Блог Вадима Юркова

Россия и Европа. Спор за святые места

14 октября 2017
Распечатать

Политическое взаимодействие на основе религии между Русью и Западом или между католичеством и православием началось еще в XII веке с паломничества игумена Даниила в Святую землю. И до него совершались подобного рода путешествия, Даниил же отправился в Палестину еще и с целью «все осмотреть и во все вникнуть» и прожил в Палестине 16 месяцев. Даниил составил подробное описание всех мест, которые посетил, и маршрута паломничества. По мнению профессора. Н. Н. Лисового, Даниил был в Святой земле и с дипломатической миссией как посланник русских князей, от имени которых он «затеплил лампаду» на гробе Господнем. Пославших его интересовало отношение владетелей Иерусалима к православным обычаям Востока. В тот момент в результате Первого крестового похода власть в Святой земле находилась в руках католиков в лице короля Балдуина Иерусалимского.

Существует несколько версий политико-дипломатической составляющей его путешествия. Наиболее интересна версия о том, что Даниил должен был разузнать по просьбе киевского князя положение дел в Константинополе и на Ближнем Востоке, помимо поручения Святополка II Даниил мог исполнять поручение князя черниговского Давида Святославича о поиске его сестры, находившейся на Ближнем Востоке, а так же просто составить географическое описание увиденных мест и посмотреть, как ведут себя в Святых местах франкские короли. Надо отметить, что такого рода паломничества в ту эпоху были зачастую сопряжены именно с выполнением дипломатических поручений. Балдуин отнесся к Даниилу благожелательно, даже сопроводил его до Тивериадского озера. Это в среде ученых рождает много версий об отношениях Рима и Киевской Руси в то время.

С установлением власти Османской Порты францисканцы (Францисканский монашеский орден) тоже стали заявлять о своих претензиях на владение святыми местами. Еще в VII веке фирман на обладание храмом Воскресения Христова был выдан мелькитам (греко-католикам Сирии, Ливана, Египта, Израиля).

Основными союзниками католиков-францисканцев в деле притязания на святые места Палестины выступали Франция и Венеция. Оба этих государства оказывали покровительство католикам в Святой земле. В XVI–XVII веках французам удалось восстановить дипломатические связи с Османской империей. Это предопределило их победу над венецианцами в данном вопросе. В середине XVIII века французский посол в Османской империи получил хатт-и-шериф (высочайший документ) от султана Махмуда, где были подтверждены все прежние капитуляции, ранее дарованные французам. Документ имел статус «великого» и действовал на всей территории Османской империи. Это дало возможность Франции покровительствовать в Палестине всем европейским паломникам и закрепить права и привилегии францисканцев.

Паломники-католики были освобождены от контрибуции, францисканцев, иезуитов и капуцинов никто не имел права «притеснять» на территории всей Османской империи.

Францисканцы получили права на основные святыни Палестины, а орден стал скупать по векселям долги Святогробского братства, для того чтобы отобрать земли, находящиеся в их владениях. При помощи патриарха Паисия II и его преемника Киприана V удалось добиться от султана Османа III в 1757 году возобновления права Иерусалимского патриарха на святые места. Все отобранные францисканцами места были возвращены православным.

Русско-турецкая война и победа России в 1774 году возродили традиции покровительства православным христианам на Ближнем Востоке. Для России покровительство христианам в Палестине было еще способом укрепиться в статусе преемницы Византии и в данном контексте думали о расширении территорий, где исповедуется православие, за счет возможных завоеваний в Османской империи. Русские цари начиная еще с Ивана Грозного, в том числе и Александр I, выделяли денежные средства на ремонт храма Гроба Господня. Греки, воспользовавшись ремонтом храма, решили убрать из него католическую символику. Роспись храма Гроба Господня была исполнена в византийском стиле, а могилы королей-крестоносцев вынесли из него. Среди них находились гробница и первого короля Иерусалима Балдуина. Это случилось в 1808 году.

В 1811 году францисканцы, опираясь на помощь французских дипломатов в Константинополе, добились права владения Кувуклией, то есть самым сакральным местом в храме Гроба Господня. Православные лишились права совершать богослужения, сохраняя за собой статус хранителей Кувуклии. Патриарх Иерусалимский Поликарп обратился за помощью к российскому императору, францисканцы, соответственно, искали помощи у французов.

В 1817 году Османская империя нарушила права Святогробского братства на владение Кувуклией. После греческого восстания в 1821 году османы были благосклонны к католикам. Вопрос о ремонте храма Гроба Господня стал обсуждаться заново только после 1834 года.

Только в 1839 году Иерусалимскому патриарху удалось добиться права на разрешение, которое было опротестовано французским послом де Буркене, заявившим о претензиях на ремонт католических монашеских общин. В результате православные понесли убытки, так как они решили осуществить ремонт, закупив материал, который был испорчен (на 500 тысяч пиастров).

В 1840 году спор за святые места обострился. Пий IX в 1847 году объявил о восстановлении латинского патриархата. Иосиф Валерга при содействии Порты был избран патриархом Иерусалимским.

В 1850 году бельгийская комиссия в Константинополе подняла вопрос о возвращении могил иерусалимских королей-крестоносцев на их прежнее место. Это подстегнуло всплеск русофобских настроений в Европе. Париж и Рим способствовали тому, что тема спора за святые места попала на страницы европейской прессы. Критике были подвергнуты Святогробское братство и ближневосточная политика России. Пий IX восхвалял заслуги Луи Наполеона, президента Франции, в деле борьбы за святые места с православными. В том же 1850 году Османскому правительству была вручена нота от имени всех паломников с требованием восстановить права католического духовенства в соответствии с капитуляциями 1740 года. Французов поддержали бельгийцы, испанцы, Сардинское королевство, Неаполитанское королевство, Португалия, Австрия, а позднее и Великобритания.

Российский МИД поручил послу в Париже Н. Д. Киселеву обратиться с представлением к правительству Франции по поводу межконфессионального спора. Французы заявили, что считают вопрос второстепенным. Официальный Петербург подкрепил свою позицию обращением посланника Титова, в котором указывалось, что Иерусалимская церковь обладала правом на святые места еще с IV века.

В обращении были также ссылки на Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года и прилагались копии султанских фирманов, где подтверждались права Иерусалимской церкви на святые места. Турецкое правительство признало капитуляции 1740 года и сформировало специальную комиссию по расследованию Святогробского дела, в которую не вошли представители России. Комиссия была настроена удовлетворить притязания католиков. Французский представитель маркиз де Ла Валетт подкрепил эти настроения письмом Наполеона III к султану и Пия IX к падишаху с просьбой предоставить католическому духовенству возможность свободно осуществлять свою деятельность на Святой земле. Комиссия под нажимом Российской империи решила отозвать своего посла из Константинополя. Порта издала фирман в пользу православных. Французами фирман рассматривался как документ, оскорбляющий достоинство, Ла Валетт потребовал изменить фирман и представить льготы католикам. Чтобы не осложнять отношения с французами, турки решили официально в Иерусалим фирман не отсылать, в таком случае он не имел юридической силы и мог быть заменен другим фирманом. Фирман был встречен в России резко отрицательно, Николай I выразил порте свое недовольство. С приездом Николая в повышенную боеготовность были приведены два армейских придунайских корпуса и Черноморский флот. В итоге фирман был все-таки написан с некоторыми отступлениями от правил. В ответ на военное давление Франции на Турцию в Святоместном споре Петербург направил в Стамбул миссию А. С. Меньшикова с целью добиться наконец от Порты документа, который бы окончательно решил вопрос о Святых местах в пользу православных. Документ должен был предупредить новые попытки французов закрепить капитуляции 1740 года и не позволить католикам в будущем их предпринять.

Османское правительство поддержало претензии православных в Святой земле, а отношение к капитуляции по совету британского и французского послов изменить отказалось. Это повлекло за собой разрыв отношений между Грецией и Турцией в мае 1853 года, оккупацию Дунайских княжеств русскими войсками, вследствие чего Турция объявила России войну. Таким образом, началась Крымская война против России, в которой приняли участие Великобритания, Франция, Сардиния и Турция.

На Парижской мирной конференции было подтверждено право православных на святые места, как и 1878 году на Берлинском конгрессе. В1902 году францисканцы повторили попытку восстановить свои права на Кувуклию и Гроб Господень, но их старания были Турцией отвергнуты.

«Вспыхнувший в 1850 г. греко-латинский спор за Святые места Палестины послужил поводом к Крымской (Восточной войне). Вмешательство России в межконфессиональный конфликт <…> привело в конечном итоге ее вступлению в проигранную войну. Вместе с тем, к итогам войны <…> можно отнести выработанный во 2-й половине 50-х годов XIX в. существовавший на тот момент порядок вещей (статус-кво), в соответствии с которым Иерусалимская церковь формально сохраняла за собой преимущественное право в Иерусалиме и Вифлееме. Это положение вещей сохранено и поныне». (М.И. Якушев, «Христианские субъекты османской империи» С.262)

На Парижской мирной конференции произошло сближение Франции и России.

Политика поддержки католической и православной конфессий была проведена с большой оглядкой на двусторонние отношения и стремлением конфликтов больше не допускать. При этом агенты Святого Престола действовали настойчиво и пытались выстраивать с Османской империей отношения, прося о преимуществах для католиков.

Продолжилось давление католиков на православных, в том числе в споре за обладание базиликой Рождества в Вифлееме в середине XIX века, что привело со временем к конфликтам между православными святогробцами, францисканцами и представителями других конфессий. Они так и не были упорядочены, кроме как по документам прошлых лет, то есть примерно с 1710 по 1853 год, что не позволило даже британцам, под мандатом которых оказалась Палестина в 1917 году, коренным образом изменить что-либо, несмотря на надежды католиков, возлагаемые на отсутствие России на мирной конференции 1919 года.

Примечания:

1.См.: Житенев С. Ю. История русского православного паломничества в X–XVII вв. М., 2007.

2.См.: Якушев М.И. Христианские субъекты Османской империи — Антиохийский и Иерусалимский патриархаты — в политике Российской империи (30-е годы XIX — начало ХХ века). М.2013.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся