Блог Виктора Мельника

Опыт конституционной децентрализации в Боливии

18 Марта 2016
Распечатать

Политико-правовая система современной Боливии — это наиболее показательный пример внедрения так называемой "децентрализации". Что такое децентрализация? Это, прежде всего, движение определенной страны в направлении дальнейшей федерализации. То есть децентрализация — трамплин для преобразования унитарного государства в федерацию. С точки зрения классической политологии федерация так же может классифицироваться как трамплин к конфедерации. Украинские политики должны осознать, что курс на децентрализацию в его конституционном и политологическом смыслах всегда означает федерализационную динамику.

 

      Нынешний президент Боливии — Эво Моралес, вышел из среды боливийских индейцев. Он был избран в 2006 году по нормам республиканской конституции 1967 года. Конституционная реформа в январе 2009 года не особенно изменила систему государственного устройства: в Боливии двухпалатный парламент (Национальный конгресс), а исполнительная власть полностью сосредоточена в руках президента. Последний назначает весь состав правительства и возглавляет его. Должности премьер-министра в Боливии не существует, что детерминировано исторически. Однако, изменения в Конституцию, которые были легализованы январским референдумом 2009 года, установили жесткий государственный контроль над экономической системой страны и существенно расширили права индейской общины.

 

      Закон о децентрализации был принят еще в 1995 году. Однако, его конституционное закрепление произошло именно в начале президентства Эво Моралеса. Закон о децентрализации 1995 года противоречил действующим нормам Конституции. Именно поэтому в январе 2009 года был проведен референдум по изменениям в Конституцию.

 

      Конституция 1967 года в новой редакции создала новое Министерство автономии Боливии. В общем, легализация Закона о децентрализации привела к следующим юридическим последствиям:

      а) преобразование 9 департаментов Боливии в автономные регионы с отдельными правительствами;

      б) формирование провинциальных правительств и собственной налоговой системы в 98 отдельных муниципалитетах;

      в) коренные индейские народности кечуа, аймара и гуарани получили собственные "автономные правительства коренных народностей";

      г) создавалось вице-министерство по вопросам административно-территориальных дел;

      д) Боливия официально переименована в "Многонациональное Государство Боливия".

 

      По данным Центральной Избирательной Комиссии, на референдуме новую редакцию Конституции одобрили 62% граждан. Стоит отметить, что почти 50% от этого числа — индейцы из этнических групп кечуа и аймара. Именно в среде индейцев, еще во времена деятельности Боливийского Рабочего Центра, во второй половине ХХ века возникла идея "децентрализация в условиях национализации". Президент Эво Моралес сумел внедрить эту идею в жизнь. Новая редакция Конституции объявила запасы газа и все другие земельные недра государства "национальной собственностью". При этом, термин "национальная собственность" в боливийском конституционном праве выше от термина "государственная собственность".

 

      В правовом смысле современная конституционная политика Эво Моралеса — симбиоз программ левого Боливийского Рабочего Центра и франкистской Боливийской Социалистической Фаланги. Децентрализация в боливийском обществе воспринимается неотделимо от национализации.

 

      Новая конституция пошла на значительные уступки в индейском вопросе. Их представители теперь на постоянной основе входят в верхнюю палату Национального конгресса, католицизм отменен как конституционно закрепленная с 1825 года государственная религия, наравне с испанским языком статус государственных получили все существующие языки индейцев. С 2009 года даже введено обязательное почитание на государственном уровне древней богини земледелия — Пачамамы.

 

      Однако, конституционной реформе в Боливии предшествовал затяжной внутриполитический конфликт вокруг Закона о децентрализации. Еще в 1995 году департаменты Санта-Крус, Бени, Пандо, Тариха, Кочабамба и Чукисака, в которых проживает около 60% населения выразили свое недовольство активной национализаторской и регуляторной политикой Моралеса. Именно в этих департаментах большинство населения составляют так называемые "креолы" — наследники испанской культуры Латинской Америки. Органы местного самоуправления, воспользовавшись конституционной неопределенностью и свободами Основного Закона 1967 года, провели 6 муниципальных референдумов, на которых высказались за создание собственного государства — "Нации Равнин Боливии". Съезд муниципальных советов Нации Равнин Боливии в июле и декабре 2006 года проголосовал о создании нового государственного образования. Власть в этих южных провинциях перешла в альянс правых сил, который считал себя наследником Национального революционного движения 1950-х годов.

 

      В ответ на активизацию южного сепаратизма, центральное правительство применило войска, а в декабре 2007 года "в ручном режиме" изменило Конституцию. Эво Моралесу пришлось также пересмотреть Закон о децентрализации и отдельным пунктом отметить, что "боливийская децентрализация означает мягкую федерализации при условии сохранения унитарности государства". В мае и июле 2008 года были проведены новые референдумы в южных департаментах на основе Конституции 2007 года. Идею автономии региона поддержало около 60% населения регионов. Новый съезд автономных правительств объявил о создании суверенной «Новой Республики Боливия». Специальным декретом съезд объявил Новую Республику Боливию федеративным креольским образованием с испанским языком, собственной законодательной и судебной системами, налоговой системой, бюджетом. Во главе Новой Республики Боливия должна была стать коллегиальная законодательная ветвь власти в форме Конгресса Департаментов. Правительство должно было быть избрано на основе репрезентации интересов испанского населения.

 

      Эво Моралес объявил Новую Республику Боливию неконституционным и сепаратистским образованием, ввел на территории страны чрезвычайное положение и сумел в августе 2008 года провести новый референдум — а) о выражении доверия президенту, б) по поводу подтверждения курса на децентрализацию при условии национализации. Курс Эво Моралеса поддержало почти 60% граждан, но проблема заключается в том, что испанское население южных департаментов отказалось голосовать.

 

      Двоевластие на юге страны просуществовало с 2006 по 2009 год. Только в конце 2009 года президенту при поддержке войск, в жестоких гражданских столкновениях, удалось ликвидировать сепаратистские правительственные структуры Новой Республики Боливии.

 

      Закон о децентрализации Боливии 1995 года прошел этапы легитимации на четырех референдумах и сейчас входит в систему конституционного законодательства страны в качестве специального по своему политическому значению "конституционного акта". Раздел "автономия" вошел в Конституцию 2009 года. Толкование взаимодействия децентрализации и национализации природных ресурсов разъяснены в заключительных положениях Основного Закона.

 

      Почему боливийское конституционное законодательство сегодня настолько привязано к интеграции понятий "децентрализация" и "национализация"? По нашему мнению, это объясняется длительным опытом профсоюзной работы президента Эво Моралеса. До своего избрания в 2005 году, он возглавлял республиканскую Ассоциацию производителей коки. Эта структура в свое время была близка как к левому Боливийскому Рабочему Центру, так и к правонационалистической Боливийской Социалистической Фаланге. Ее формальным назначением и сегодня (она действует уже под патронатом президента) остается производство коки с целью сельскохозяйственного применения. Сам президент в одном из интервью российским журналистам заявил: "Листья коки в их естественном состоянии — это сельскохозяйственное растение: лечебное и пригодное для питания. Никакого вреда здоровью человека они не несут. Что же касается кокаина, то мы его и не защищаем, а наоборот — активно с ним боремся. Следует отметить, что для США борьба с наркотрафиком — не более, чем ширма. На самом деле — это геополитика, повод обеспечить свое присутствие. И не только своего посла, но и таких организаций, как ЦРУ и Управление по борьбе с наркотиками. Однако, и это управление, на самом деле, занимается прежде всего активным политическим вмешательством". Эво Моралес подчеркивает, что пошел на децентрализацию исключительно с целью нейтрализовать вмешательство Соединенных Штатов в экономическую и политическую жизнь страны. Следовательно, и национализация, и децентрализация по-боливийски — это прежде всего формат борьбы с американским влиянием. Эво Моралес заявляет, что возникновение Новой Республики Боливии — пример такого влияния американцев.

 

      Известный советский международник Валерий Морозов писал, что "Основные положения программы (боливийской программы внутренней политики во второй половине ХХ века - В. М.) были нацелены на укрепление в Боливии капиталистической экономики и политической власти национальной буржуазии". Первым, кто после 1946 г. сломал эту тенденцию движения в сторону капитализма, стал именно Эво Моралес. Значительным достижением его главного детища — Закона о децентрализации в трех существующих редакциях стал вывод Боливии с зоны американского влияния, деолигархизация политической власти и реорганизация экономики на основе коллективных хозяйств, восстановление государственного значения профсоюзов и передача им ведущей роли в процессе формирования гражданского общества. Государство сегодня строится здесь на основе профессионализма, корпоративизма и иерархичности. Правительство сумело справиться с региональным сепаратизмом, не допустило гражданской войны. Страна получает налоги исключительно с коропораций и коллективных хозяйств национального значения, все государственные и негосударственные предприятия в регионах работают на автономные муниципальные бюджеты. Итак, опыт Боливии вполне пригоден для его изучения украинскими юристами и политологами. Мы также стараемся идти по пути децентрализации. И нам полезно было бы перенять опыт Боливии по трем причинам: во-первых - Боливия сумела сравнительно быстро и мирно справиться с проблемой сепратизма; во-вторых — Боливия в геополитическом контексте является единственной страной мира, где децентрализация понимается так же, как и в современной Украине (прежде всего на экономическом и налоговом уровнях); в-третьих — уровень жизни в Боливии вырос почти на 30% после вступления в силу Закона о децентрализации.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся