Блог Вадима Моисеева

БРИКС: на повестке дня – информационная безопасность?

31 Июля 2015
Распечатать

В недавнем интервью заместитель министра финансов России Сергей Сторчак заявил о том, настало время задуматься о прекращении расширения тематики БРИКС. По его словам, необходимо выбрать основные направления дальнейшего сотрудничества, а менее значимые вопросы – исключить из повестки дня. Сотрудничество в экономической сфере, в особенности по линии реформирования глобальной финансовой архитектуры, является одним из приоритетных направлений с самого начала деятельности БРИКС. Войдут ли вопросы безопасности в обновленную повестку БРИКС?


Проблемы международно-политической безопасности традиционно занимают особое место во внешней политике России. Не стали исключением и отношения со странами БРИКС: так, в Концепции участия России в объединении БРИКС сотрудничество в сфере международной безопасности занимает приоритетное положение по сравнению с вопросами валютно-финансового и торгово-экономического характера. И хотя в концепции подчеркивается, что в формате БРИКС «не предусматривается рассмотрение вопросов военно-политического характера и создание механизмов сотрудничества в военной области», это не является преградой для согласования позиций и выработке общих подходов по вопросам борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, морским пиратством, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности. Среди целей России в документе упоминается и сотрудничество в интересах обеспечения международной информационной безопасности, и это неслучайно.


На данный момент сотрудничество в области обеспечения международной информационной безопасности и в сфере регулирования интернета выглядит наиболее перспективным направлением. Здесь интересы Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки не противоречат друг другу, как в случае с реформой Совета Безопасности ООН, где Бразилия с Индией (и отчасти Южная Африка) претендуют на место постоянных членов. Географическая удаленность стран друг от друга также не препятствует развитию связей в сфере ИКТ, как это происходит в случае с противодействием международному терроризму, где потенциал сотрудничества, по сути, ограничен обменом информацией о лицах, участвующих в террористической деятельности.


Для стран БРИКС информационная безопасность вышла на первый план во время саммита в Форталезе в 2014 году – не в последнюю очередь благодаря разоблачениям Эдварда Сноудена, из которых стало известно о слежке американских спецслужб за информационными коммуникациями по всему миру. Форталезская декларация, принятая по итогам саммита, во многом отражала именно российский (и отчасти китайский) подход к регулированию информационной среды, который базируется на понятии государственного суверенитета и настаивает на необходимости заключения всеобъемлющего соглашения под эгидой ООН. Работа в данном направлении была продолжена: Концепция председательства России в БРИКС в 2015-2016 годах прямо называет международную информационную безопасность «одним из ключевых элементов российского председательства». Каковы же итоги саммита в Уфе в этом отношении?


Еще 16-18 июня, то есть чуть менее чем за месяц до самого саммита, в Москве прошла встреча Рабочей группы экспертов (РГ) стран БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. На встрече были представлены два документа, подготовленные российской стороной – проект межправительственного соглашения БРИКС о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ и проект Конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности. Эти усилия находят отражение и в соответствующем разделе Уфимской декларации, который конкретизирует направления дальнейшей деятельности Рабочей группы экспертов.


Кажется, что дело наконец сдвинулось с мертвой точки, и декларации о намерениях начинают получать практическое наполнение. России удалось убедить остальных членов объединения в целесообразности продвигаемого ею подхода в отношении МИБ, а значит, вполне вероятно, что в ближайшие годы страны БРИКС смогут прийти к консолидированной позиции, которую можно будет отстаивать в международных институтах, прежде всего в ООН. Поэтому пока все внимание СМИ привлекают устройство и функционирование Банка развития БРИКС, который торжественно открылся на днях в Шанхае, не стоит забывать и о других процессах, которые идут внутри объединения.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся