Блог Виктора Мельника

Специфические особенности административного права Королевства Бутан

31 мая 2016
Распечатать

Административное право Бутана является одним из самых интересных примеров традиционалистского подхода к правовой системе государства. До 1998 года оно базировалось практически полностью на праве обычая и на исторической традиции абсолютной монархии. В 1999 году состоялась передача королем исполнительной власти правительству страны, а в 2008 году была наконец принята конституция. Итак, реформы по демократизации одной из самых закрытых для иностранцев стран мира состоялись достаточно быстро — в течение одного десятилетия (1998-2008 годы).

 

      Бутан является полностью независимым от Тибета государством с 1557 года. С точки зрения этнической истории, бутанская государственность — политико-географическое продолжение тибетской. Однако, в отличие от Тибетского автономного района Китайской Народной Республики, Бутан сегодня находится под военно-политической протекцией Индии и входит в круг геополитических интересов этого бывшего британского доминиона. Режим абсолютной монархии, как известно, был установлен в Бутане после государственного переворота 1907 года.

 

      Итак, историю государственного управления в Бутане следует разделить на шесть этапов:

      первый этап — тибетский (до 1557);

      второй этап — буддистская неограниченная теократия феодального типа (до 1865 года);

      третий этап — ламаистская теократия под внешнеполитическим протекторатом Великобратании и британской Индии (1865-1907 годы);

      четвертый этап — светская абсолютная монархия во главе с династией Вангчука под политико-экономическим протекторатом Великобратании (1907-1949 годы);

      пятый этап — независимая монархия династии Вангчук в военно-политическом союзе с Индией (1949-2008 годы);

      шестой этап — конституционная (ограниченная) монархия во главе с правительством (после принятия конституции 18 июля 2008).

 

      В истории становления административного права Бутана важно учитывать все шесть указанных этапов. Однако, в узком юридическом контексте для нас важны периоды 1949-1998, 1999-2008, 2008-2015 годов. До принятия конституции система государственной власти Бутана выглядела так: 1) Король как абсолютный монарх во главе исполнительной власти; 2) Правительство — полностью подконтрольное королю и сформированное с участием королевской семьи; 3) Парламент (создан в 1953 году) или Цонгду — Национальная ассамблея, в которую входило 150 депутатов, из которых избиралось лишь 105; 4) Королевский консультативный совет, который наделялся всей полнотой законодательной власти в перерывах между двумя годовыми сессиями Национальной ассамблеи и имел неограниченный доступ к персоне короля; 5) Дзонгцапы — королевские губернаторы провинций; 6) Тхримнопы — высшие провинциальные судьи; 7) Окружные комиссии по планированию и экономическому развитию, которые функционировали под индийским финансово-политическим контролем и руководили пятилетками, осуществляя модернизацию государства на протяжении всей второй половины ХХ века.

 

      К административно-правовой части конституционных нормативных актов в период между 1949 и 1999 годами следует отнести следующие законы: Закон о полиции (1980), Закон о валютном управлении (1982), Закон о пенитенциарной системе (1982), Закон о борьбе с терроризмом (1991 ), Закон о национальной безопасности (1992), Закон о финансовых институтах (1992). Согласно Закону о полиции, дополненному Национальной ассамблеей Законом о национальной безопасности и Законом о борьбе с терроризмом, Королевская бутанская полиция определяется как подразделение Королевской бутанской армии. Создана она была 1 сентября 1965, но статус Королевской (в системе Вооруженных сил) получила в 1980 году. Полиция непосредственно входит в армейскую структуру, но начальник полиции (в ранге полковника) подчиняется Министерству внутренних дел и культуры. У него есть только один заместитель. Интересно, что в 1965 году полиция была сформирована из подразделения Королевских пограничников. Сегодня же Королевская бутанская полиция состоит из 34 региональных участков, трех главных управлений в Тхимпху (столице Бутана), начальника и заместителя начальника. Под юрисдикцией полиции находится пенитенциарная система и границы страны. Закон о борьбе с терроризмом с 1991 года значительно расширил полномочия Королевской бутанской полиции в сфере борьбы с маоистскими и националистическими радикальными группами, которые в значительной мере финансировались за счет Китая.

 

      Королевское правительство Бутана регулируется указом Короля 1999 г. и конституцией 2008 года. До 1999 года его возглавлял сам Король. Сегодня же премьер-министром Бутана является Джигме Тинлей, который собрал в своих руках всю полноту государственной власти. С 1999 года он не только политически, но и юридически является первым лицом в государстве. Королевское правительство Бутана состоит из десяти министерств. Формально, главу правительства выбирают ежегодно (сроком на один год) из числа министров. Король и до сих пор играет значительную роль в процедуре утверждения председателя правительства Национальной ассамблеей, но свое политическое влияние на утверждение всех министров он уже потерял.

 

      В 1999 году был принят Закон о почтовой службе и Закон о муниципалитетах. Почтовая служба играет значительную роль в формировании и наполнении бюджета Бутана. Бутан, как и маленькое европейское Сан-Марино, отличается особыми коллекциями почтовых марок, которые составляют немалую часть дохода государства. В 1999 году почтовую службу выделили в качестве отдельного органа государственной службы, находящегося под юрисдикцией Королевского правительства. Что касается Закона о муниципалитетах, то он окончательно утвердил структуру административного деления Бутана, оформленную в 1950-х годах. Бутан разделен на четыре региона (дзонгдея), в состав которых входит 20 провинций (Дзонгхаг). Дзонгхаг делятся на дунгхагы, а наименьшей территориальной единицей является гевог.

 

      Двухпалатную структуру парламента Бутана утверждено в контексте общей конституционной реформы Законом о Национальной ассамблее (2008) и Законом о Национальном совете. Национальная ассамблея стала нижней палатой парламента. Первые выборы состоялись 24 марта 2008. Структура нижней палаты следующая: 47 депутатов, объединенных в комитеты Национальной ассамблеи. Еще в 2004 году было принято отдельные конституционные акты «О спикере Национальной ассамблеи» и «О комитетах Национальной ассамблеи». В свою очередь, Национальный совет Бутана состоит из 25 депутатов-сенаторов. 20 депутатов избираются на выборах, тогда как пять назначается королем. Стать депутатом Национальной ассамблеи может любой политик или общественный деятель, что регламентировано Законом об организации гражданского общества 2007 года и Законом о выборах 2008 года. Членом Национального совета может быть только лицо с высшим образованием.

 

      Закон о местном самоуправлении был принят Национальной ассамблеей 11 сентября 2009. Этот закон отменял действие предыдущего (от 2007 года) и окончательно закреплял систему административно-территориального деления страны. Местное самоуправление осуществляется региональными и провинциальными администрациями, что регулируется представителями исполнительной власти — провинциальными губернаторами. Все региональные и провинциальные администрации находятся под юрисдикцией Министерства внутренних дел и культуры. Членами органов местного самоуправления выбирают лиц в возрасте от 25 до 65 лет на пятилетний срок. Они отчитываются перед Министерством внутренних дел и культуры о своей работе. Согласно Закону, «Задача местного самоуправления — это стимулирование Валового национального продукта; обеспечение демократического и подотчетного правительства, сохранения культуры и традиций; здравоохранение населения». На наш взгляд, такие задачи органов местного самоуправления практически полностью дублируют принципы деятельности бывших Окружных комитетов планирования и развития. Надо отдать должное, что Бутану удалось создать деятельную систему местного самоуправления всего лишь за несколько лет, в отличие от Украины.

 

      Судебная система Бутана окончательно оформилась лишь после принятия конституции в 2008 году. Соответственно, она полностью регулируется отдельным разделом Конституции и Законом о судебной системе 2007 года. Этот закон реорганизовал Национальную Судебную Комиссию Бутана. Это — аналог украинской Государственной судебной администрации с рядом отличий. Например, Комиссия состоит из председателя Законодательного комитета Национальной ассамблеи, Генерального прокурора Бутана, старшего советника Верховного суда и Главного судьи Бутана, который также является председателем этой комиссии. Она выполняет ряд функций, которые в Украине относятся к сфере полномочий Высшего совета юстиции, принимает кандидатуры для назначения на должности судей всех уровней, консультирует правительство и отчитывается только перед Королем. По сути, Комиссия взяла на себя все судебные полномочия бывшего Королевского консультативного совета. На базе Комиссии в 2007 году был создан Королевский судебный совет. Комиссия и Королевский судебный совет являются высшими органами судебной власти Бутана. К ней также относится Королевский суд Бутана, состоящий из Верховного суда, Высокого суда, региональных и провинциальных судов.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся