Актуальные тенденции международного развития в материалах зарубежных экспертно-аналитических центров

Мониторинг публикаций зарубежных экспертно-аналитических центров (апрель 2016 г.)

20 мая 2016
Распечатать

Обзор подготовлен в рамках проекта кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ.

 

Руководитель проекта и главный редактор: О.В. Павленко, авторы: Е.В. ВасильевИ.А. Баскакова РГГУ.

 

В апреле основными темами публикаций экспертных центров стали итоги прошедшего 21 апреля заседания совета Россия — НАТО и в этой связи — анализ продолжающихся противоречий между Россией и странами Альянса, специфика взаимоотношений США с партнерами по Альянсу и странами Ближнего Востока, а также эскалация конфликта в Нагорном Карабахе.

 

Также внимание аналитиков привлекли проблемы евразийской интеграции, вопросы демократии в странах постсоветского пространства, анализ развития экономик Китая, стран Африки, Латинской Америки и другие значимые вопросы международной повестки дня.

Россия-НАТО. Противоречия между Россией и странами НАТО углубляются. Политологи разъясняют мотивы сторон.

Олег Верас (Аналитический портал «Военно-политическое обозрение» (Республика Беларусь) в статье Политика США: дорога к миру или мировому господству? рассматривает итоги прошедшего 21 апреля заседания совета Россия — НАТО и параллельно анализирует позицию США в отношении ряда международных соглашений.

 

Соединенные Штаты пока не концентрируют внимание на выработке конструктивных предложений. Возможно, по той причине, что пока не создали условий для их разработки.

 

Приводя высказывание Генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга о «серьезном сокращении транспарентности военной деятельности в сочетании с активизацией военных мероприятий, наращивания сил и жесткой риторикой со стороны России», автор предлагает представителям США вместе с союзниками вспомнить факты нарушения ими не только международного права в целом, но и более конкретных соглашений, направленных на поддержание стабильности в мире.

 

В качестве примера автор приводит беспрецедентную милитаризацию стран Балтийского региона, подчеркивая, что это является нарушением Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 года, в котором сказано: «НАТО не будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил».

 

Как отмечает автор, США «продемонстрировали свою изворотливость» и в выполнении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) 1987 года. Производимые в США беспилотные летательные аппараты не подпадают под определение крылатых ракет в Договоре, при этом обладают способностью нести боевые заряды (в том числе и ядерные). 

 

Не случайно, — делает вывод эксперт, — США, добившись подавляющего военного превосходства, все настойчивее продвигают идеи транспарентности и все меньше проявляют интерес к реальному разоружению и ограничению вооружений.

 

В публикации Кого и от чего намерены “сдерживать” генералы НАТО? Виктор Барсов (Информационная служба Avesta.Tj (Таджикистан) раскрывает причины «беспомощности и неуклюжести военного блока НАТО в разрешении международных кризисов, в борьбе с главным вызовом современности — международным терроризмом».

 

Главной причиной этого эксперт считает полную подчиненность «коллектива атлантистов», состоящего из 28 государств, Пентагону, без санкций которого он «не смеет сделать даже одиночного выстрела из ружья».

 

Аналитик делает не бесспорный вывод, что современный НАТО не предназначен к борьбе с терроризмом и задается вопросом: «Но тогда на кого и в какую сторону остаются нацеленными армады современных танков, самолетов и горы ракет альянса?»

 

Ответ на этот вопрос, по мнению эксперта, получен по результатам состоявшегося на днях в Риге семинара руководителей командных структур НАТО «Allied Reach 2016», главным вопросом в повестке дня которого было обсуждение «политики сдерживания».

 

Кого намерен сдерживать НАТО, эксперт считает понятным, учитывая, что генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг нередко открыто называет Россию противником блока.

 

Николай Крылов (Аналитический портал «Военно-политическое обозрение» (Республика Беларусь) в статье Польша объявила войну… памятникам анализирует возможные последствия «войны с историей, а точнее, с погибшими в ходе Второй мировой войны советскими воинами», объявленной членом блока НАТО.

 

30 марта Лукаш Каминский, глава Института национальной памяти (ИНП) Польской Республики заявил о намерениях правительства страны снести около 500 советских памятников по всей стране, включая памятники в честь воинов, павших за освобождение европейских народов от фашистского ига.

 

Автор считает целесообразным напомнить польским «панам», какую цену заплатил СССР за их мирную жизнь, а также предполагает, какой бы была реакция польской стороны на решение о сносе на постсоветском пространстве памятников и мемориалов в честь погибших граждан Польши.

Американо-германские отношения

Джозеф Джаннинг, (Европейский совет по международным отношениям (European council on foreign relations, Берлин — Лондон — Мадрид — Париж — Рим — София — Варшава) в статье «Меркель и Обама: камень за пазухой с улыбкой на лице» говорит о личностных моментах в отношениях Обамы и Меркель. Автор уверен, что немецкому канцлеру неприятно пренебрежение законом и акцент на «реалполитик», на силу вместо законности, неприятна слежка со стороны американских секретных служб. Возможно, это напомнило ей опыт жизни в ГДР.

 

В ходе долгового кризиса США показали канцлеру, что они не разделяют ее позицию. В ходе украинского кризиса Обама не разделял позицию Меркель относительно бесперспективности военного решения. Это, по мнению эксперта, осложняет взаимодействие лидеров США и ФРГ. Но при этом оба лидера понимают важность партнерских отношений «вне зависимости от того, насколько они различны в личностном плане».

США и Ближний Восток

Аарон Давид Миллер, вице-президент программы «Новые инициативы и выдающиеся исследования» (Международный научный центр Вудро Вильсона, Woodrow Wilson International Center for Scholars, Вашингтон, США) в статье «В конце своего срока Обама хочет урегулировать отношения на Ближнем Востоке» отмечает ухудшение отношений Белого дома с традиционными союзниками и улучшение — с Ираном. С Саудовской Аравией сотрудничество продолжает оставаться взаимовыгодными, несмотря на расхождения. В Каире госсекретарь Керри дал понять, что для Вашингтона стабильность в Египте важнее политических преобразований. С Израилем вероятнее всего подпишут 10-летний секретный пакт о помощи. «Если администрация Обамы хочет помочь стабилизировать регион, то она должна поддерживать отношения, по крайней мере, со своими традиционными друзьями — какими бы несовершенными они ни были».

Атлантика

Джорди Бакария и Лайа Таррагона (Центр по международным делам, Centre for international affairs, Барселона, Испания) в монографии «Атлантическое будущее, формирующее новую реальность в 21м веке: Африка, Европа и Америка» рассматривают Атлантику как пространство для глобализации и новых решений. Монография сравнивает положение дел в атлантическом регионе с остальным миром по четырем категориям: экономика и торговые потоки, энергия и природные ресурсы, институты и граждане, безопасность. Цель данного проекта — «изучить модели кооперации в Атлантическом регионе, а также предложить способы вовлечения ЕС в трансатлантические отношения в контексте перераспределения сил».

Энергетика

Симон Таглиапиетра и Георга Захманна (аналитический центр «Брейгель», Брюссель, Бельгия) в докладе «Энергетика в Средиземноморье: необходимость реализма» отмечают, что ЕС следует использовать двухсторонний диалог как основу энергетического сотрудничества. В качестве механизма рассматривается создание Фондов устойчивой энергетики с отдельными государствами южного Средиземноморья. Это позволило бы оказывать поддержку проектам устойчивой энергетики в странах-партнерах, что, в свою очередь, будет способствовать экономической стабильности этих государств и защите поставок газа в ЕС, а также создаст возможности развития для европейских энергетических компаний.

Конфликт в Нагорном Карабахе

Публикация Гранта Мелик-Шахназаряна Как говорить с Россией, размещенная на Аналитическом портале Voskanapat.info (Армения), посвящена ожиданиям от визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Ереван в связи с событиями на арцахско-азербайджанской границе.

 

Автор ссылается на пресс-секретаря президента Армении Владимира Акопяна, заявившего, что визит Лаврова «может послужить хорошей возможностью для обсуждения подходов России к агрессивным действиям Азербайджана против Нагорного Карабаха».

 

Подчеркивая, что Россия была и останется союзником Армении, эксперт считает, что «сейчас нужно стремиться к большему, и сделать так, чтобы Москва стала союзником в борьбе против Азербайджана».

 

Эту позицию разделяют многие армянские эксперты. На Аналитическом портале Voskanapat.info (Армения) в публикации Москва пытается вновь заморозить конфликт руководитель аналитического центра «Восканапат» Грант Мелик-Шахназарян отмечает, что Москва сейчас пытается перезаморозить конфликт между Арменией и Азербайджаном, создав механизмы, исключающие возобновление военных действий. Все понимают, что после последнего военного конфликта атмосфера доверия серьезно подорвана, и России придется подготавливать новый мирный процесс.

 

В тексте военного эксперта, директора Центра стратегической конъюнктуры Ивана Коновалова Турецкий след, роль России и США в новом кризисе в Карабахе размещенном на портале Российско-Армянского информационного агентства RUSARMINFO, обращено внимание на одно из странных совпадений. Турция наивно заявила о готовности решить карабахскую проблему. Анкара весьма активно заявляла о поддержке Азербайджана и «играла в непонятные игры вокруг Карабаха». Эксперт считает, что у России осталось немного рычагов давления на стороны, и в одиночку ей будет сложно стабилизировать ситуацию, поэтому свое влияние для давления на Турцию, и через нее на Азербайджан должны использовать также США. Это может стать общей повесткой для Москвы и Вашингтона  в стабилизации ситуации вокруг Нагорного Карабаха.

Евразийская интеграция

В свете рассматриваемых проблем особенно актуальными становятся вопросы безопасности государств-членов ОДКБ.

 

В публикации О новой Военной доктрине Беларуси Владимир Абцугов (Аналитический портал «Военно-политическое обозрение» (Республика Беларусь) проводит анализ проекта новой Военной доктрины Беларуси.

 

Отмечая в качестве положительного момента значительное внимание вопросам информационного противоборства, аналитик, однако, обращает внимание на то, что ничего не говорится об информационном (кибернетическом) пространстве, как одной из сфер ведения боевых действий. А, между тем, ведущие страны мира уже давно считают его таковой, и в США для ведения боевых действий в киберпространстве созданы кибервойска.

 

Эксперт обращает внимание на важные положения новой Доктрины, регламентирующие отношения с союзниками. Согласно новому документу, Беларусь будет рассматривать нападение на государство — участника Союзного государства или любые иные действия с применением военной силы против него как нападение на Союзное государство и предпримет ответные меры. То же касается нападения на государство — члена ОДКБ. В доктрине также определены случаи, когда Беларусь выделяет воинские контингенты.

 

Выделяются и другие полезные новшества новой Доктрины.

 

В размещенной на Аналитическом ресурсе «Регион. kg» (Кыргызстан) публикации Эрмека Абдрисаева Давление на Кыргызстан. Какова цель? анализируется цель обвинений Республики Кыргызстан в неисполнении прав человека со стороны Госдепа США, Комитета ООН по правам человека и ОБСЕ.

 

21 апреля 2016 года Комитет по защите прав ООН призвал власти Кыргызстана немедленно выпустить на свободу активиста и журналиста А.Аскарова, признанного судом виновным в активном участии в организации массовых беспорядков 12-13 июня 2010 года и соучастии в жестоком убийстве сотрудника правоохранительных органов. А ранее, 14 апреля 2016 года, в отчете Госдепартамента США Кыргызстан обвинили в нарушении ряда прав и свобод граждан.

 

Автор публикации находит странным, что внешнеполитическое ведомство США и Комитет ООН по правам человека ранее признали Кыргызстан островком демократии не только в регионе, но и на постсоветском пространстве. Эксперт приводит многочисленные факты, свидетельствующие о серьезных усилиях, прилагаемых для достижения истинной демократии в республике, которые были высоко оценены мировой общественностью, включая председателя ОБСЕ и министра МИД Германии Франк-Вальтера Штайнмайера, заявившего по итогам переговоров с главой МИД КР Э.Абдылдаевым, что «в Кыргызстане существует живая демократия».

 

Ссылаясь на мнение официальных лиц Кыргызстана, представителей общественности и экспертов, автор делает вывод, что данные обвинения означают попытку вмешательства во внутренние дела государства в преддверии приближающихся президентских выборов в Кыргызстане.

 

В докладе А.М. Либмана, Е.Ю, Винокурова, Т.В. Цукарева и А.А. Медведева (Евразийский банк развития (Алматы, Казахстан) «Региональные организации: типы и логика развития» эксперты выделили шесть типов региональных организаций: «Активная региональная организация (РО)», «Интеграционная риторика» (экспрессивные цели, польза извлекается из самого участия в РО), «Иной путь» (инструментальные цели, как правило, не экономические), «Зомби» (сохраняется значительный бюрократический аппарат и выпускаются многочисленные правовые акты при отсутствии реального влияния на политику), «Кома» (отсутствие какого-либо влияния на политику, не осуществляется бюрократическая деятельность) и «Дискуссионный форум» (существует как повод для организации встреч на высоком уровне и общения лидеров стран-членов).

 

В постсоветской Евразии ЕАЭС является уникальным случаем «Активной РО». Одним из важнейших элементов успеха организации типа «Активная РО» является уровень экономического развития ее членов. ЕАЭС в состоянии способствовать формированию национальной политики содействия росту.

Политический кризис в Молдове

Проблема демократии в государствах постсоветского пространства получила отражение в размещенном на портале «Панорама» (Молдова) материале Виктора Жосу О бренности протеста.

 

Политолог указывает на бессмысленность мирных акций протеста, которые пытаются возродить молдавские политические лидеры. Кроме того, как подчеркивает эксперт, «США отмашку на госпереворот в Кишиневе не дадут. … А кроме США, никто в современном мире государственные перевороты не санкционирует».

 

«В Молдове, — говорит эксперт, —  миф о демократии уже не работает, мы столкнулись с грубой реальностью в форме олигархии. А олигархии хоть демонстрируй протест, хоть не демонстрируй — ей все равно».

 

С этих позиций автор анализирует перспективы лидеров политических партий на выборах президента 30 октября.

 

По мнению политолога, ситуация для Партии социалистов Республики Молдова складывается проще, чем для «Нашей партии». А вот что будет делать лидер молдавских «нашистов», пока этого не знает даже он сам, — предполагает Жосу.

 

Версию захвата Молдовы олигархией анализирует Богдан Цырдя («Панорама» (Молдова) в статье Как захватили Молдову.

 

Transparency International в рамках Глобального барометра коррупции — 2013 (BGC) назвало Республику Молдова захваченным государством с небывалым уровнем коррупции.

 

В представленном 24 февраля текущего года центром социологических исследований CBS-AXA очередном соцопросе 60% респондентов ответили, что Молдова — захваченное государство.

 

10 августа прошлого года факт захвата страны олигархами подтвердил в The New York Times сам генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд.

 

В статье приводится мнение ряда других авторитетных источников, подтверждающих захват страны олигархами.

 

Эксперт указывает, что основной признак захваченного государства — это узурпация государственной власти, и анализирует процесс ее захвата в Молдове, сопровождавшийся изменением законодательства, направленным на ограбление страны олигархией.

Китайская экономика

Юстина Штшудлик, аналитик Польского института иностранных дел (ThePolishInstituteofInternationalAffairs, Варшава, Польша) в докладе «Больше рынка и больше государства: экономическое развитие Китая в новом пятилетнем плане» говорит о планах китайского руководства стимулировать экономику после спада и уменьшить роль государства. Увеличение темпов роста планируется достичь за счет увеличение внутреннего потребления, построения «экономики предложения». Новая экономическая политика предполагает уменьшение производственных площадок, закредитованности, создание благоприятных условий для роста путем проведения структурных реформ. Это может спровоцировать рост безработицы. Юстина Штшудлик пишет, что реформы будут начаты, но «так, чтобы их в любой момент можно было остановить».

 

Развитию российско-китайских отношений посвящена публикация Серика Рымбаева (Аналитический ресурс «Регион. kg» (Кыргызстан) Российско-китайские отношения на фоне западных санкций переживают небывалый подъем.

 

В статье приводится мнение спикера сената Казахстана Касым-Жомарта Токаева о том, что санкции направили внешнеполитические усилия России в сторону Азии, в особенности — Китая.

 

Анализируя масштабные перемены в Евразии и трансформацию Китая, автор подчеркивает, что стратегическое партнерство России и Китая, в которое невозможно было поверить тридцать лет назад, учитывая последствия советско-китайской конфронтации, создает качественно новую ситуацию в мире.

Африка — Китай

Калестус Джума, эксперт Центра по вопросам науки и международных отношений имени Белфера (Belfer Center for Science and International affairs, Гарвардский университет, США) в статье «Как Африка формирует отношения с Китаем» говорит о конвергенции интересов Китая и Африки в сфере инфраструктурных проектов, сельского хозяйства, производстве, обучения высоким технологиям, международной торговле. Китай и Африка схожи в своем позднем вхождении на глобальный рынок. Афро-китайские связи усиливаются по двум направлениям: иммиграция и инвестиции. В Китае быстро растет африканская диаспора, в т.ч. студенческая: с 2013 по 2018 гг. африканские студенты получили и получат 18 000 стипендий. Практику построения отношений с Китаем Африка использует и во взаимоотношениях с другими странами. «То, как африканские страны смогут адаптировать подобные уроки к своим нуждам, будет последним экзаменом для их роста, уверенности в себе, способности перешагнуть свое постколониальное наследие и стать «экономикой знаний»».

Латинская Америка

Ричард Н. Хаасс, президент Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations, Нью-Йорк, США) в статье «Ситуация в Латинской Америке» позитивно отзывается о положении стран в Латинской Америке. Например, Бразилия хотя и находится в ситуации экономического и политического кризиса, но последний развивается в рамках конституции. В Венесуэле оппозиция выиграла парламентские выборы в 2015, что дает надежду, что в стране восторжествует закон. В Колумбии сохраняется режим прекращения огня, экономика растет на 3% в год. «В действительности, если текущая тенденция сохранится, то регион может заменить Европу в качестве объекта восхищения».

Индонезия

Феликс Хейдук (Фонда «Наука и политика», Stiftung Wissenschaft und Politik, Берлин, Германия) в докладе «Индонезия в АСЕАН» говорит о роли Индонезии в АСЕАН и особо выделяет замораживание интеграционных процессов при нынешней администрации президента Индонезии Джоко Видодо. Автор подчеркивает ключевую роль Индонезии в формировании взгляда на политику безопасности в регионе, при том, что Индонезия мало участвовала в углублении экономической интеграции из-за опасений в своей низкой конкурентноспособности. Очевидно, — считает эксперт, — что нынешнее правительство «должно выработать новые идеи и начать проводить новые политические инициативы для будущего развития АСЕАН». ЕС важно развивать отношения с Индонезией и мотивировать ее быть локомотивом интеграции АСЕАН.

Антарктида

В обширном докладе Элизабет Сидиропулос и Тома Виилера (Южно-африканский институт международных отношений, South African Institute of International Affairs, Йоханнесбург, ЮАР) «До края Земли: Антарктика, Договор об Антарктике и Южная Африка» авторы рассматривают экологическую, экономическую и политическую составляющие. Большое внимание они уделяют претензиям стран на те или иные территории Антарктики. Отмечается необходимость реформы существующего Договора об Антарктиде.

 

Говоря об интересах России в регионе, авторы отмечают, что в настоящее время РФ не претендует на какую-либо территорию в Антарктике (но оставляет для себя такую возможность в будущем), однако заинтересована возможностью рыболовства в данном районе. Также большое значение имеет размещение наземных станций слежения «ГЛОНАСС». Кроме того, Москва заблокировала попытки создания двух новых морских особоохраняемых природных территорий. Эксперты приходят к выводу, что «в атмосфере нарастающего недоверия между Россией и Западом, Договор об Антарктике может стать еще одним полем противостояния».

Силовые структуры

Эрвин ван Виин из Нидерландского Института международных отношений «Клингдэйл» (Netherlands Institute of International Relations «Clingendael», Гаага, Нидерланды) в статье «Политическая динамика безопасности в нестабильных государствах» утверждает, что во многих неустойчивых государствах «силовой блок помогает удерживать власть правящей элите». В качестве выхода из ситуации эксперт предлагает реформу сектора государственной безопасности, которая предполагает, что силовой блок станет ответственными, профессиональным, будет возрастать доверие между ним и населением.

 

Поводя итог, можно отметить, что в апреле основной тематикой международной аналитики продолжают выступать вопросы поддержания стабильности в мире, проблемы экономики и интеграции. В региональных сюжетах получили развитие дискурсы военных конфликтов и кризисов, а также вопросы демократии и соблюдения законности.

 

В этой связи, обращает на себя внимание тот факт, что проблемы регионального уровня, по мнению зарубежных экспертов, как правило, и задают общую тональность мировой повестки дня, поскольку именно от их разрешения, во многом, зависит стабильность международной системы.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся