Актуальные тенденции международного развития в материалах зарубежных экспертно-аналитических центров

Мониторинг публикаций зарубежных экспертно-аналитических центров (август 2016 г.)

1 Сентября 2016
Распечатать

Обзор подготовлен в рамках проекта кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики  Факультета международных отношений и зарубежного ИАИ РГГУ.


Руководитель проекта и главный редактор: О.В. Павленко, авторы: Е.В. Васильев, И.А. Баскакова РГГУ.

Среди тем, включенных в новый обзор, — внешняя политика США, ситуация в ЕС, ситуация в Турции и новая стратегия США в палестино-израильском конфликте и передел сфер влияния на Ближнем Востоке, Южно-Китайское море, причины и последствия попытки диверсии в Крыму, вопросы безопасности и перспективы ЕАЭС.

Европейский союз

Дэниэл Грос, директор Центра по изучению европейской политики (Center for European Policy Studies, Бельгия) в статье «Тихая смерть европейской системы управления» обращает внимание на политически мотивированное нежелании обеспечивать выполнение финансовой дисциплины в ЕС. Как пример он берет отсутствие реакции на нарушение «Пакта стабильности и роста» Португалией и Испанией. Настоящий случай он сравнивает с ситуацией 2003 г., когда Франция и Германия подверглись осуждению за превышение бюджетного дефицита. Но сейчас у Еврокомиссии нет желания осуществлять подобный надзор. Однако отсутствие мер воздействия за нарушение Пакта лишит стимула в проведении реформ и сдерживании роста национального долга. «Сейчас как никогда ясным стал факт того, что для стран-членов ЕС внутриполитические выгоды имеют приоритет над общеевропейскими правилами».

Доклад Дика Зандея из Голландского Института международных отношений «Клингдейл» (Netherlands Institute of Foreign Relations «Clingendael», Нидерланды) «Глобальная стратегия ЕС: от планирования до реализации» посвящен вызовам, стоящим перед ЕС и поиску ответов на них. Автор подчеркивает необходимость глобальных и последовательных решений, привлечения «всех доступных средств в рамках данного подхода» всего инструментария средств воздействия на ситуацию: от мягкой до жесткой силы. Угрозы стали гибридными — автор приводит в пример Россию и ее методы — значит, ответы должны быть симметричными. Ввиду отсутствия консенсуса среди стран-членов ЕС в статье предлагается вырабатывать стратегию безопасности, опираясь на группы стран внутри ЕС с общими подходами и интересами.

Восточная Европа

В статье Вся правда о политике Польши и стран Балтии: нет угрозы – нет денег Николай Астровский (Аналитический портал «Военно-политическое обозрение», Республика Беларусь) вскрывает мотивы поддержания руководством Польши и стран Балтии антироссийской истерии.

Эксперт приводит многочисленные факты, подтверждающие, что, помимо сугубо военных интересов, руководство Польши и стран Балтии преследует и финансовую выгоду. Присутствие американских и натовских войск приносит существенную экономическую прибыль от участия национальных фирм в строительстве новых зданий и сооружений, дорог и инженерных сетей, аренды земли, налогов в местные бюджеты, развития инфраструктуры вокруг баз, получения новых рабочих мест и потребителей с высокой покупательской способностью.

«Я. Качинский выбирает конфронтацию, а не компромисс с ЕС» уверен Петр Бурас из Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign relations, ЕС). Внутриполитические реформы в Польше очень негативно воспринимаются в Европейском союзе. Я. Качинский не только не обращает внимание на «давление Брюсселя, но и на попытки американской администрации заставить его изменить курс». То, что он готов рискнуть отношениям Варшавы не только с Брюсселем, но и с Вашингтоном подчеркивает его уверенность в собственных силах. И это не удивительно. Судя по данным последних опросов, партия «Право и справедливость» (ПиС) пользуется поддержкой большинства поляков. если еврокомиссия не сможет до конца года заставить Я. Качинского изменить свою политику, когда по действующему в Польше законодательству произойдет обновление состава Конституционного суда, то новый состав суда будет подконтролен правящей элите. Параллельно с этим ПиС активно заменяет многих чиновников и дипломатов на лояльных, проводит школьную и ряд других реформ.

Конечно, многие поляки недовольны происходящим. Но протестное движение, активное в начале года, сейчас явно сошло на нет. Поэтому, с учетом сложностей внутри ЕС проблем на обеих берегах Атлантики, «перед Качинским открыто окно возможностей по реализации своего проекта изменения польской демократии».

Южно-Китайское море

Хотелось бы особо отметить интерес американских и азиатских экспертов к этой теме. Несмотря на то, что свое решение Гаагский суд озвучил еще в середине июля, весь август в различных центрах публиковались новые материалы, посвященные решению суда и его возможным последствиям.

Эван Грэхэм из Совета по международным отношениям (Council Foreign Relations, США) в статье «Решение Гаагского суда по Южно-Китайскому морю: пустая провокация или разумное давление» говорит о сложной ситуации вокруг решения суда. Автор отмечает, что механизма исполнения решения нет. При этом Китай относительно успешно внес раскол в международное сообщество: Камбоджа следует в фарватере китайской политики, другой член АСЕАН, Вьетнам, напротив, одобрил это решение. В целом эксперт отмечает, что решение поддерживает страны бассейна Южно-Китайского моря в отстаивании неприкосновенности своих исключительных экономических зон. Характерно, что Тайвань также не согласился с решением суда — и в статье подробно рассматриваются причины недовольства и перспективы Тайваня в этом споре. Филиппины при этом стараются занимать независимую позицию и пока не раскрывают свои планы.

Роль внешних игроков, таких как США, автор видит в стимулировании сотрудничества в регионе. Признание архипелага Спратли возвышенностью, а не группой островов «потенциально облегчает путь к кооперации в сфере решений по добыче ресурсов. Добиться этого, однако, будет по-прежнему очень тяжело».

«Почему важна позиция Индии по Южно-Китайскому морю» анализирует Абихиджит Синх из Института оборонных исследований и анализа (Institute for Defence Studies and Analyses, Индия). В статье подробно рассмотрено влияние позиции Индии и Китая по этому сложному вопросу на двухсторонние отношения в преддверии саммита G-20, который состоится в сентябре. Разумеется, Дели обеспокоен действиями Пекина по размещению ракет, истребителей и разведывательных средств на островах Спратли, т.к. это позволит китайской армии контролировать любые военные операции в Южно-Китайском море.

Но, не менее важно, что, по мнению индийских экспертов, действия Китая, могут свидетельствовать о его военных амбициях в Индийском океане. Кстати, кроме военного присутствия у официального Дели вызывает вопросы активность в регионе китайского рыболовецкого флота, крупнейшего в мире. Тем не менее, индийские власти не хотят «объединяться с США в усилиях по сдерживанию Китая». Дели не хочет занимать чью-либо сторону в территориальном споре. Но возможность усиления военного присутствия Китая в зоне прямых интересов Индии требует соответствующего ответа, в т.ч. усиления собственного военного присутствия в регионе.

Украина

Владимир Абцугов (Аналитический портал «Военно-политическое обозрение», Республика Беларусь) в публикации «Украина с помощью своих ССО может прибегнуть к ядерному шантажу» анализирует причины событий, произошедших на Крымском перешейке.

Эксперт делает предположение, что попытка проникновения украинских ДРГ в Крым является неудачной «пробой пера» недавно созданных сил специальных операций ВСУ.

Учитывая заявления украинских экспертов и политиков о возможностях ССО по проведению диверсий на объектах ядерной энергетики России и возможность проведения аналогичных попыток дестабилизировать обстановку и в Беларуси, эксперт считает необходимым продолжить шаги по созданию эффективной системы безопасности на южном направлении.

Тему развития ситуации на Украине, вызывающей в последнее время серьезную озабоченность международной общественности, продолжает Виктор Барсов (Информационное агентство Avesta, Таджикистан) в материале «Киевский режим – угроза миру и Европе».

Эксперт рассматривает предотвращенную российскими военными и спецслужбами крупномасштабную диверсию в Крыму как результат поддержки Украины Западом, прежде всего, вашингтонскими властями, которым выгодно нагнетание напряженности в этой части Евразии, усиление политического и экономического давления на Россию.

Приводя такие факты, как перекрытие пресноводного Северо-Крымский канала, энергетическая диверсия, «милитаристские поползновения и провокации», эксперт делает вывод, что уклонение от выполнения Минских соглашений является осознанной и целенаправленной политикой украинских властей.

Совершенно очевидно, как подчеркивает автор, что киевский режим сознательно нацелен на торпедирование минских соглашений и благодаря своей агрессивности, непредсказуемости и непоследовательности становится источником повышенной опасности для мира и стабильности в Европе, что начинают понимать и некоторые ответственные политики на Западе.

Постсоветское пространство

В материале Серика Рымбаева (Аналитический ресурс «Регион. kg», Кыргызстан) «Желтый» уровень террористической опасности в Казахстане продлен до января 2017 года» анализируются причины терактов в Актобе.

В публикации приводится мнение российского эксперта Андрея Грозина о том, что возникшие после «арабской весны» факторы оказались для стран Центральной Азии неожиданными, и к ним оказались готовы не все страны ЦА.

В числе причин развития радикализма эксперт называет мировой экономический кризис, падение цен на рынке энергоносителей, девальвацию национальных валют, рост безработицы и т.д. Эта ситуация порождает у населения критический взгляд, на фоне которого радикальные, и в первую очередь, исламистские посылы находят отзыв. Как отмечает эксперт, идеологический вакуум в странах ЦА так и не смогли заполнить за все годы независимости.

Ованнес Галаджян (Газета Иравунк, Армения) в публикации «Кто заказал захват полка ППС» рассказывает о призывах к насильственному изменению конституционного строя в Армении, открыто размещаемых в сети интернет организацией Policy Forum Armenia.

Анализируя состав исполнительного совета этой организации, по сути, взявшей на себя ответственность за вооруженное действие, автор констатирует, что он в основном состоит из переехавших из Армении в США и Великобританию кадров, большая часть из которых получила в этих странах соответствующее образование.

Автор вскрывает «интересные» связи организации с ныне действующими акторами, например, с Арой Папяном — одним из лиц, кого захватившие полк ППС боевики видят в составе так называемого временного правительства народного доверия.

В результате эксперт делает вывод о необходимости в условиях агрессивной информационной среды, подпитываемой внешними игроками и их агентурой, обучать все население азам информационной безопасности, что, по его словам, сегодня является важнейшей стратегической задачей.

Итоги конференции, посвященной перспективам сотрудничества России и Таджикистана и возможности вступления республики в ЕАЭС, подводятся в опубликованном на Аналитическом ресурсе «Регион. kg» (Кыргызстан) материале «Готов ли Таджикистан к ЕАЭС?»

Участники обратили внимание на ряд плюсов евразийской интеграции для Таджикистана, таких, как доступ к новым финансовым ресурсам, новые возможности для трудовых мигрантов республики, решение текущих проблем республики и т.д.

Ситуация в Ливии

В статье Федерики Саини Фазанотти из Института Брукингса (Brookings Institution, США) «Дом разделенный: почему разделение Ливии может быть единственным способом спасти ее» рассматривает гражданскую войну в Ливии, отталкиваясь от исторического контекста: в Ливии всегда было сильно разделение по племенному и региональному принципу. Текущая ситуация является лишь продолжением сложившегося исторического контекста: религиозные и политические деятели в Ливии не пытаются прийти к компромиссу ради мира. «Без прагматичного подхода к сложившейся ситуации – включая, возможно, конфедеративную модель для Ливии – ливийцы продолжат оставаться худшими врагами для самих себя».

Стоит отметить популярность дискуссий о будущем Ливии в американском экспертном сообществе. Например, в июле Уильям Денверс из Центра за американский прогресс (Center for American Progress, США), близкого к нынешней президентской администрации, опубликовал доклад «Следующие шаги в Ливии. Стабилизация экономики и правительства перед лицом вызовов в сфере безопасности и политики». Здесь, как и в предыдущей статье, лейтмотив – необходимость объединения действующих центров силы. Про возможность образования конфедерации при этом уже не упоминается. Кроме этого автор упоминает в докладе список первоочередных задач: восстановление нефтедобычи, демобилизация, оживление частнопредпринимательской деятельности, создание правительства из представителей разных регионов. Однако в первую очередь необходимо «иметь функционирующее, объединенное правительство, сделать Ливию более безопасной, чтобы у страны были ресурсы для восстановления экономики и системы управления»

Выборы в США

В докладе Джереми Шапиро и Ричарда Сокольски из Института Брукингса (Brookings Institution, США) «Почему Хиллари Клинтон не будет ястребом во внешней политике, если станет президентом?» эксперты пытаются на основе предшествующих инициатив понять каким президентом может стать нынешний кандидат от Демократической партии. В статье говорится о том, что хотя Х. Клинтон часто выступала за использование военной силы – на ее счету также и многие дипломатические инициативы (начало секретных переговоров с Ираном, перезагрузка с Россией, поддержка Обамы в возобновлении дипотношений с Кубой). К тому же есть огромная разница между позицией первой леди, госсекретаря, сенатора или президента. При этом авторы обращают внимание на программные заявления на сайте кандидата» — первые шесть вообще касаются внутренних проблем. «Как и ее предшественник, она не станет рисковать своей политической карьерой пока не будет убеждена, что интервенция не только улучшит ситуацию в зоне конфликта, но и найдет понимание внутри США».

Внешняя политика США

В Белферском центре по науке международным (Belfer Center for Science and International Relations, Гарвардский университет, США) в начале августа был представлен доклад Даниэла Понемана «Американская ядерная диломатия: Продвижение нового консенсуса для борьбы с изменением климата и распространением ядерного оружия». Д. Понеман считает, что американская внешняя политика в этом вопросе должна основываться на следующих принципах:

·               Борьба с распространением ядерного оружия всеми возможными способами;

·               Выработка двухпартийного консенсуса по сотрудничеством со всеми странами, придерживающимися режима нераспространения;

·               Необходимость для США №следовать установленным правилам, а не менять их в средине игры»;

·               Сотрудничество с другими государствами, в т.ч. Россией и Китаем, по борьбе с ключевыми угрозами в области распространения ядерного оружия;

·               Использование многосторонних усилий для санкционного давления на Северную Корею с целью сокращения и в дальнейшем сворачивания ее ядерной программы;

·               Наращивание военного присутствия США в Северо-Восточной Азии для защиты союзников Вашингтона и интересов США с учетом угрозы. Исходящей от Пхеньяна.

Статья эксперта Института изучения проблем национальной безопасности (Institute for National Security Studies, Израиль) Заки Шалома «Администрация Б. Обамы: К новой резолюции Совета Безопасности по палестино-израильскому мирному процессу?» рассматривает последние инициативы Вашингтона на этом направлении. Администрация Б. Обамы в течение всего периода его президентства не смогла поспособствовать продвижению палестино-израильского мирного процесса. Тем не менее. в конце своего президентства Б. Обама стремится заложить основу для нового этапа мирного процесса. Поэтому правительство Израиля необходимо предпринять согласованные усилия в сложившихся обстоятельствах, чтобы достичь договоренности с администрацией Обамы по вопросам мирного процесса и израильских поселений. Это вероятно, будет способствовать усилиям Б. Нетаньяху по убеждению американской администрации в необходимости заблокировать резолюцию Совета Безопасности ООН по палестино-израильскому политическому процессу. Действительно, израильское правительство должно понимать, какие далеко идущие последствия, которые могут возникнуть в результате принятия новой резолюции Совета безопасности. Правительству Б. Нетаньяху необходимо стремится к достижению взаимопонимания с американскими коллегами (особенно с учетом того, что иранский вопрос, сильно осложнявший двухсторонние отношения, уже не столь актуален).

Виктор Барсов (Информационное агентство Avesta, Таджикистан) в публикации «Коварство и лицемерие вашингтонских властей» анализирует средства, применяемые Америкой для реализации экспансионистских устремлений и, в частности, «стремление США занять в ЦА главенствующие позиции в противоборстве с Россией, Китаем, Ираном».

Эксперт перечисляет такие методы, используемые Вашингтоном для «завоевания ЦА», как организация «цветных революций», пропагандистское оболванивание части населения с использованием СМИ и различных просветительских Фондов и НПО, откровенный подкуп отдельных политиков и высоких государственных чиновников, предоставление «льготных» кредитов и т.д.

С этих позиций рассматривается громко разрекламированный формат «С5+1», который под видом «мягкой силы» и продвигается в ЦА в стратегических интересах США, а также использование американцами разветвленной здесь «просветительской и образовательной» инфраструктуры прижившихся у них проповедника Фетхуллаха Гюллена.

В Анкаре, как отмечает эксперт, не могут всерьез воспринимать «оправдания» властей США в том, что не имеют отношения к попытке государственного переворота в Турции и отстранения от власти «неудобного» для американцев Эрдогана. По словам автора, период доверия и взаимного почитания даже в отношениях двух ведущих государств НАТО основательно и надолго себя исчерпал.

Турция

Тему возможной причастности к попытке государственного переворота в Турции исламского проповедника и лидера движения «Хизмет» Фетхуллаха Гюлена продолжает эксперт Центра политических исследований НОФ «Нораванк» Джонни Меликян в статье «Гюленовские школы – несостоявшийся грузино-турецкий скандал».

После обвинения в организации антиправительственных действий Фетхуллаха Гюлена, проживающего в американском штате Пенсильвания, очередь репрессий дошла до т.н. «гюленовских школ и университетов» — сети элитарных частных колледжей и университетов, функционирующих в 140 странах мира.

После закрытия Кавказского университета Баку, который, по информации азербайджанских СМИ, был аффилирован с Гюленом, дискуссии возникли и в соседней Грузии, где действует сеть колледжей, в которых получили образование несколько поколений детей грузинской элиты.

В статье приводится заявление генерального консула Турции в Батуми о том, что последователи движения Гюлена «усиливают свои позиции с помощью своих школ и образовательных учреждений, растят поколения, которые служат не государству, а этой террористической группировке, и, к сожалению, школы этой группировки находятся и в Грузии».

Несмотря на волну осуждения слов консула со стороны грузинской общественности и на пояснения посла Турции, что СМИ «неправильно интерпретировали» заявление консула, 27 июля посол Турции в Грузии заявил, что вслед за Азербайджаном в Грузии также могут приостановить деятельность «учебных заведений, имеющих связь с Фетхуллахом Гюленом».

Латинская Америка

Статья Микаеля Вигеля из Финского Института Международных дел (The Finnish Institute of International Affairs, Финляндия) «Китайское продвижение в Латинской Америке. Геостратегические последствия для Европы, США и региона в целом»посвящена экспансии Китая в регионе. Китайские инфраструктурные проекты, с одной стороны, способствую укреплению внутрирегиональной интеграции, но, с другой, способствуют переориентации торговых связей в направлении Тихого океана. Это отдаляет регион от США и Европы – Вашингтону и Брюсселю срочно нужно пересматривать свои геоэкономические стратегии. Сейчас сложился удачный момент для возврата позиций: К власти в Латинской Америке пришли по большей части прозападные элиты. Европа и США не должны упустить возможность «наладить более равноправные отношения со странами Латинской Америки, предложив им многовекторные отношения, в отличие от Китая».

Сирия

Процессу формирования взаимодействия России, Ирана и Турции посвящена статья Давида Арутюнова (Аналитический портал Voskanapat.info, Армения) «Борьба вокруг Турции».

Эксперт констатирует формирование в Сирии новой конфигурации альянсов, в которой в курдском вопросе по разные стороны баррикад могут оказаться, с одной стороны, Россия, Иран, Дамаск и Турция, а с другой — США в союзе с сирийскими курдами.

«Слабым местом» нового блока эксперт считает именно Турцию, подвергая сомнению стабильность ее нового курса и его стратегический характер. По его мнению, в долгосрочной перспективе Анкара будет восприимчивой к давлению Запада.

Группой экспертов Королевского объеденного института оборонных исследований (Royal United Services Institution, Великобритания) был подготовлен доклад «Осмысление роли Ирана в сирийском конфликте». Авторы анализируют интересы Тегерана в Сирии, его отношения с другими государственными и негосударственными акторами, вовлеченными в конфликт, и его влияние на Дамаск и исход гражданской войны. Авторы дают следующие рекомендации:

·               Привлечение Ирана у урегулированию конфликта

·               Переговоры с Россией о судьбе Дамаска

·               Поиск альтернативы Башару Асаду

·               Внимание к влиянию Ирана на боевые действия

·               Понимание различий в позиции членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в отношении действий Ирана в Сирии

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся