Блог Вадима Моисеева

БРИКС: на повестке дня – информационная безопасность?

31 июля 2015
Распечатать

В недавнем интервью заместитель министра финансов России Сергей Сторчак заявил о том, настало время задуматься о прекращении расширения тематики БРИКС. По его словам, необходимо выбрать основные направления дальнейшего сотрудничества, а менее значимые вопросы – исключить из повестки дня. Сотрудничество в экономической сфере, в особенности по линии реформирования глобальной финансовой архитектуры, является одним из приоритетных направлений с самого начала деятельности БРИКС. Войдут ли вопросы безопасности в обновленную повестку БРИКС?


Проблемы международно-политической безопасности традиционно занимают особое место во внешней политике России. Не стали исключением и отношения со странами БРИКС: так, в Концепции участия России в объединении БРИКС сотрудничество в сфере международной безопасности занимает приоритетное положение по сравнению с вопросами валютно-финансового и торгово-экономического характера. И хотя в концепции подчеркивается, что в формате БРИКС «не предусматривается рассмотрение вопросов военно-политического характера и создание механизмов сотрудничества в военной области», это не является преградой для согласования позиций и выработке общих подходов по вопросам борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, морским пиратством, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности. Среди целей России в документе упоминается и сотрудничество в интересах обеспечения международной информационной безопасности, и это неслучайно.


На данный момент сотрудничество в области обеспечения международной информационной безопасности и в сфере регулирования интернета выглядит наиболее перспективным направлением. Здесь интересы Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки не противоречат друг другу, как в случае с реформой Совета Безопасности ООН, где Бразилия с Индией (и отчасти Южная Африка) претендуют на место постоянных членов. Географическая удаленность стран друг от друга также не препятствует развитию связей в сфере ИКТ, как это происходит в случае с противодействием международному терроризму, где потенциал сотрудничества, по сути, ограничен обменом информацией о лицах, участвующих в террористической деятельности.


Для стран БРИКС информационная безопасность вышла на первый план во время саммита в Форталезе в 2014 году – не в последнюю очередь благодаря разоблачениям Эдварда Сноудена, из которых стало известно о слежке американских спецслужб за информационными коммуникациями по всему миру. Форталезская декларация, принятая по итогам саммита, во многом отражала именно российский (и отчасти китайский) подход к регулированию информационной среды, который базируется на понятии государственного суверенитета и настаивает на необходимости заключения всеобъемлющего соглашения под эгидой ООН. Работа в данном направлении была продолжена: Концепция председательства России в БРИКС в 2015-2016 годах прямо называет международную информационную безопасность «одним из ключевых элементов российского председательства». Каковы же итоги саммита в Уфе в этом отношении?


Еще 16-18 июня, то есть чуть менее чем за месяц до самого саммита, в Москве прошла встреча Рабочей группы экспертов (РГ) стран БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. На встрече были представлены два документа, подготовленные российской стороной – проект межправительственного соглашения БРИКС о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ и проект Конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности. Эти усилия находят отражение и в соответствующем разделе Уфимской декларации, который конкретизирует направления дальнейшей деятельности Рабочей группы экспертов.


Кажется, что дело наконец сдвинулось с мертвой точки, и декларации о намерениях начинают получать практическое наполнение. России удалось убедить остальных членов объединения в целесообразности продвигаемого ею подхода в отношении МИБ, а значит, вполне вероятно, что в ближайшие годы страны БРИКС смогут прийти к консолидированной позиции, которую можно будет отстаивать в международных институтах, прежде всего в ООН. Поэтому пока все внимание СМИ привлекают устройство и функционирование Банка развития БРИКС, который торжественно открылся на днях в Шанхае, не стоит забывать и о других процессах, которые идут внутри объединения.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся