Блог Томского Международного Дискуссионного Клуба

Феномен лоббизма и его место в политической системе США

18 Февраля 2017
Распечатать
Поделиться статьей

На сегодняшний день политика администрации США подвержена влиянию множества факторов, среди которых одним из основных является воздействие различных групп частных интересов, а именно – деятельность лоббистских структур. Без детального изучения феномена лоббизма невозможно полностью понять процесс принятия тех или иных решений в сфере внутренней или внешней политики США.

 

Исходя из этого, считаю целесообразным осветить следующие вопросы: что такое лоббизм и благодаря чему он получил столь широкое распространение, как функционируют лоббистские организации в Америке и какова история их возникновения.

 

 

Профессиональный словарь лоббистской деятельности дает нам следующее определение: лоббизм – это институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц или корпоративных структур в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

 

Если обращаться к этимологии слова, термин «лобби» имеет англоязычное происхождение: от английского lobby – кулуары. Первоначально так называли узкий проход для священнослужителей в монастырях. Позднее так стали называть место для прогулок в палате общин Англии.

 

В обывательском смысле, лобби – это место для ожидания, встречи или переговоров. В узком, профессиональном смысле, лоббизм – способ продвижения своих интересов заинтересованными группами через государственные институты, посредством влияния на процесс принятия внутре- и внешнеполитических решений.

 

Лоббизм можно разделить на несколько видов: в зависимости от субъекта воздействия – этнический, корпоративный и индивидуальный; в зависимости от объекта воздействия – внутриполитический и внешнеполитический; в зависимости от характера воздействия – прямой и опосредованный.

 

Инструментами лоббинга могут служить как неформальная коммуникация, экономические рычаги, так и агенты влияния в «коридорах власти».

 

Основные отличительные черты лоббистской деятельности: продвижение интересов, оказание влияния и стратегическая направленность.

 

Первый этап лоббинга – сбор информации и выработка рекомендаций по той или иной тематике. Работа по данному направлению ведется целыми коллективами экспертов.

 

Второй этап – продвижение интересов. На этом этапе основная цель групп влияния – донести свои рекомендации до субъектов, участвующих в принятии политических решений. С этой целью лоббисты пускают в ход свои связи, а также методы убеждения.

 

Кроме того, не последнее место в арсенале лоббистов занимает работа с общественностью. Манипулирование мнением людей – важный инструмент продвижения интересов. Для этого используются СМИ и прочие агенты влияния.

 

Также большую роль в этом деле играют личные связи и неформальные контакты. Верный способ заставить кого-то подчиниться твоей воле – сделать его союзником, с помощью личной симпатии. Лоббисты могут что-то предложить взамен за оказанную им лояльность. Эта тактика мягкой силы почти всегда работает безотказно.

 

Каждый конкретный случай требует индивидуального подхода. В конечном итоге, при удачном стечении обстоятельств, нужный законопроект проходит.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инструментарий современных лоббистов весьма широк, а их деятельность зачастую крайне эффективна, о чем можно убедиться из множества примеров.

 

Для лучшего понимания ситуации, предлагаю обратиться к исторической ретроспективе и изучить генезис феномена лоббизма.

 

Хотя зарождение данного феномена происходит еще в период развития английского парламентаризма, политический оттенок термин «лоббизм» приобретает только в конце XVIII века, в период формирования государственности США. Связано это с тем, что именно американская политическая модель сделала возможным имплементацию лоббизма в процессы функционирования государственных механизмов.

 

Так, в современной юриспруденции США, общепризнанным является тот факт, что лоббизм законодательно закреплен в первой поправке к Конституции, которая гарантирует гражданам право на мирные собрания, с целью обращения к правительству с петициями для удовлетворения своих жалоб. На данный момент, это единственный прецедент правового закрепления лоббистской деятельности.

 

В основе первой поправки лежит теория фракций Джеймса Мэдисона. Согласно этой теории, с целью недопущения дискриминации меньшинства большинством, необходимо предотвратить ситуацию, в которой у большинства мог бы появиться общий интерес или же появились способы действовать согласованно для реализации своих интересов. Для этого и была разработана система сдержек и противовесов, а также двухпартийная система. Американская политическая культура сама по себе предполагает существование лоббизма, как инструмента для поддержания баланса между неорганизованным большинством и организованным меньшинством.

 

На сегодняшний день, в экспертной среде не существует единого мнения о соотношении лоббизма и национальных интересов. Одни утверждают, что эти понятия могут быть комплементарны. Другие отрицают это, будучи убежденными, что лоббизм всегда идет вразрез с национальными интересами.

 

С одной стороны, лоббизм является показателем демократичности режима и политического плюрализма в государстве. С другой стороны, различные группы влияния, лоббируя интересы меньшинств, зачастую вредят политической ситуации в стране.

 

Такие именитые ученые как Збигнев Бжезинский и Самюэль Хантингтон в своих работах выдвигают тезис о том, что лоббизм напрямую вредит национальным интересам США. В то время как их оппоненты утверждают, что национальные интересы, находясь под защитой государства, неподвластны влиянию лоббистских структур, поэтому лобби может действовать эффективно только в том случае, если его интересы не противоречат интересам США.

 

Так или иначе, вопрос о соотношении лоббизма и национальных интересов остается открытым.

 

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся