Блог Нурсултана Карабаева

ЕАЭС как новая экономическая реальность: возможности для бизнеса и государств участников

30 июля 2015
Распечатать

Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в составе России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана стало крупным геополитическим событием мира, который, охватив более 85% территории бывшего СССР, наметил ориентиры для будущего Единого экономического пространства.  ЕАЭС создает общий рынок, и совокупный объем ВВП этого рынка превышает 4,5 трлн. долларов.

 

Согласно договору о создании ЕАЭС, на территории союза обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Кроме того и языковое единство — по-прежнему могучая основа евразийской интеграции.

 

От вступления Кыргызстана в ЕАЭС выигрывает и бизнес, который получает доступ к емкому товарному рынку. Это стимулирование развития национальной экономики и благоприятные возможности доступа бизнеса КР к традиционным рынкам (бывшего СССР).

 

В первую очередь, создается условия для восстановления производства, создания новых рабочих мест, возможности вывода из «тени» части экономики и финансовой сферы и, как следствие, увеличение доходной части бюджета Кыргызстана. А это, в свою очередь – и улучшение делового климата, и рост инвестиционной привлекательности страны, и укрепление всей общественно-политической системы КР.

 

Став полноправным членом ЕАЭС Кыргызстан получил доступ к большой ресурсной базе на беспошлинной основе. Кроме того, значительно расширяются возможности для хозяйственно-промышленной кооперации.Исчезновение таможенных преград приведет к свободному обороту продукции между членами Союза, и даст возможность восстановить связи между предприятиями братских республик, расторгнутые в 1991 году.

 

Для маленькой страны это интеграция благоприятно, потому что в мире глобализации  развиваться в закрытой экономике с небольшим объемом рынка ущербно и  фактически невозможно. На страны Союза приходится 40% всех внешнеторговых сделок республики. Главный торговый партнер — Россия: 27,1% внешней торговли. На втором месте Казахстан — 11,9%. С Беларусью торговые отношения пока плохо развиты — 1,6%. Поэтому предстоит это показатели улучшить и углублять интеграционные процессы. Кроме того, экономики стран ЕАЭС работают в взаимной зависимости, что придется проводить скоординированную политику, особенно в период девальвации рубля.

 

Сейчас Кыргызстан уже рассматривается не как отдельная маленькая страна с шестимиллионным рынком, а как часть большого единого экономического пространства ЕАЭС. Однако, на рынок в 6 миллионов населения крупные предприятия не зайдут. А мы хотим, чтобы здесь тоже шла индустриализация. Впрочем, есть человеческий ресурс. Да, зарплаты у нас в 3-4 раза ниже, чем у наших партнёров. В России — больше 900 долларов, в Казахстане — 700, у нас — всего 230. Низкие доходы определяют неудовлетворительное здоровье, низкое образование и производительность труда и, в конечном счете, обуславливают сохранение бедности. Это нам в минус.

 

В составе ЕАЭС Кыргызстан ставит перед собой цели - обеспечить устойчивое развитие, провести модернизацию экономики, сократить разрыв в развитии с другими странами ЕАЭС. Следует отметить, что в отличии других членов союза Кыргызская Республика (КР) находится на уровне отстающего и догоняющего.

 

В этой сфере работает Евразийский банк развития (ЕАБР).

 

Интеграционные процессы государств ЕАЭС позволяет поднять низкий уровень валового внутреннего продукта (ВВП) КР на душу населения (свыше 1200 долларов США), который по сравнению с соседним Казахстаном на десять раз меньше, а от аналогичного показателя РФ меньше на двадцать раз.

 

Это говорит о незамедлительном решении вопроса интенсификации сельскохозяйственного и промышленного производства, т.е. реальных секторов экономики КР. В настоящее время основную структурную составляющую народного хозяйства Кыргызской Республики (КР) составляет сельское хозяйство – 25 %, а 43% приходиться на торговые отношения и услуги, 5–7% связаны с финансовым сектором, 20% направлены на развитие страны.

 

Такая структура народного хозяйства и   отставание уровня ВВП таят опасность разрушения экономических, социальных и политических основ кыргызской государственности и должна будоражит умы власть держащих, и заставить сделать вывод: существующий порядок вещей нужно изменить, причем изменения эти должны быть коренными и всеобъемлющими.

 

У Кыргызской Республики  есть преимущества, в первую очередь - дешевая электроэнергия и трудовые ресурсы. Законодательная база в КР тоже довольно либеральная, неплохая финансовая система. Налог на прибыль всего 10%, НДС - 12%.

 

КР вступает в ЕАЭС "на очень хороших условиях", отмечал недавно президент страны Алмазбек Атамбаев. Для ускорения интеграции в ЕАЭС, в частности для обустройства границ, КР будет выделено 300 млн. долларов. Также будет создан киргизско-российский фонд развития с капиталом в 1 млрд. долларов. Выделение такой помощи – необходимость. Кыргызстан – государство со слабой экономикой, разорванной на сегменты социальной сферой, и ее поддержка на этапе переходного периода является не просто справедливым, но и рациональным шагом.

 

Как видно, членство КР в ЕАЭС открывает путь капиталу ЕАЭС на местный рынок, что влечет за собой рост числа совместных предприятий. Для КР, занимавшейся в основном реэкспортом китайских товаров, возможность создания собственной дееспособной промышленности и агропромышленного комплекса – важный шаг в развитии страны.

 

Вступление КР в ЕАЭС дает шанс восстановить известные в странах ЕАЭС конкурентоспособные отрасли: производства тонкорунной шерсти- мериносных пород овец, ароматизированных сортов табака -Дюбек, хлопка, сухофруктов, овощей, бахчевых (дыни и арбуз), меда, ореха, мясо-молочной продукции, а также новой экспорториентированной продукции- фасоли, т.е.  восстановления всего экспортного потенциала, который был ранее достигнут в рамках единого союза братских народов. Нам предстоит вести работы по реанимации семеноводства сельскохозяйственных культур, особенно семеноводства овощных растений, люцерны, без высадочной сахарной свеклы и этому благоприятствуют почвенно-климатические условия Кыргызстана.

 

Став членом ЕАЭС, наше государство должно инициировать кардинальные изменения в аграрной политике, дабы добиться достаточного финансирования сельскохозяйственной отрасли и открыть путь к рынкам ЕАЭС. Необходимо также обновление базы сельскохозяйственной техники и технологий, используемых в сельском хозяйстве.

 

Вышеназванные наши экспортные возможности представляет большую актуальность при введении санкции на продовольственные товары в Российскую Федерацию (РФ) из стран Европейского союза (ЕС) и требует мобилизация внутренних резервов, способностей и потенциалов Кыргызстана.

 

Членство в ЕАЭС стране на первых порах позволяет создать экономику, которая опирается на сервис, производство и аграрный сектор. Банк развития ЕАЭС намерен выделять КР определённые средства для субсидирования экономики с той целью, чтобы на рынок ЕАЭС поставлялись нужные товары. Проблема в эффективном освоении этих средств кыргызской стороной. Все наслышаны о коррупции, нецелевых тратах и затягивании процессов в КР. ЕАЭС открывает перед КР большие возможности, но это именно возможности, которые надо ещё суметь использовать.  КР необходимо видеть тренды, и развиваться в рамках Евразийской действительности.

 

Перспективы развития производственного сектора в рамках ЕАЭС велики. В начале, естественно, будут развиваться те отрасли, которые уже имеют наработанный потенциал: лёгкая промышленность, агропромышленный комплекс. Именно здесь возможно увеличение экспорта в Россию и Казахстан.

 

Возрождения производственного сектора КР прямо с этого года, конечно, не произойдёт. Потребуется предварительно создать проекты, инфраструктуру и привлечь инвестиции. Тем не менее, перспективные отрасли для инкорпорирования в производственные цепочки ЕАЭС есть: для начала это швейная и пищевая промышленность, потом — горная добыча (отмечу, что речь идёт не о золоте, а о ряде редкоземельных металлов), металлургия, различные виды энергетики (не только гидро-).

 

Основные проблема восстановление разорванные между нашими предприятиями связи,  мелкотоварность производства, а также оформившаяся система неформальных платежей (взяточничество). Так, можно было бы выгодно в России продавать кыргызскую фасоль — в некоторых областях РФ она пойдёт даже с двойной наценкой.

 

Главное — обеспечить централизованную закупку на территории республики. В этой связи актуальной задачей становится использование капиталов, высвобождаемых из сферы реэкспорта, для создания акционерных обществ, которые могли бы заниматься и производством аграрной продукции, и её хранением, и её продажей.

 

Однако, мы должны помнить, что Кыргызстан с мелкотоварностью и невысокой технологичностью своего производства всё же имеет шанс в виде четырёх свобод Евразийского экономического союза: свободы перемещения товаров, трудовых ресурсов, капиталов и услуг. Нужно понимать, что мы идём в сферу конкуренции, хотя и в дружественные страны. Придётся трудиться, потеть — и наши глаза должны гореть!

 

Придется конец ущербной модели экономического развития КР, основанная на транзите и реэкспорте китайских товаров и добыче драгоценных металлов. Свыше 80% товаров, завозимых из КНР в КР следом реэкспортировались в страны ЕАЭС. Реэкспорт китайских товаров для Кыргызстана — это уже закрытая тема. Тем более, что часть этого потока уже перетянул на себя Казахстан.

 

Другой плюс — свободное передвижение трудовых мигрантов, когда создаются условия для свободного перемещения трудовой силы по территории стран ЕАЭС. Это позволит гражданам Кыргызстана, осуществлять трудовую деятельность в странах ЕАЭС на более конструктивной основе. Как в психологическом аспекте, так и в плане совершенствования нормативно-правовой базы, способной обеспечить полноценное их пребывание: трудоустройство, размер оплаты труда и вопросы социального страхования.  Будут признаваться дипломы. Граждане КР смогут получать в ЕАЭС статус резидента: им необходимо будет только зарегистрироваться — так же, как, например, работающим в Москве жителям Тверской области РФ. Ещё один момент — это увеличение инвестиций в горную добычу, энергетику, машиностроение и лёгкую промышленность Кыргызстана.   

 

Появляются возможности прихода на рынок Кыргызстана, крупных финансовых институтов стран ЕАЭС. С более низкими процентными ставками за пользование кредитами, а также, с более длительными сроками их возврата. Это обеспечит населению и корпоративному сектору республики доступ к финансовым продуктам, с более приемлемыми для них условиями (кредиты для бизнеса, ипотека, потребительские кредиты и т.д.).

 

В условиях оздоровления экономики и формирования условий для прихода инвестиций, получит долгожданное развитие туристическая инфраструктура республики, особенно регионы Прииссыккулья и распространения естественных орехово-плодовых лесов (отели, логистика). Вкупе с признаками политической стабильности, это обеспечит туристические потоки из стран ЕАЭС, в необходимом объеме, для формирования оптимального соотношения такой характеристики национального туристического продукта, как «цена-качество».

 

Таким образом, ЕАЭС как новая экономическая реальность создает большую возможность для бизнеса и реального сектора экономики Кыргызской республики.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся