Место России в многополярном мире

"КУРИЛЬСКИЙ КРИЗИС":КТО СТОИТ В ТЕНИ?

8 Февраля 2013
Распечатать

В.Н. Проблема Курильских островов – это классика территориальных противоречий. Политическая полемика вокруг принадлежности тех или иных территорий часто использовалась третьими странами для разжигания войны и ослабления политических конкурентов. Сегодня, даже официальные историки адекватно воспринимают факт участия,например, Великобритании в разжигании русско-японской и Первой мировой войн, русских революций 1905 и 1917 годов. Конспирология медленно, но уверенно принимает официальный формат не только в сознании граждан, но и в высказываниях официальных лиц. Чрез призму данной методики, можно понаблюдать и за развитием "курильского кризиса". Его предыстория известна, беспокоит прогноз. Ведь несмотря на то, что с 2007 года действует федеральная программа развития Курил, многие жители ощущают лишь номинальную принадлежность к России. Часть населения считает более перспективным быть под японским правительством. Может быть, с этими настроениями и связано усиление внимания к островам правительства России.

Мы попросили молодых историков и политологов Сибири высказать своё мнение по данному вопросу.


Антон МАТУШЕВСКИЙ, г. Чита, на 2011 г. студент-политолог:

– Ситуация вокруг Южно-Курильских островов является самым острым противоречием в дипломатических отношениях между Москвой и Токио. Однако многие забывают о третьей стороне этого конфликта – США, которые сыграли в нём не последнюю роль.

Если мы обратимся к истории, то сама проблема проистекает из решений, принятых союзниками по поводу нового мироустройства в послевоенный период. В Каирской декларации от 27 ноября 1943 года указывалось, что цель союзных держав (США, Великобритании и Китая) заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны. В этом заявлении также говорилось, что Япония должна быть лишена территорий, захваченных ею посредством насилия (в частности, её колоний – Кореи и Тайваня).

11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли устной договорённости о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов. Следует отметить, что территория Южного Сахалина по условиям Портсмутского мирного договора 1905 г. была выведена из состава Российской империи и передана Японии. Согласно более ранним соглашениям (Петербургский договор 7 мая 1875 г.) Россия получила права на эти территории в обмен на признание суверенитета Японии над всеми восемнадцатью Курильскими островами.

После окончания военных действий и подписания японским правительством акта о капитуляции 2 сентября 1945 г. Япония была оккупирована союзниками. В соответствии с подписанным 29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующим Союзных держав генералом Дугласом Макартуром из территории Японии были исключены Курильские острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан. 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско заключён мирный договор между Японией и союзниками, согласно которому Япония отказалась от всех прав на Курильские острова и Южный Сахалин. При этом согласно официальной позиции Японии Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов (островов Тисима) не входили и от них Япония не отказывалась. Представители СССР предложили внести в договор поправку о признании суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, однако это и ещё ряд предложений учтены не были, поэтому СССР, Польша и Чехословакия договор не подписали.

Впоследствии 19 октября 1956 года СССР и Япония приняли совместную декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами. В соответствии с этой декларацией позицию советского правительства можно определить так: СССР согласен на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан в случае выведения США своей военной базы с острова Окинава. Впоследствии японская сторона отказалась от подписания мирного договора под давлением США, которые пригрозили не отдавать Окинаву и весь архипелаг Рюкю, если Япония откажется от претензий на острова Кунашир и Итуруп.

14 ноября 2004 г. глава российского МИДа Сергей Лавров в преддверии визита президента РФ Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство – продолжатель СССР признаёт декларацию 1956 г. как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». Как мы можем видеть, официальная позиция японского правительства по отношению к вопросу Южных Курил (в японской интерпретации – вопрос о «северных территориях») во многом продиктована необходимостью поддержания «добрых отношений» с США. Именно США в годы холодной войны поддерживали позицию Японии в споре о Южных Курилах, делали всё, чтобы эта позиция не смягчалась. Именно под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 г. и стала требовать возвращения всех спорных территорий. В случае же решения конфликта на условиях этой декларации в руках определённых кругов в японском правительстве может появиться дополнительный козырь в переговорах о статусе Окинавы. Однако потеря столь важного стратегического форпоста, позволяющего контролировать зону Восточно-Китайского моря, является неприемлемой для США.

Американское правительство готово быть посредником в российско-японских переговорах, но позиция США фактически при этом остаётся неизменной – только Япония имеет исключительный суверенитет на территории островов южно-курильской гряды. При этом даже опасность эскалации конфликта не сможет оказать давление на эту позицию, поскольку в соответствии со статьёй 5-й американо-японского договора о безопасности (о том, что атака на любую из сторон на территории, управляемой Японией, считается угрозой обеим сторонам) эти территории не управляются Японией, то, следовательно, в случае военного конфликта правительство США не будет нести за собой обязательств по предоставлении помощи Японии и объявлению войны России.

Антон ЧЕГАДАЕВ, г. Железногорск, на 2011 г.  историк, аспирант специальности «Всеобщая история»:

– Никто Курилы не отдаст, и на то есть целый ряд причин. Во-первых, надо понимать, для чего японцам нужны эти Курилы. Их интересуют не земли, а воды, из которых можно добывать огромное количество морепродуктов. Давайте взглянем на карту плотности населения Японии и увидим, что её северные территории заселены относительно слабо, а следовательно, и развиты недостаточно. Во-вторых, никто никому никаких земель отдавать не должен! «Дай палец – руку откусят». Это не патриотично и опасно хотя бы с точки зрения мировой стабильности. Не надо забывать, что китайцы тоже «облизываются», глядя на наши сибирские просторы…

Надежда УХИНОВА, г. Улан-Удэ,на 2011 год студент-политолог, региональный руководитель Союза молодежных СМИ СФО по Республике Бурятия:

– США лезут не в своё дело. Вспомним, когда СССР пытался заключить договор с Японией о разделении этих островов, вмешались именно Штаты. Только из-за них договор не был подписан. Чтобы там не было, в данный момент Курильские острова относятся к территории России. РФ – это государство, а государство – это система институтов и организаций, являющихся единственными носителями власти на данной территории. Из этого следует вывод, что заключения США необоснованны, так как, над этой территорией не распространяется их юрисдикция. Курилы – часть России, и никому не следует вмешиваться в территориальные вопросы чужого государства. США вообще не имеют права признавать суверенитет территорий, принадлежащих другому государству! Россия – сильное государство и, несмотря на невысокий экономический уровень по сравнению с западными странами, обладает достаточной обороноспособностью. Если народ поднимется, как в годы Второй мировой войны, нам никто не будет страшен.

Любава ЗАЙЦЕВА, г. Лесосибирск, историк, на 2011 г. выпускник СФУ:

– Учитывая то, что с Курильских островов уже к 2005 г. вывезли большинство военных баз, можно предположить, что их готовят к передаче Японии. Но народ против такой передачи, что вполне понятно, ведь каждая пядь земли стоит той крови, которую проливали наши деды. Поэтому власть постепенно готовит общественность, формируя новое отношение к спорному территориальному вопросу с Японией. Россию в мире, как ни печально это признавать, уже давно не воспринимают за реальную силу, эпоха сверхдержавы осталась в истории. Мы с начала 1990-х идём на всё большие и большие уступки, утрачивая уважение к самим себе.

Евгений ПОЛЯНСКИЙ, Красноярск, на 2011 г. студент-историк СФУ:

– При нынешней власти Курильские острова никуда не денутся. Но ведь для жителей Курил Япония гораздо ближе, чем Россия. В Кремле, похоже, это поняли и стали активно «ездить» на Курилы и принимать меры по разрешению Курильского вопроса. Однозначно же сказать ничего нельзя. На данный момент Курилы де-факто наши, а де-юре всё-таки японские. И даже если это не совсем так, международное право внесёт свои коррективы специально для нашего случая. И тем не менее мы должны продолжать уверенно отстаивать собственную позицию.

Андрей ТИМОФЕЕВ, г. Улан-Удэ, на 2011 г. 4 курс БГУ, политолог, руководитель Союза молодежных СМИ СФО по г. Улан-Удэ:

– Я вижу сценарий в следующем: Россия заключает мир с Японией при нынешней территориальной ситуации (т.е. Южные Курилы остаются за нами). В противном случае (если Япония при поддержке США потребует за мир Южные Курилы) вновь возникает ситуация «холодной войны», которая в дальнейшем может перерасти в «горячую», в открытый вооруженный локальный конфликт в АТР.

Далее боюсь предсказывать. В любом случае Россия не может согласиться на территориальные претензии, т.к. это резко уронит авторитет власти, в первую очередь внутри государства и, естественно, за рубежом. Но всё-таки я не предвещаю открытого вооруженного противостояния по поводу данного неразрешённого спора, который на самом деле давно разрешён, – КУРИЛЫ НАШИ!


В.Н. Теперь выскажусь сам. Я вижу четыре сценария развития на ближайшие 20 лет. По первому сценарию острова не возвращаются как территории, приобретенные по итогам Второй мировой войны. В этом случае в азиатско-тихоокеанском регионе будет расти напряжение, а между двумя странами начнётся «холодная война». Без сомнения, США встанет на сторону Японии ради стремления уронить имидж России как внутри страны, так и среди мировых лидеров. Показатель государственной слабости – территориальные претензии с третьих сторон, а тем более территориальные уступки.

Второй сценарий – передача части островов Японии. Тогда имидж России окончательно упадёт, что может вызвать и социальные волнения, и территориальные претензии со стороны как европейских государств, например Германии, так и внутренних субъектов Федерации.

Третий – независимое экономическое сотрудничество на островах. Такого варианта не допустят в первую очередь США, поскольку межрегиональная стабильность и усиление России для них недопустимы.

Четвертый – военный конфликт, который может закончиться победой Японии, учитывая развитые электронные технологии в вооружении. Причем в конфликт могут вмешаться и Штаты, используя для этого НАТО. Также в конфликт будут втянуты Китай и Северная Корея. В итоге Россия вынуждена будет признать суверенитет островов. Также я рассматриваю вариант народного референдума, который могут спровоцировать американцы или японцы. По результатам референдума среди жителей Курил могут возобладать прояпонские настроения, и острова придется отдать.

Пятый сценарий, который я советовал бы реализовать, – это аренда островов японцами на определенное количество лет. То есть поступить по сценарию «Гонконг». В этом случае Россия проявит себя как грамотный мировой игрок, который не уступил своей земли и одновременно избежал военного конфликта. Однако японцы в этом случае могут вести пассивную политику экономического развития островов, поскольку амбиции японского народа гораздо выше геополитической реальности. Этот факт объясняет оскорбительное поведение отдельных  граждан и членов правительства в отношении России.

Несмотря на всю сложность дипломатической задачи, было бы неправомерным допускать потерю части территории Российской Федерации, которая была завоевана кровью советскими солдатами-освободителями от оккупации (и геноцида) Европы, солдатами-победителями последних союзников фашизма (осужденного международным правом и запрещенной в мире идеологии) - японской армии (руководители которой были осуждены за военные преступления).

Справка: судебные процессы над примерно 5600 японскими военными, обвиняемыми в совершении военных преступлений. Более 4400 были осуждены, 1000 из них — приговорены к смертной казни. Из новых учебников истории были исключены факты о военных преступлениях.

Василий НИКУЛЕНКОВ,  (кандидат исторических наук, молодежный министр иностранных дел на Саммите «Большой восьмерки» в Париже, руководитель «Красноярской Модели ООН» Радио ООН: http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/130721/ )


Необходимое послесловие автора

11 марта 2011 года в 14.46 по местному времени произошло сильнейшее землетрясение в известной истории Японии и седьмое, а по другим оценкам даже четвёртое по силе, за всю историю сейсмических наблюдений в мире. Уровень радиации в воде в нижней части энергоблока АЭС «Фукусима-1» превысил установленную норму в 10 миллионов раз, сообщил 27 марта оператор станции — Токийская энергокомпания.

В зависимости от дальнейшего развития событий, которые, как мы видим, непредсказуемы, японские острова могут вообще оказаться непригодными для жизни в течение долгого времени. Возможно, что огромному населению Японии потребуется эвакуация, возможно, территория Дальнего Востока смогла бы стать местом временного переселения.

Однако, как показывает природа, все наши предположения оказываются ничтожными, как и те сценарии развития отношений между Москвой и Токио, которые были изложены в аналитическом молодежном обзоре данной статьи. Природа приготовила свой ужасный сценарий, который мы даже не могли прогнозировать. Поэтому так приятно видеть, что граждане России не остаются равнодушными к японской катастрофе. На днях в руки попалась газета КГПУ им. В.П.Астафьева, в которой администрация университета призвала помочь японским друзьям, а именно университету Тохоку Фукуси из города Сендай, с которым наш красноярский вуз сотрудничает. Задело за душу. И я думаю, что, пока мы умеем проявлять милосердие, мы непобедимы.

Напоследок же хотел бы призвать читателя умело разделять личную трагедию японского народа и те территориально-политологические сценарии, которые приводятся в статье.

(полный текст "Красноярская газета",март 2011)

 

PS (пользуясь случаем:)

В Воскресение «День дипломатического работника» — профессиональный праздник всех дипломатических работников Российской Федерации, который отмечается в России ежегодно, 10 февраля. Поздравляю всех сотрудников этой наиважнейшей отрасли,а также администрацию портала РСМД!

архив номеров http://vk.com/docs?oid=-44793881

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся