнением всевозможных отчетов и бумаг. Мы включены в такое количество шестеренок и жерновов социальных ритмов, что просто не имеем возможности выстроить собственное будущее и отрефлексировать прошлое.

К этому добавляется стремление потребителя информации стать ее производителем. В современном мире «контентмейкером» или «криэйтером» (термин, употребляемый в романе В. Пелевина «Generation «П») может стать каждый. Публичность, которая в прошлом имела негативный оттенок, теперь не воспринимается как нечто неприятное, а наоборот, говорит об «открытости» и «раскрепощенности» индивидуума. «Постинг», прямые эфиры, возможность отправлять голосовые и видеосообщения, оставлять комментарии, вести личные блоги и каналы – все это создает еще больше инфоповодов. Информация множится ежесекундно благодаря возможностям современных технологий, социальных сетей.

В результате этого прирост информации и знаний опережает темпы смены поколений. Поколение, родившееся в России 2000-2003 годы, выросло, играя на детских площадках, и только будучи учениками средней школы начало пользоваться возможностями Интернет-пространства (и то весьма ограниченно). Поколение, пришедшее ему на смену (так называемое «поколение Z», «зуммеры»), с детства являлось активным потребителем информации из сети. Не прошло и десятилетия, как реальность для людей, рожденных с небольшой разницей во времени, стала отличаться.

На концепцию поколений опирается и Р. Инглхарт в работе «Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества». Автор прослеживает историю ценностной значимости недостающего. «Для всех аграрных обществ <…> главным источником богатства была земля, запас которой неизменен». Соответственно, scarcity аграрного общества – земля. «Возникновение материалистической системы ценностей, не только терпимой к экономическому накоплению, но и поощрявшей его как нечто похвальное и героическое, знаменовало ключевую культурную перемену, открывшую путь капитализму и индустриализации». Определяем scarcity индустриального общества как накопление капитала. «Именно из-за достижения высоких уровней экономической безопасности население стран, первыми осуществивших индустриализацию, постепенно стало делать упор на постматериальных ценностях, отдавая более высокий приоритет качеству жизни, чем экономическому росту[3]». Scarcity обществ, совершивших индустриализацию - качество жизни. «Но модернизация — не финальный этап истории», - пишет Инглхарт.

«Молодые в гораздо большей степени, чем пожилые, акцентируют постматериальные ценности, что, как показывает анализ по соответствующим когортам, отражает скорее генерационное изменение, чем возрастные эффекты». Автор анализирует промежуток от 1970 до 2000 гг., замечая, что соотношение материалистов и постматериалистов изменяется в сторону их численного сравнения. Какова ситуация сейчас?

Инглхарт определяет следующие потребности общества после «сдвига» от материальных ценностей к «постматериальным ценностям»: потребность в общении, в признании, в самовыражении и в интеллектуальном и эстетическом удовлетворении. Сделав скидку на то, что работа опубликована до 2000 года, и автор лишь предполагал, какие процессы будут происходить в обществе XXI века, можно дополнить гипотезу, оглядываясь на опыт двух прошедших десятилетий и наблюдая тенденции технологического процесса. Учитывая, что технический прогресс набирает обороты, и вероятность, что этот процесс прекратится, крайне мала, его стоит рассматривать как один из определяющих факторов влияния на общество современности (и недалекого будущего).

Факт того, что четвертая волна модернизации поменяла образ жизни, сознание и ценности современного общества, становится ключом к понимаю главного «дефицита» нашего времени. Scarcity of the modernity – это время.

«Временной голод» приобрел глобальные масштабы, а время, затраченное на досуг, является все более значимым показателем социального неравенства. Миллиарды долларов тратятся каждый год на борьбу с бедностью, в то время как нищета в отношении времени только усугубляется. «Современные люди катастрофически бедны временем на досуг, на размышления, на совместные воспоминания», - говорит профессор Тимофей Нестик, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН[4].

Чувство нехватки времени возникает не только из-за социальных или институциональных факторов - дело и в психологии.  По статистике, человек работает меньше часов в неделю и имеет больше времени для досуга, чем в предыдущие десятилетия, однако стресс нехватки времени продолжает расти[5]. Обилие досуга тоже вполне способствует его появлению – в Интернете столько интересного, непрочитанного, непролистанного, непросмотренного, что создается ощущение, что человек что-то упустил. В экономике это называется термином «упущенная выгода». В психологии это «синдром самозванца», когда индивидуум чувствует, что он взял на себя слишком много задач и не может справиться ни с одной из них.  

Итак, основным дефицитом современности является время. Время, которое можно тратить не только на бессмысленное выполнение однотипных задач, скроллинг ленты в соцсетях и бесконечное потребление информации. Это время для нашей жизни: для чувств, для осмысления реальности, для воспоминаний и творчества. Это – настоящее проявление осознанности, за которую тайм-менеджмент тренеры выдают правильное распределение времени. Именно осмысление реальности делает человека человеком, дает ему высокое звание homo sapiens в противовес низкому homo consommatus[6].

 

 

[1] Четвертая промышленная революция: как к ней готовиться // Перевод статьи профессора Клауса Шваба. Официальный сайт Академгородка. URL: https://academcity.org/content/chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya-kak-k-ney-gotovitsya (дата обращения: 05.06.2023)

[2] КОНТЕНТ - Информационное наполнение - тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение информационной системы. Словарь бизнес-терминов. URL: https://rus-business-terms.slovaronline.com/8274-КОНТЕНТ (дата обращения: 05.06.2023)

[3] [3] Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 6–23.  URL: http://www.politstudies.ru/index.php?page_id=453&amp;id=2291 (дата обращения: 05.06.2023)

[4] Спешащее поколение: как «временной голод» стал новой формой социального неравенства //Журнал  Forbes.  URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/482430-spesasee-pokolenie-kak-vremennoj-golod-stal-novoj-formoj-soc... (дата обращения: 05.06.2023)

[5] Why Americans and Britons work such long hours // The Economist. https://www.economist.com/finance-and-economics/2018/12/22/why-americans-and-britons-work-such-long-... (дата обращения: 05.06.2023)

[6] Homo consommatus – человек потребляющий (лат.)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся