Актуальные тенденции международного развития в материалах зарубежных экспертно-аналитических центров

Зарубежные экспертно-аналитические центры: обзор материалов в апреле 2015 г.

13 Мая 2015
Распечатать

Обзор подготовлен кафедрой зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ.


Авторы: О.В. Павленко (зав. кафедрой), Е.В. Васильев, И.Ю. Кравченко, И.А. Баскакова.

В публикациях недели внимание зарубежных экспертно-аналитических центров было приковано к ситуации на Украине. Выступление Президента Путина 16 апреля по «горячей линии»  американские эксперты сопоставляли с ходом мирного урегулирования Минск-2. Наиболее авторитетная среди «мозговых центров» США – «РЭНД Корпорэйшн» (RANDCorporation, США), занимающаяся военно-стратегическим анализом по заказам Пентагона и Госдепартамента, подготовила доклад «Украинский кризис и европейская безопасность. Рекомендации для США и Вооруженных сил США» (The Ukrainian Crisis and European Security. ImplicationsfortheUnitedStatesandU.S. Army). В нем исследуется украинский кризис и стратегические интересы США.[1] Эксперты указывают, что «нынешнее затишье» нужно использовать для перегруппировки сил НАТО в Восточной Европе и пересмотра евроатлантической политики безопасности. [2] Тот факт, что США «значительно снизили свое военное присутствие в регионе после окончания холодной войны» существенно «подорвал их авторитет среди союзников по блоку НАТО».[3]  Не исключается даже «вооруженное противостояние»  в Восточной Европе,  критикуются  просчеты аналитиков Пентагона в оценке военного потенциала России и  «факторов внезапности и дезориентации», как в случае с «аннексией Крыма».[4] По их мнению, «Россия потеряла геополитическое влияние», а Европа смогла  его нарастить.[5] Акцент делается на наращивании военного потенциала и необходимости защиты стран Восточной Европы и НАТО от «угроз со стороны России».[6] Как известно, РЭНД создавалась как мощный аналитический инструмент для обеспечения политики глобального доминирования США. Разыгрывание карты «русской угрозы» на медийном, политическом и экспертно-аналитическим уровнях со стороны США чревато серьезными рисками и угрозой общей дестабилизацией, но в настоящий момент не принимается во внимание политическим классом США. 

Не меньший интерес аналитики «РЭНД Корпорэйшн» уделяют китайскому фактору. Они отмечают, что Китай начинает вытеснять Россию из привычных сфер влияния, например, в Центральной Азии, куда направляется колоссальный приток китайских инвестиций. Неблагоприятным фактором для России может также стать «переформатирование рынка энергоресурсов»,  когда «возвращение  Ирана» может  повлиять не только на конъюнктуру цен, но и «диверсификацию поставщиков нефти».  В этом случае, мощная китайская экономика сможет удовлетворять свои нефтяные аппетиты благодаря Ирану.[7] Обобщая «русские материалы» РЭНДа стоит подчеркнуть, что эксперты изначально моделируют ситуацию, исходя из «позиции врага» в отношении России и невозможности реального геополитического союза России и Китая. Соответственно логика их мышления концентрируется вокруг поиска наиболее эффективных способов ухудшения внутреннего и внешнего положения России. Действует черно-белая аргументация, которая, как свидетельствует исторический опыт, приводит только к эскалации насилия, а не его преодолению, учитывая сложную и тревожную международную обстановку.

Эта опасная тенденция проявилась и в подборке материалов «Немецкого общества по внешней политике» (DGAP, Берлин). В аналитическом обзоре Штефана Майстера, руководителя программы по Восточной Европе и Центральной Азии Центра Роберта Боша, вновь поднимается тема «новой русской политики Германии». Обычно настроенный в духе политического прагматизма, Ш. Майстер на этот раз поменял тон и свою позицию. Словно повторяя экспертов «РЭНДа», он призывает ЕС существенно увеличить военный бюджет, положить «конец немецкой наивности» в отношении к России, укреплять НАТО, чтобы «противодействовать провокациям и угрозам из России». Обращает внимание, что на общем фоне «русской угрозы» Ш. Майстер призывает немецкий политический класс активизировать свои позиции в глобальной политике:  «Германия должна проявлять большую ответственность за кризисное урегулирование и безопасность в мире». Он указывает на выступления А. Меркель, Ф-В. Штайнмаейра, президента И. Гаука и министра обороны У. фон дер Лейен на Мюнхенской конференции по безопасности, в которых проявились «сигналы» нового понимания международной роли Германии. Проблемы морской безопасности обсуждались в докладе Нидерландского института международных отношений (NetherlandsInstituteofInternationalRelations, Голландия). Эксперты подчеркивают, что необходимы дальнейшие шаги для реализации европейской стратегии морской безопасности, принятой в 2014 г и ставшей первым шагом в формировании общеевропейской политике в этой сфере[8].

Новые черты германской внешней политики рассматривают также эксперты Европейского Совета по международным делам (EuropeanCouncilonForeignAffairs).  Особое внимание уделяется роли Германии в Европе, ее взаимоотношениям с Польшей, влиянию на них истории и украинского кризиса.[9] Отдельная тема – сближение между Парижем и Берлином, которое произошло в последнее время.[10] В исследовании Лауры Делькор «Дуализмы французской русской политики» (DualitätenderfranzösischenRusslandpolitik // DGAP, Берлин) отмечается «положительная динамика французско-российских отношений». Дуализм проявляется в том, что с одной стороны, Париж следует в фарватере общей европейской политики, с другой – имеет особые отношения с Москвой, взаимные экономические интересы.  По мнению эксперта, внутри ЕС – Германия, Франция и Италия позиционируют себя как партнеры России, с которыми не соглашаются Польша, Швеция и страны Прибалтики. Хотя Ф. Могерини и заявляла, что Россия больше не является стратегическим партнером ЕС, для Парижа «экономическая дипломатия с Россией» имеет большое значение, тем более что ее поддерживают лоббистские группы в бизнесе и политике. Как указывает Л. Делькор, Париж хотел бы изменить курс, чтобы воспрепятствовать дальнейшим линиям раскола между ЕС и Россией. Но испытывает огромное давление извне – от Обамы, Камерона, Меркель. «В этом смысле франко-германское сотрудничество имеет фундаментальное значение», – заключает эксперт, и призывает к выработке общей линии поведения в отношениях с Россией.

         

Ситуация на Украине вызывает озабоченность и белорусских экспертов. По мнению сотрудника аналитического центра «Военно-политическое обозрение» (Республика Беларусь) Валерия Бережного, похожая обстановка была осенью 2014 г., когда украинские силовики использовали перемирие Минска-1 для подготовки к зимней компании. Сейчас официальный Киев в одностороннем порядке саботирует выполнение Минска-2[11].  В этом заинтересован Вашингтон, который «стремится выставить Россию в роли мирового агрессора».  Вопреки готовности ДНР и ЛНР идти на компромисс в установлении мира, киевская власть тянет время, проводит очередную мобилизацию. Продолжается финансирование военного заказа на новые образцы вооружения как украинского, так и иностранного производства.[12]

Этот факт подтверждается Стокгольмским международным институтом по исследованию проблем мира (SIPRI, Швеция), который в обновленной базе данных по военным расходам обращает внимание на рост вооружений в Украине, на Ближнем Востоке, в Азии и Африке. Оборонный бюджет Украины в прошлом году увеличился на 20%, на 2015 запланировано его двукратное увеличение.[13]

Тема «майдана» нашла неожиданное продолжение в публикациях Фонда эффективного партнерства (Кыргызстан). По словам киргизского военного эксперта Токтогула Какчекеева, 150 тонн груза для посольства США в Бишкеке могут использоваться для повторения киевского майдана в Кыргызской Республике (КР).[14] Эксперт указывает, что подобные авиарейсы на Украине в канун событий на майдане перевозили финансовые средства для участников акций протеста. «Это может быть связно с тем, что западные страны и США активизируют свою деятельность в Кыргызстане для того, чтобы препятствовать вступлению республики в ЕАЭС, с помощью попыток дестабилизации общественно-политической ситуации», – констатировал эксперт. Повышенное внимание к деятельности американской дипмиссии в Бишкеке связано с тем, что временным поверенным сюда назначен Ричард Майлз, которого пресса называет «конструктором цветных революций». Эксперты полагают, что все происходящее не случайно, поскольку в Казахстане в этом году проходят выборы президента, а в Кыргызстане на осень намечены парламентские выборы[15].

Вмешательство Саудовской Аравии в йеменский конфликт в тот момент, когда в Лозаннне согласовывались последние штрихи договоренностей по иранской ядерной программе, вновь заставило экспертов и наблюдателей задуматься о том, является ли все происходящее на Ближнем Востоке «неким хаосом», пусть «даже творческим», как его назвала в 2005 году Х. Клинтон, или речь идет о «сложной геополитической партии, где сторонами сдаются одни фигуры и приобретаются другие»  для достижения  долгосрочных результатов[16].

По-прежнему актуальной остается проблема распространения терроризма на Ближнем Востоке. По данным аналитического портала «Иранская дипломатия» (Iranian Diplomacy, Исламская Республика Иран), угроза распространения исламского фундаментализма является общей проблемой для России и Ирана, которая может использоваться странами Запада в своих целях. По мнению главного редактора иранского портала IRAS Ахмада Вахшие, в США и Европе прекрасно понимают, что если исламисты поменяют свой вектор агрессии, то «самыми уязвимыми окажутся Россия и Иран». В Сирии исламские радикалы лишь набираются практического опыта. Эксперт считает, что Россия осознает все риски возвращения исламистов в Центральную Азию, а Иран опасается «усиления поддерживаемых Саудовской Аравией исламских радикалов у своих границ». В данном контексте Иран и Россия имеют схожие с США опасения, ведь исламский фундаментализм – общая угроза[17].

Подводя итоги, стоит отметить усиление тренда «русской угрозы» в американских и европейских экспертных кругах. Возможно, это связано с обострением внутренних дебатов в ЕС относительно перспектив взаимодействия с Россией, поляризацией мнений в среде политиков и бизнесменов. Пока очевидно, во-первых, Вашингтон не собирается менять стратегию по переформатированию региона «Большой Восточной Европы», несмотря на чрезвычайные риски и угрозу общей дестабилизации; во-вторых, Германия будет следовать линии на укрепление евроатлантической солидарности. Если геополитику сравнивать с метеорологией, то общий фон, несмотря на редкие прояснения, остается пока сильно затянут тучами.


[1] F. Stephen Larrabee, Peter A. Wilson, John Gordon IV. The Ukrainian Crisis and European Security. Implications for the United States and U.S. Army // RAND Corporation // URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RR900/RR903/RAND_RR903.pdf

[2] Ibid.

[3] Ibid.

[4] F. Stephen Larrabee, Peter A. Wilson, John Gordon IV. The Ukrainian Crisis and European Security. Implications for the United States and U.S. Army // RAND Corporation // URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RR900/RR903/RAND_RR903.pdf

[5] Ian Bond, Denis Corboy, William Harrison Courtney, Michael Haltzel, Richard Kauzlarich. Ukraine Crisis Is a Geopolitical Game Changer // RAND Corporation // URL: http://www.rand.org/blog/2015/04/ukraine-crisis-is-a-geopolitical-game-changer.html

[6] Ibid.

[7] Ian Bond, Denis Corboy, William Harrison Courtney, Michael Haltzel, Richard Kauzlarich. Ukraine Crisis Is a Geopolitical Game Changer // RAND Corporation // URL: http://www.rand.org/blog/2015/04/ukraine-crisis-is-a-geopolitical-game-changer.html

[8] Landmann L. The EU Maritime Security Strategy. Promoting or Absorbing European Defence Cooperation? // Netherlands Institute of International Relations. URL: http://www.clingendael.nl/sites/default/files/Policy%20brief%20EU%20Maritime%20Security%20Strategy.pdf

[9] Buras P. The Polish-German split: A storm in a teacup? // European Council on Foreign Affairs. URL: http://www.ecfr.eu/article/commentary_the_polish_german_split_a_storm_in_a_teacup311660

[10] Janning J. Note from Berlin: The Franco-German alliance is back – for now // European Council on Foreign Affairs. URL: http://www.ecfr.eu/article/commentary_note_from_berlin_the_franco_german_alliance_is_back_for_now3004

[11] В частности, в стране проходит очередная мобилизация, и уже в этом году численность ВСУ должна достигнуть 250 тысяч человек. Согласно оборонному заказу на 2015 год, сумма которого превысила прошлогодний показатель в шесть раз, продолжается финансирование производства и закупка новых образцов вооружения как украинского, так и иностранного производства.

[12] Валерий Бережной. Вашингтон готовит Киев к новому блицкригу на юго-востоке Украины // «Военно-политическое обозрение» (Белоруссия) // URL: http://www.belvpo.com/ru/51072.html

[13] US military spending falls, increases in eastern Europe, Middle East, Africa and Asia says SIPRI // SIPRI. URL: http://www.sipri.org/media/pressreleases/2015/milex-april-2015

[14]Напомним, 28 и 30 марта в аэропорт «Манас» из Абу-Даби на самолетах украинской авиакомпании «Авиалинии Антонова» Ан-124 («Руслан») было доставлено в общей сложности 150 тонн груза, который не подлежал досмотру, поскольку имел статус диппочты. По информации самого посольства, полученный груз был предназначен для нового здания дипмиссии.

[15] Союзбек Аскаров. Что доставили для американских дипломатов в Кыргызстан? // «Регион. kg» // URL: http://region.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=1416:2015-04-16-04-13-58&catid=4:politika&Itemid=5

[16] Погос Анастасов. Чем закончится американский гамбит на Ближнем Востоке? // Научно-образовательный фонда «Новак» (Армения) // URL: http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=13334

[17] Ахмад Вахшие. Сирия – не Украина, Тартус – не Крым// Информационно-аналитический центр «Caspian Bridge» (Казахстан) // URL: http://www.caspiania.org/2015/04/14/siriya-ne-ukraina-tartus-ne-krym/

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся