Блог Сергея Игнатьева

Видеометод – современный способ обучения международным отношениям

18 Ноября 2014
Распечатать

«Бесполезно говорить о том, нужны нам или не нужны информационные технологии в жизни. Они настолько сильно проникли во все сферы нашей жизни, что «защищать» от них образование просто не имеет смысла» [1].

Елена Тихомирова

Генеральный директор компании Центр eLearning

Современное образование сложно представить без применения компьютерных и мультимедийных методов. Информационные технологии, видео- и аудиоматериалы, презентации и онлайн-курсы – все это стало неотъемлемыми инструментами учебного процесса. Процессы глобализации и информатизации общества и повсеместное развитие интернета дали возможность любому человеку, не выходя из дома, стать слушателем лекций ведущих ученых Оксфордского университета, пользоваться библиотекой Кембриджа и т.д.

Применение видеоматериалов в современном образовательном процессе отличается от других учебных инструментов по нескольким показателям. Во-первых, емкость. Всего за несколько минут видео должно передать основное содержание изучаемой проблемы, не упустив при этом ни одного важного момента. Во-вторых, высокий динамизм. Сюда входят качественный монтаж, озвучка, применение спецэффектов и графики – все, что делает видеоролик интересным для просмотра и прослушивания. В-третьих, широкое сочетание сам разных жанровых инструментов. В одном видеоролике могут содержаться фрагменты интервью, комментарии, хроника, графика и спецэффекты, что делает его более насыщенным и разнообразным.

Образовательная политика в области международных отношений активно включает в себя использование видеоматериалов. Более того, стоит заметить, область и способы их применения весьма широки. Практически на любую тему, касающуюся международных отношений, можно создать или найти уже существующий подходящий учебный видеоролик, будь то теория и история международных отношений, современные организации, международная безопасность и т.д.

Способы (их мы будем называть «жанровыми инструментами»), с помощью которых монтируется, оформляется и преподносится видеоматериал, также весьма разнообразны. Обучающее видео по истории международных отношений может быть создано с помощью одних инструментов, отличных от тех, благодаря которым создается видеоролик по теме «Теория МО». Хотя, в одном и том же видеоматериале могут сочетаться несколько жанровых приемов, при этом один из которых все равно остается доминирующим, а остальные инструменты носят вспомогательный характер, делая видео более разнообразным.  

Как строится и преподносится обучающее видео?

Для применения видеоролика по международным отношениям в образовательном процессе, необходимо, чтобы он соответствовал следующим критериям:

В-первых, видеоролик не должен быть слишком длинным по продолжительности. В этом и заключается искусство монтажа – способность за короткое время передать всю основную суть проблемы. Бесспорно, записи интервью с ведущими учеными-международниками, историками и политиками важны и актуальны, но большему счету, ввиду своей длительности, их не всегда можно досмотреть до конца. С другой стороны, видео, где основным содержанием является интервью, может динамично вписываться в учебный процесс, при наличии правильного монтажа, комментарий, которые «разбавляют» однородную среду и делают видеоролик более интересным (См.: интервью с С. Хантингтоном «Huntington Choque de Civilizaciones» [2]).

Во-вторых, наличие динамизма при создании и представлении видеоролика делает его более понятным и живым. Просмотр такого видеоматериала не отнимает много времени, вызывая, таким образом, интерес к изучаемой проблеме. (См.: «What defines a frozen conflict» [3]).

В-третьих, жанровые инструменты, применяемые создателями видеоролика, используются в зависимости от той или иной изучаемой темы. На этом стоит остановиться подробнее.

Говоря об использовании видеоматериалов в процессе обучения международным отношениям, можно, для начала, выделить основные изучаемые блоки, которые, как нам видится, могут помочь усвоить основную теоретическую базу международных отношений и мировой политики. В-первую очередь, это история международных отношений. Что было в прошлом, как это откликается в настоящем и каким образом повлияет на будущее – на все эти вопросы можно ответить, только зная исторически корни и причины изучаемого вопроса. В-вторых, теория международных отношений, которая помогает исследователям применять основные методы анализа международных отношений на практике, давать прогноз разворачивающимся событиям. В-третьих, изучение международных организаций. Этот процесс включает в себя как историческое, так и современно-практическое измерение. Наконец, последний пласт – современные проблемы международных отношений и мировой политики. Изучение данной темы позволит понять всю суть происходящих в современном мире процессов геополитического, социально-экономического и военно-политического характера.

Теперь поподробнее о жанровых инструментах. Безусловно, никаких строго очерченных рамок их применения не существует. Тем не менее, доминирующий жанровый инструмент, с помощью которого создано обучающее видео по той или иной теме, четко прослеживается.

Теория МО. Основным инструментом, применяемым для создания видеоматериала, касающегося темы «Теория международных отношений», является презентация, характер которой отличается динамизмом при показе слайдов (См.: «Information on Mackinder's Heartland theory and Spykman's Rimland theory» [4]). Зачастую, такое видео для более интересного просмотра «разбавлено» комментариями ученых-теоретиков, вставкой фотографий и иконографики (См.: «World-Systems Theory» [5]).

Особенно хочется отметить видеоматериалы, созданные в формате «создающегося видео». Они отличаются высоким динамизмом, интересным и понятным озвучиванием, наглядностью и простотой объяснения материала (См.: Balance of Power [6]). 

История МО. Видеоролики по истории международных отношений по большему счету включают в себя широкое использование материалов хроники, воссоздающих атмосферу тех лет и позволяющих зрителю с интересом изучать ту или иную проблему (См.: «Мгновения XX века 1919 - Версальский договор» [7]). В основном видео повествуют о таких ключевых проблемах, как Израильско-Палестинский конфликт, взаимоотношения суннитов и шиитов, история формирования международных систем и их смена и т.д. Зачастую историческая хроника «миксуется» с кадрами современности, сопровождается графическими вставками и статистическими материалами.

Международные организации. Широким спектром жанровых инструментов обладают видеоролики, повествующие на тему «Международные организации». История той или иной организации, ее цели и задачи, функции и современное положение – все это приводит к необходимости использования как материалов хроники и статистики, так и кадров современности (См.: «A brief history of the European Union» [8]).  

Современные проблемы МО. Видеоматериалы по современным проблемам международных отношений и мировой политики преподносятся с помощью интервью, часто имеющих короткий по продолжительности характер. Часто используются кадры современности, в том числе новости, передачи, комментарии политиков и ученых (См.: «International Terrorism Since 1945: Al Qaeda» [9]).  

Где искать видео?

Источником для поиска видеоматериалов по тематике международных отношений могут быть, в первую очередь, авторитетные периодические издания, такие как The Economist, Foreign Affairs, Foreign Policy, а также крупнейшие научно-исследовательские центры мира: Chatham House, Council on Foreign Relations и т.д.

Кроме этого, следует обратить внимание, что большинство крупных исследовательских центров имеют свой канал на YouTube, где представлено большое количество видеоматериалов, в том числе и учебно-образовательного характера.

Видеоролики образовательного характера на немецком языке выложены на образовательном портале Edeos-Digital Education.  Так же, этот ресурс имеет свой канал на YouTube, где выложены те же самые видеоролики в переводе на английский язык.

Говоря о теме «Международные организации, следует посещать официальные сайты той организации, про которую вы хотели бы найти информацию. Например, сайт НАТО, Европейского союза, стран БРИКС и т.д., а так же их официальные каналы на YouTube.

Всегда следует обращать внимание на тематику исследуемой проблемы. Какую-то информацию можно отыскать прямо на YouTube, забивая ключевые слова в поиск, какую-то придется поискать более тщательно. Совет – при поиске видеоматериала по очень узкой теме, например, климатические изменения старайтесь, в первую очередь, просмотреть сайты организаций, занимающихся этих вопросом. Второй совет – если вы решили отыскать видеоролик по поиску в Google или на YouTube, старайтесь забивать название или ключевые слова в английском варианте. Так вы сможете найти больше информации, которая вас интересует.

Современные инструменты образовательной политике в области международных отношений, такие как видеоресурсы, занимают прочные позиции в учебно-образовательном процессе. Благодаря широкому набору жанровых инструментов можно смонтировать интересное видео и увлекательно его преподнести. Все это повышает интерес к образованию, обогащает его и подводит под современные требования информационного общества.  

________________

[1] Тихомирова Е. Каким должно быть современное образование?// http://e-learningcenter.ru/wp-content/uploads/2012/01/КачествоОбразования_СоврОбразование_Июль_Тихомирова.pdf

[2] Huntington Choque de Civilizaciones// http://www.youtube.com/watch?v=vGW-AiwYOUA

[3] What defines a frozen conflict// http://www.youtube.com/watch?v=R3136zsiQlA

[4] Information on Mackinder's Heartland theory and Spykman's Rimland theory// http://www.youtube.com/watch?v=QijsFn5iEv4

[5] World-Systems Theory// http://www.youtube.com/watch?v=DokCX7RRbo8

[6Balance of Power// http://www.youtube.com/watch?v=-WwCm889Vqo

[7] Мгновения XX века 1919 - Версальский договор// http://www.youtube.com/watch?v=Rugjof6x_5A

[8] A brief history of the European Union// http://www.youtube.com/watch?v=XgnXwrsMBUs

[9] International Terrorism Since 1945: Al Qaeda// http://www.youtube.com/watch?v=hB29U33wnUc

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся