Россия и Латвия

Дорожная карта общественной дипломатии: за и против участия государства

25 Ноября 2013
Распечатать

Хотел бы обозначить несколько принципиальных позиций. В Латвийском обществе идут горячие споры, кто виноват и что делать в трагедии разрушенного Торгового Центра, нужно ли было ли пользоваться услугами МЧС или нет. Помочь ответить на данный вопрос нам может общественная дипломатия, и, дополнительно поговорим об одном из инструментов, — мягкой силе.

Государство, — очень сложная машина и пользоваться ресурсом это одновременно и правильно и неправильно.

 

Неправильно с той точки зрения, что государство по определению не может быть актором, субьектом общественной дипломатии, т.к. это дело общественности и мы это хорошо понимаем. А справедливо отчасти потому, что, как показывает мировая практика, если государство так или иначе опосредованно не участвует в общественной дипломатии, она оказывается неэффективной.

 

Мы видим, как отчасти серьезные игроки геополитики этим пользуются, причем самым активным образом. Чем дальше заходит ситуация, тем дальше именно общественная или публичная сфера становится главным место сражения и пересечением интересов.

 

Давайте рассмотрим классический пример. Не так давно самая горячая тема внешней политики была Сирия, где, слава богу, не дошло до применения военной дипломатии.

 

Что-то делалось, что-то не делалось, методами дипломатии официальной. А все плоды, если говорить конкретно Ч результат, того что вы видите, это плоды общественности, неправительского сектора, когда сначала на первом этапе по каналам общественного диалога населению страны транслируется какой-то месседж. Населению Сирии на протяжении нескольких лет говорилось, что ситуация в Сирии самая отвратительная.

 

Это делалось извне за счет СМИ, соц.сетей, НПО, мол, у вас "беда, у вас хуже всех". Хотя Сирия не худшая, но и не лучшая страна в мире по соблюдениям прав человека. Если взять Саудовскую аравию, где женщинам запрещено водить машину и смертная казнь за гомосексуализм. В Сирии далеко не так.

 

На втором этапе происходит радикализация общественного мнения, когда ОМ становится на непремиримую позицию и отказывается от диалога с властями. "Всё, мы не можем жить в этих условиях, нужна смена режима!".

 

Вспоминаете первые эмоции после обрущения ТЦ?

 

На третьем этапе провоцируется реакция режима на эту радикальную позицию. Режим начинает защищаться и применять силу.

 

На четвертом международное сообщество не видит для себя возможности остаться в стороне и вынуждено вмешиваться, чтобы спасти мирное население.

 

Схема не очень хитрая, но ее методами классической дипломатии было бы осуществить невозможно. Если забрасывать страну дипломатическими нотами, то ничего бы не изменилось. А так, как ситуация сейчас развивается, она разыгрывается совершенно новым инструментарием. Мягкая сила. Об этом сейчас много споров, что это такое и очень много интерпретаций. У меня есть и своя интерпретация.

 

Жесткая сила для государства, это его собственные граждане, которые мобилизуют государственные ресурсы. Уже потом эти граждане производят оружие, строят нефтепроводы и все что нужно для жесткой силы. И они будут эту страну защищать, лелеять потому, что они не могут по другому. А мягкая сила, это те люди, которые лучше понимают другую страну, симпатизируют ей и это не значит, что они становятся пятой колонной и агентами влияния.

 

Это аура, которая работает на ту страну, которую они понимают и любят. Они работают на то, чтобы между этой страной и той страной были максимально конструктивные отношения.

 

Вопрос читателям: пользоваться услугами МЧС это конструктивизм или нет?

 

США научились мобилизовывать этот ресурс, причем сначала через некое моделирование настроения людей, когда им дается дополнительная информация, манипулирование, когда людям навязывается какая-то точка зрения.

 

На третьем этапе, в самых крайних случаях, происходит мобилизация этого общественного мнения, как мы видели в Сирии.

 

МММ. Моделирование, манипулирование и мобилизация. Мы можем считать, что это плохо, обижаться, анализировать, но это реальность.

 

Есть СМИ, медийная составляющая, есть и интернет составляющая, включая социальные сети, есть и непосредственное взаимодействие со структурами гражданского общества, НПО, тем самым активом, который составляют общественную дипломатию.
 

Главный ресурс общественной дипломатии, — это научиться переступать через стенки. Идти дальше и шире.

 

Всё у Латвии и России получится.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся