Блог Софии Заводник

Итоги президентства Барака Обамы или неоправданные надежды

31 Августа 2015
Распечатать

Избрание Барака Обамы президентом США стало одним их самых значимых событий 2008 года и могло означать начало новой эпохи во внешней и внутренней политике страны. Будучи первым чернокожим президентом, он должен был стать символом свободной и лишенной всяческий предубеждений Америки, Америки, о которой когда-то мечтали отцы-основатели. «Мы должны полностью изменить Соединенные Штаты» – таким был лозунг предвыборной кампании Барака Обамы на выборах 2008 года, который нашел отклик у рядовых американцев, изрядно уставших от неоконсервативной демагогии Буша-младшего и его администрации.

Однако, вопрос о том, стал ли Обама символом «новой» Америки, и оправдал ли он ожидания своих избирателей, довольно спорный. Сегодня, согласно данным американского института общественного мнения Гэллапа, его рейтинги рекордно низки. Если в начале первого президентского срока его политику поддерживали около 67% американцев, то уже к середине второго срока эта цифра не превышала 46%[1].

Source: Gallup Daily: Obama Job Approval

Некоторые исследователи считают, что такая отрицательная динамика связана с тяжелым положением в экономике США и с тем, что предвыборные обещания Барака Обамы слишком часто оставались не больше чем обещаниями. Однако на наш взгляд это не так очевидно.

Основные пункты предвыборных программ Барака Обамы

Обама появился на политической арене как раз в тот момент, когда страна окончательно разочаровалась в политике Буша-младшего. Развязанная им войне в Ираке стоила США не только больших финансовых и людских потерь, но и авторитета на мировой арене. Бесплодные попытки урегулирования Палестино-Израильского конфликта ставили под вопрос эффективность деятельности Америки как единственной сверхдержавы, а самого Буша упрекали в том, что он работал скорее на благо крупных национальных корпораций, нежели простых граждан. Во многом именно поэтому вопрос о возрождении "американской мечты и сохранения за США роли глобального лидера", который был одним из ключевых тезисовпредвыборной программы Барака Обамы, сыграл решающую роль в президентской гонке 2008 года и обеспечил ему место в Белом доме.

Политику Обамы часто называют «социальной», так как в ней большое внимание уделялось сложному положению многих американцев – на тот момент более 47 миллионов граждан США не были обеспечены жильем, не могли оплатить медицинскую страховку и дать детям образование. Именно поэтому, для того, чтобы возродить "американскую мечту", которая в понимании Обамы означала как раз доступные медицинские услуги, снижение налоговой ставки, доступное жильё и высшее образование, он стремился оказать поддержку среднему классу и сократить разрыв между богатыми и бедными.

На протяжении второго президентского срока Обамы особое место занимали такие вопросы, как создание дополнительных рабочих мест, в частности в промышленной сфере и снижение энергозависимости США.

Рассмотрим, каких результатов удалось добиться с 2008 по 2014 год:

 Образование.

Процент американцев от 25 до 34 лет, получивших высшее образование, незначительно вырос за восемь лет президентства Барака Обамы[2].

Однако, такой незначительный рост едва ли позволяет сделать вывод о том, что образование стало более доступным. Ведь такая тенденция просматривалась на протяжении последнего десятилетия и связана скорее с глобальным увеличением, желающих получить высшее образование, нежели с деятельностью исполнительной власти США в этой сфере. Совсем наоборот, стоимость высшего образования продолжает стремительно расти:

Source: U.S. Bureau of Labor Statistics and College Board

Здравоохранение[3].

На протяжении почти тридцати лет количество незастрахованных граждан было довольно высоко. За 2008-2015 года количество американцев, у которых есть страховка, увеличилось на 16.4 миллиона человек, поэтому программу Obamacare можно считать одним из важнейших достижений президента.

Уменьшение разрыва между богатыми и бедными[4].

Количество миллионеров, платящих налоги соответствующие их доходам, составляет на сегодняшний день 39.6%, что почти на 5% больше чем при Буше-младшем.

Зависимость от импорта нефти существенно снизилась. Более того нефнедобыча в США резко пошла вверх.[5]

Согласно ежегодному отчету по  снабжению энергией за 2014 опубликованному независимым центром по глобальной энергетической политике Колумбийского университета к 2016 году добыча нефти достигнет объема в 10 миллионов баррелей ежедневно, а добыча сжиженного природного газа увеличится до 37.6 триллионов куб. в год к 2040 году.[6] Такие темпы роста делают США менее зависимыми от ближневосточной нефти.

Рабочие места в промышленности

Согласно своему плану Обамы в производственном секторе должно было быть создано более 1 млн дополнительных рабочих мест 2016 г. Кроме того, Обама собирался понизить корпоративный налог для отечественных производителей – на четверть, то есть до 26,25%.

Сегодня безработица составляет 7.6%, что на 3% больше чем в 2000 году. Это касается в основном Южных штатов и Юго-Восточных штатов. Таким образом, деятельность Обамы в сфере создания большего количества была откровенно неудачной.

Заключение

За восемь лет у власти Барак Обама проводил политику во многом соответствующую его предвыборной программе. Однако добиться значительного прогресса удалось далеко не во всех сферах. Работу по созданию дополнительных рабочих мест в промышленной сфере можно назвать провальной, а стоимость высшего образования продолжает расти. В то же время удалось добиться успеха в области здравоохранения и энергетической промышленности.

Таким образом, падение рейтингов Барака Обамы вряд ли связано только с его неудачами во внутренней политике. Конечно, он не стал президентом, вернувшим США статус единственной великой державы и неоспоримого глобального лидера, он не заставил население вновь поверить в «американскую мечту», но откровенно неудачной его работу назвать тоже нельзя. Возможно, с самого начала на него возлагали слишком большие надежды, которые слишком сложно было оправдать. Ведь в отличие от Буша – старшего, Клинтона и Буша- младшего, у него не было такого количества ресурсов, в том смысле, что США уже не были страной - победительницей в холодной войне, а скорее страной, находящийся в экономическом кризисе и завязшей в двух ассиметричных войнах – Афганистане и Ираке. Возможно,  проблемы, возникшие вследствие непоследовательной политики Буша-младшего, будет решать еще не одно поколение, и если это так, то Барак Обама в любом случае заложил основу для их решения.

Использованная литература:

1.      Howard Gruenspecht, Deputy Administrator / Annual Energy Outlook 2014 Early Release Reference Case // Center on Global Energy Policy Columbia University [18.12.2013] | New York, N.Y

2.    Leslie H. Gelb / Necessity, Choice, and Common Sense // Foreign Affairs // URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2009-05-01/necessity-choice-and-common-sense [29.06.2009]

Источники:

1.      Presidential Approval Ratings -- Barack Obama / Gallupp, Inc.

2.    This Is an Infographic About Millennials / the White House President Barack Obama // URL: https://www.whitehouse.gov/share/millennials [08.09.2014]


[1] Presidential Approval Ratings -- Barack Obama / Gallupp, Inc.

[2] This Is an Infographic About Millennials / the White House President Barack Obama // URL: https://www.whitehouse.gov/share/millennials[08.09.2014]

[3] Там же

[4] Там же

[5] This is What Change Looks Like / the White House President Barack Obama // URL: https://www.whitehouse.gov/share/what-change-looks [02.07.2015]

[6] Howard Gruenspecht, Deputy Administrator / Annual Energy Outlook 2014 Early Release Reference Case // Center on Global Energy Policy Columbia University [18.12.2013] | New York, N.Y

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся