Научно-техническое сотрудничество

Ирак как симптом надвигающегося кризиса российского военного экспорта

11 ноября 2012
Распечатать

Полагаю, что всем нам, как и гражданам любого государства, приятно, когда наша страна экспортирует нечто более сложное, чем природные ресурсы. И точно так же обидно, когда "Made in Russia" проигрывает (по различным причинам) "Made in…". Так уж сложилось, что (по крайней мере пока) - единственное, что общепризнанно считается "российским хай-теком" - это наше оружие и военная техника. В области экспорта вооружений мы уступаем Соединенным Штатам Америки только по объемам, и очень редко по качеству, и за последнее время привыкли считать, что так думают и потенциальные покупатели.

Однако, можно со всей уверенностью сказать, что последние два года вносят серьезные коррективы в эту позицию. Проиграв 4 тендера на поставку военной техники в Индию, одного из основных покупателей наших вооружений, Россия лишилась почти 14 млрд. долл. Сюда же можно отнести и несостоявшиеся по политическим причинам многомиллиардные поставки вооружений в Ливию и Иран. Более того, нынешний скандал с поставкой вооружений (в частности комплексов противовоздушной обороны, боевых вертолетов) в Ирак может стоить России еще 4,2 млрд долларов. Здесь конечно следует оговориться, что хотя, по всей видимости, речь об отмене контракта пока не идет, нам еще предстоит увидеть, чем все это закончится.

Отсюда естественно напрашивается непростой вопрос - почему же мы стали так сдавать в области военно-технического сотрудничества? Ведь посмотрите - еще совсем недавно мы с легкостью побеждали даже США в тендерах на поставку вооружений, а теперь уступаем странам, которые, как мы привыкли считать, ниже нас в "мировой табели о рангах".

Можно попробовать выделить несколько причин текущих неудач России в этой сфере. Первая группа причин - политические. Здесь следует указать, прежде всего, провал поставок комплексов ПВО в Иран и Ливию и, что немаловажно, нынешний кризис вокруг иракского контракта. Основной вопрос в данном случае заключается в статусе и влиянии, которое Российская Федерация оказывает на международные отношения. Если в случае Ирана Россия сама отказалась от военных поставок (под давлением ли или же по определенному внешнеполитическому расчету в отношениях с США и ЕС), то в случае Ливии и Ирака мы имеем дело с прямым следствием недостатка нашего влияния. Кроме того, как справедливо отметил главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов в своей интервью агентству "РИА Новости" - проблема с иракским контрактом вероятнее всего является не только следствием позиции США, которые полагают, что после 2003 года только они могут являться "главным партнером Ирака", но также и с деятельностью российских нефтедобывающих ТНК в иракском Курдистане. Сюда накладываются и сложные отношения внутри самой страны, и текущая нестабильность как в Сирии, так и вокруг Ирана, что естественно ведет к новому витку противоречий как в самом Ираке, так и в регионе в целом.

Кроме того, в качестве одной из причин можно выделить проявляющееся все с большей силой наше отставание в области новейших систем вооружений. Поскольку основные потребители нашей военной техники - развивающиеся страны - постепенно повышают свое благосостояние, а некоторые из них (в частности, та же Индия) метят в региональные лидеры, они становятся все более заинтересованы в более высокотехнологичных образцах вооружений и военной техники. Здесь показателен пример с тендером на поставки 6 самолетов-заправщиков в Индию - несмотря на более низкую цену, индусы предпочли российским Ил-76МКИ машины A330MRTT европейского концерна Airbus. В данном случае индийская сторона очевидно предпочла более высокий технологический уровень и качество пост-продажного обслуживания. Отметим также, что данная проблема стоит и с закупками вооружений для российской армии - стоит только вспомнить про неоднократные заявления бывшего министра обороны А. Сердюкова и бывшего начальника Генерального Штаба Н. Макарова о том, что российские оборонные предприятия предлагают устаревшие образцы военной техники, не соответствующие современным требованиям. Здесь также уместно заявление Президента России В. Путина о необходимости широкомасштабной модернизации российского ВПК, по примере 1930-х годов.

Наконец, в качестве еще одной причины проигрыша наших вооружений в недавних тендерах можно выделить и чрезмерную роль государства в ВПК. Практически все предприятия, занятые выпуском вооружений и военной техники, а также поставщики комплектующих принадлежат государству. Хотя отчасти это снимает некоторые вопросы, касающиеся контроля качества, в целом доминирование государства снижает эффективность не только внутрикорпоративного управления, но и не позволяет компаниям в должной мере ориентироваться на изменяющиеся потребности рынка. Более того, это во многом препятствует передаче технологий из военного сектора в гражданский, что опять же стимулирует отставание России в процессе модернизации экономики.

Данные причины не являются единственными, и более того, вряд ли представляют из себя нечто неочевидное. Конечно, проигрыш в недавних тендерах на поставки вооружений и нынешняя неопределенность с иракским контрактом не являются катастрофой, Россия сохранит за собой второе место среди крупнейших игроков на мировом рынке вооружений. Тем не менее, российскому руководству следовало бы еще раз задуматься о путях их решения.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся