Блог Сергея Луценко

Миграционная политика: внешние угрозы

1 апреля 2024
Распечатать

Вместо введения: основные направления миграционной политики

В последние годы все отчетливее выявляются новые реалии и новые вызовы, с которыми приходится или придется сталкиваться Российской Федерации. Как Россия сможет адаптироваться к новой реальности во многом зависит от ее готовности ответить на эти вызовы взвешенной миграционной политикой, увязывающей национальные интересы страны и соблюдение прав человека.


scale_1200.jpg

Источник: Федеральное агентство новостей

Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы [2], разработанная с учетом основополагающих документов, затрагивающих вопросы реализации миграционной политики, прежде всего Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.

Пунктом 26 указанной Концепции предусмотрено, что основными направлениями миграционной политики в области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, являются, в частности, совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе по противодействию криминальным, террористическим и экстремистским структурам.

Необходимо отметить, что отсутствие надлежащего контроля со стороны государства (осуществления учета) за перемещением иностранного гражданина несет угрозу национальной безопасности.

Актуальным представляется политика стимулирования притока в страну квалифицированных трудовых иммигрантов, образованных и законопослушных людей. Приезжающие в Россию должны с уважением относиться к российской культуре. Именно таких иммигрантов можно рассматривать как резерв для пополнения постоянного населения страны.

На сегодняшний день, важной задачей миграционной политики является выработка основных направлений стратегии в сфере адаптации и интеграции приезжающих граждан, защиты укоренившегося населения, а также предупреждения нарушений в сфере миграции.

Выделим ключевые направления миграционной политики, связанные с механизмами профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений в сфере миграции.

1. Расширение использования современных биометрических технологий для идентификации личности в целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) в сфере миграции, обеспечения общественной безопасности и предоставления государственных услуг в сфере миграции.

2. Обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников.

3. Обеспечение возможности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства.

4. Реализация мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства, организации незаконной миграции, торговли людьми, использования принудительного труда, в том числе совместно с компетентными органами иностранных государств.

5. Повышение эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства.

6. Совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности, в том числе по противодействию криминальным, террористическим и экстремистским структурам.

7. Создание условий, обеспечивающих возможность участия в гражданских и иных правоотношениях на территории Российской Федерации только лиц, законно находящихся на ее территории.

8. Наконец, противодействие формированию этнических (полиэтнических) анклавов.

Основными принципами миграционной политики являются: комплексность решения задач миграционной политики с учетом социально-экономического, культурного, демографического и иного развития России; приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории; учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения России; участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Ключевыми задачами миграционной политики Российской Федерации являются:

а) совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих добровольное переселение в Россию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;

б) создание условий для адаптации к социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в России иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;

в) создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников из числа иностранных граждан в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления;

г) создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития России.

В основе миграционной политики заложены стратегические ориентиры во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития страны. Реализация, которой должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, обозначить основные подходы к регулированию внешней и внутренней трудовой миграции.

Речь идет именно о комплексном подходе к формированию основных направлений миграционной политики, с участием не только федеральных органов государственной власти, но и регионов в отношении решения демографических и социально-экономических проблем, а также в обеспечении общественной безопасности.

Одним из важнейших стратегических направлений миграционной политики является совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности, в том числе по противодействию террористическим структурам.

При реализации миграционной политики необходимо учитывать потенциальные институциональные, средовые и ситуационные риски и угрозы.

В частности, речь идет об установлении целевых показателей, позволяющих идентифицировать особенности реализации миграционной политики и выявлять проблемные вопросы в сфере межнациональных отношений.

Такими целевыми показателями могут быть: 1) уровень общероссийской гражданской идентичности (в процентах); 2) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений (в процентах); 3) доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности (в процентах); 4) доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам (в процентах); 5) количество межэтнических и межрелигиозных противоречий.

«Стандарт доказывания» в миграционной политике

«Стандарт доказывания» был выработан Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (далее – УВКБ ООН) [1].

Согласно стандарту УВКБ бремя доказывания лежит на заявителе, но ввиду особых обстоятельств, должностное лицо, которое это заявление рассматривает, обязано установить и оценить все значимые факты.

Тем самым устанавливается правдивость утверждений и точность фактов прибывающего лица (мигранта). Ввиду особенностей положения заявителя должностное лицо, принимающее решение, тоже несет ответственность за установление и оценку всех значимых фактов. Во многом это достигается благодаря тому, что должностное лицо (уполномоченное лицо по миграционной политике), принимающее решение, хорошо знает об объективно сложившейся ситуации в стране происхождения и о соответствующих общеизвестных вещах. Это позволяет ему получить от заявителя информацию, имеющую значение для дела, и надлежащим образом установить правдивость заявленных фактов, которые можно подтвердить.

Если заявитель не сможет вспомнить или предоставить все даты и мелкие детали, а также допустит незначительные противоречия, неопределенные или ошибочные утверждения, не являющиеся существенными для дела, это можно принимать во внимание при окончательной оценке убедительности, но нельзя использовать в качестве решающего фактора.

В частности, следует признать, что заявителям нередко приходится бежать из своей страны без личных документов. Таким образом, отсутствие возможности подкрепить устные утверждения документами не должно препятствовать тому, чтобы принять заявление к рассмотрению, если эти утверждения соответствуют известным фактам и если в целом заявитель заслуживает доверия.

При определении общей убедительности аргументов заявителя должностное лицо, принимающее решение, также должно учитывать такие факторы, как обоснованность изложенных фактов, общая связность и логическая непротиворечивость версии заявителя, доказательства, представленные заявителем в подкрепление своих утверждений, их соответствие общедоступным сведениям или общеизвестным фактам, а также известная ситуация в стране происхождения. Убедительным является непротиворечивое и правдоподобное заявление, не противоречащее общеизвестным фактам, которому, взвесив все «за» и «против», можно поверить.

Таким образом, выработанный в международной практике «стандарт доказывания» позволит оценить версию заявителя (с учетом надежных и объективных источников), прибывающего в другое государство, а также снизить риск, в отношении сомнений статуса и личности гражданина. В противном случае, заявитель будет возвращен в страну, из которой прибыл. Во-многом должностное лицо миграционной службы, принимающее решение, хорошо знает об объективно сложившейся ситуации в стране, из которой прибыл заявитель и о соответствующих общеизвестных вещах. Это позволяет ему получить от заявителя информацию, имеющую значение для дела, и надлежащим образом установить правдивость заявленных фактов, которые можно подтвердить.

Миграция - один из основных факторов современного общественного развития. Значительное влияние миграционные процессы оказывают на безопасность государства, демографическую ситуацию, социально-экономическое развитие. Отправные начала миграционной сферы заложены в Конституции Российской Федерации. В частности, устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Главная задача, лежащая в основе современной миграционной политики, - это создание благоприятных условий для переселения в Россию лиц, способных интегрироваться в российское общество. К ним относятся соотечественники, проживающие за рубежом, носители русского языка, другие иностранные граждане, разделяющие традиционные культурно-нравственные ценности российского общества.

Сноски

1. Пояснительная записка о бремени и стандарте доказательства в заявлениях о предоставлении статуса беженца // URL : https://www.refworld.org/ru/policy/position/unhcr/1998/ru/23696 (дата обращения: 28.03.2024).

2. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018 № 45.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся