Место России в многополярном мире

Красноярск международный

21 Февраля 2016
Распечатать

Анонс

Не смотря на региональный статус Красноярского края, наш регион в ХХ и ХХI вв был вовлечен в международную повестку дня. В ноябре 1997 года в Красноярске состоялась, по словам журналистов, эпохальная встреча Бориса Ельцина и премьера Японии Хасимото. В этот же период Россия становится членом главного мирового клуба «Большая Восьмерка», в котором мы хоть и были на правах «бедного родственника», пока «восьмерка» не рухнула после выхода из нее России в 2014 году. Через год губернатором края становится Александр Лебедь, генерал (учитывая Приднестровскую операцию и Хасавюртовские соглашения с Чечней), международного значения. Главный претендент на пост президента России. В 2007 году Красноярск как исторический центр и место смерти командора Рязанова приглашает к себе губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера на открытие памятника Николаю Рязанову. А в 2012 году губернатор Лев Кузнецов подписывает с генсеком ООН Пан Ги Муном соглашение об открытие молодежного гуманитарного Центра «ООН - мой друг», в рамках программы о содействии российских регионов реализации «Целей развития тысячелетия ООН». В Красноярском крае, к сожалению, присутствовали многие проблемы тысячелетия, обозначенные ООН, а в связи с победой края в конкурсе на право проведения Универсиады, регион попал в поле зрение международных организации и главной из них ООН уже основательно.


Красноярский край становится местом притяжения иностранных делегации, которые едут к нам для установления научных, культурных, экономических связей. Столица второго по величине богатейшего региона России впечатляет десятки принимаемых иностранных делегаций из стран членов ООН. Так, по словам чрезвычайного и полномочного посла Индии Пунди Рагхавана в августе этого года Красноярский край восхитил его не только огромной территорией, но и динамично развивающейся промышленностью. Слишком много бизнесменов из Индии хотели посетить регион с целью расширения связей, как в импорте, так и экспорте. Безусловно, точками взаимодействия считаются также совместные исследовательские проекты, развитие инновационных отраслей, науки и образования», машиностроения, металлообработки, легкой промышленности, фармацевтики. в нефтегазовой сфере, деревообработке, сельском хозяйстве, космической промышленности. в реализации совместных проектов в сфере образования, науки, культуры, туризма, спорта, здравоохранения и молодежной политики».

Укрепление связей с азиатскими странами и интеграционными объединениями, такими как ШОС и БРИКС является одним из приоритетных направлений международной деятельности Красноярского края. География партнеров края представлена такими странами ближнего и дальнего зарубежья, как Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Армения, Молдавия, Франция, Словакия, Сербия. Географическая близость к СНГ и АТР обуславливает еще и объективные международные связи с регионом, которые продолжают крепнуть и по сегодняшний день. Так, две недели назад СФУ и Управление по делам иностранных специалистов города Харбина (КНР) подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает подготовку университетом кадров в области экономики, науки, техники и культуры для префектуры Хэйлунцзян Китая.

 

Рисунок Полины Дороховой (Секретариат Школы публичной дипломатии Красноярска)

 

 

НАМ НУЖНЫ НОВЫЕ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА МИР

 

Нельзя не отметить, что глобальные перемены, конца ХХ века – начала ХХI века, оказали существенное влияние на систему международных отношений. Уничтоженная двухполярная система казалось бы должна была прекратить конкуренцию двух экономических систем, избавить мир от глобальных проблем человечества, в числе которых международный терроризм и распространения ОМП.

Однако, однополярная система усугубила международную обстановку, впервые возникли горячие конфликты на Ближнем Востоке и Северной Африке и даже в Восточной Европе. Борьба за расширение военного и экономического влияния продолжилась в одностороннем порядке. Навязывание экономических интересов со стороны Евросоюза отмечено агрессивным характером. Системные усилия по внедрению образовательных и культурных и других гуманитарных программ за последнее двадцатилетие принесло свои плоды в форме дестабилизации политической обстановке в пограничных нам государствах, произвело подмену культурно-исторических ценностей, вызвало сильные русофобские настроения.

Смена мировых центров влияния обеспечила появление в мире новых супердержав на Востоке. Однако, через возрождение национализма и религиозного экстремизма в мире появились целые зоны нестабильности. Международный терроризм, который почти не привлекал к себе внимание при биполярной системе мира, вдруг стал одной из главных проблем человечества. Для США международный терроризм стал основным аргументом при вмешательстве во внутренние дела суверенных государств.

Борьба с глобальными проблемами человечества усложнялась в ходе активизации неконтролируемых международных процессов транснационализации, глобализации, которые стали феноменом ХХ века. Красноярский край прошел через историю сепаратизма в период распада советской государственности, когда в СМИ призывали создать Енисей лэнд, как государство вполне способное существовать отдельно от России. Это были, несомненно, преступные высказывания, заслуживающие самого строгого наказания. Однако, сибирский регион – платформа отечества и полигон для технологий в общественно–политической жизни – Красноярский край прошел через подобные испытания и даже провел референдум в 2005 году, став снова единой территорией в 2007 году, продемонстрировав всему миру политику Президента Владимира Владимировича Путина на укрупнение регионов в России и стремления к устойчивому государству на карте мира. Предстоит огромная системная работа в новом формате и совершенно на новой ступени развития международных отношений.

Красноярский край практический во всех маркетинговых обоснованиях к своим инвестиционным проектам включает пункт «близость к странам Азии и в частности Китаю». Ставку на укрепление отношений с Пекином сделала и Москва. Пик нашей дружбы с Китаем , провоцируемой западной прессой с момента создания ШОС, с начала 21 века, пришелся на 2014 год в разгар международных санкций.

 

 

 

 

 

 

Первая полоса журнала с новостью о создании Банка низовых инновации стран ШОС в Красноярске

 

2015 год на примере Ближнего востока показал нам, что мировая безопасность может наступить только в ходе смены международных ответственных, которые бы отличались добросовестным подходом к судьбе человечества и не ставили бы в международный приоритет гонку за ресурсами в форме «крестовых походов» нового формата. «Новые ответственные» за мировой порядок, такие как Россия и Китай внутри собственных международных блоков – ШОС и БРИКС смогут обеспечивать себя энергоресурсами и не нуждаются в прямом или косвенном захвате чужих территорий. Мы с вами казалось бы далеки от событий, происходящих на территории контролируемой, так называемым, исламским государством, однако не нужно быть геополитиком, чтобы понимать истинную цель создания ИГИЛ – дестабилизировать СНГ, российские регионы и нашу страну в целом. Не только подрывая цены на нефть насильственным захватом скважин, но и подрывая спокойствие в самих многонациональных субъектах России.

 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА

 

Стоит вспомнить, что Красноярский край традиционно стабильный в национальном плане регион являлся платформой для апробации общественно-политических и экономических процессов. Красноярский край стал символом целостности и собирания России, наиболее привлекательным регионом с благоприятным инвестиционным климатом. В регионе проживает более 130 национальностей, крупные диаспоры татар, немцев, белорусов, украинцев, азербайджанцев, армян, поляков живут дружно и не поддаются влиянию международных интриг на территориях своего истинного происхождения – будь то Украина или Польша. Из лучших уголков мира люди съезжаются именно в наш регион, поскольку находят в нем комфортную рабочую и межнациональную атмосферу.

 

 

 

 

Встреча с азербайджанской молодежью Красноярска в Доме дружбы

 

В Красноярском крае, сформировался мощный внешнеэкономический сектор, в значительной мере определяющий развитие всей экономики региона. Однако, в результате социально-экономическое благополучие края ставится в зависимость от противоречивых процессов мирового хозяйства.

В докладе анализирующем внешнеполитические угрозы Российской Федерации до 2018 года, подготовленным экспертами Министерства иностранных дел одной из основных угроз нашему государству ,к сожалению, остается угроза зависимости от энергоресурсов, во многом сырьевой характер нашего бюджета.

К сожалению, слабости экономической системы могут оголять внешнеполитические болевые точки нашей страны. Экономика первична в отличие от политики и международные силы, используя пробелы в экономике могут искать точки воздействия на интересы России через последствия проблемной экономики, например, слабой социальной политики или росту неравенства по доходам.

Просматривая содержание инвестиционных предложений Краснояского края, к сожалению, можно увидеть, что во многом они сводятся к сырьевым проектам: золотодобыча, нефтегазовая отрасль, лесной и водный комплексы, уголь, редкие металлы. С одной стороны это отрасли всегда привлекательные для международных партнеров, с другой стороны – они подчеркивают продолжение курса на особую экономическую модель, опасную для нас с вами. Однако, в качестве позитивного фактора мы можем видеть и проекты в области медицины, культуры, связи, строительства, которые хотя бы отчасти балансируют наш внешнеэкономический имидж.

Красноярский край является крупнейшей ресурсно-сырьевой базой России, По производству и запасам золота, угля, свинца, алюминия, меди, никеля, кобальта, платиноидов, других полезных ископаемых занимает ведущие позиции в России и в мире, примерно 20 % мировых запасов.

Красноярский край в настоящее время вошел в пятерку субъектов – экономических лидеров России. В Сибирском федеральном округе край занял первое место и по абсолютному размеру экономики и по валовому продукту на душу населения (371 тысяча рублей).

Двигателем экономики региона являются инвестиционные проекты, финансовая емкость, которых измеряется сотнями миллиардов рублей. Портфель инвестиционных проектов Красноярского края на сегодняшний день состоит более чем из 130 проектов. Их общая инвестиционная емкость – около 3 трлн. руб

Предпринимаемые администрацией Красноярского края усилия по развитию внешнеэкономических и межрегиональных связей, приносят свои положительные результаты. Они выражаются в стабильном росте показателей внешнеторговой деятельности края с 5689,0 млрд. долларов США в 2005 году до 10001,02 млрд. долларов США в 2012 году, т.е. за эти годы внешнеторговых оборот увеличился почти в два раза.

 

ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЗАСТОЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫВОК

 

В последнее время в Красноярском крае, после длительного застоя, развитие международного сотрудничества получило новый импульс и вступило в качественно новую, более энергичную фазу своего развития. В работе Министерства промышленности, инновации и внешних связей края со сменой руководства наметились положительные процессы по привлечению международных проектов гражданского общества края (таких как Школа публичной дипломатии Красноярска) в официальные международные отношения региона. Заместитель министра А.С.Натаров энергично развивает международное сотрудничество, подходя к этому вопросу многовекторно с привлечением самого главного ресурса – молодежи. Путь интеграции власти и общества для достижения единых целей – наиболее правильный сегодня.

Всё больше Красноярский край и его краевой центр становятся активными участниками многочисленных международных фестивалей, выставок, ярмарок, соревнований. Регион презентуется на международных выставках и в международных организациях, таких как ООН.

Однако, на наш взгляд, прежде всего, необходимо разработать новую имиджевую политику и системный международный маркетинг региона – один из существенных параметров, определяющий развитие международных связей и ВЭД. Следует проводить системный мониторинг международного сотрудничества края, организовав взаимодействие на всех уровнях государственной власти, привлекать гражданское и научное сообщество, поощрять фонды развития публичной дипломатии, не экономить средства на поддержание связей с городами побратимами, международные командировки представителей гражданского общества, серьезно занимающихся популяризацией правильного образа России и Красноярского края в мире.

 

Обложка журнала с новостью о Модели комитета по Космосу с участием сотрудников ООН

 

ИМИДЖ – ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ. НО СЕГОДНЯ ОН ДОРОГО СТОИТ

Мы должны пересмотреть имиджевые точки Красноярского края в ходе презентации нашего региона на международных мероприятиях и в международных организациях. Лесные массивы, контуры нефтегазовых вышек не должны больше быть визитной карточкой Красноярского края в мире. Это складывает одностороннее ошибочное впечатление о нашем регионе, безмолвно внедряя колониальные стереотипы.

Нашим достоянием, прежде всего, должны стать интеллектуальные и историко-культурные ресурсы. Больше гордостью для каждого из нас должно стать признание законодательной власти региона в лице спикера ЗС края Александра Викторовича Усса – члена конгресса местных и региональных властей Совета Европы, нежели инвестиционные предложения в сырьевых отраслях; воспитание собственного Нобелевского лауреата, нежели стремление быть признанным каким-либо международным рейтингом; создание собственного наукоемкого производства в гражданской сфере должно стать приоритетом для такого богатейшего региона в России; в разы повышающийся уровень качества жизни населения и ее продолжительность в комфортных условиях окружающей среды должны стать миссией каждого из нас.

Мы должны активнее задействовать потенциал края в русле общих государственных усилий по работе с соотечественниками, в интересах продвижения русского языка и культуры в мире. В рамках проектов созданной в Красноярске Школе публичной дипломатии, которая задействует сегодня более 1500 человек, первостепенной значение мы уделяем не сотрудничеству с США или Великобританией, а плотной работе с Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном, Арменией и Беларусью. Наши соседи – страны, в которых после великой трагедии – уничтожение СССР остались миллионы наших соотечественников должны стать внешнеполитическим приоритетом, в том числе и для Красноярского края.

Сегодня Красноярский край именно через молодежное сотрудничество включился в процесс Евразийской интеграции не в качестве наблюдателя, а в качестве ее двигателя. Так, мы лично, работая с представителями советника Президента России С.Ю.Глазьева, содействуем в проведении конкурсов для экономистов нашего региона по изучению опыта внедрения единой валюты с целью разработки плана ее внедрения на пространстве Евразийского Союза.

Уместно вспомнить и уделить особое внимание идеи создания международного гуманитарного центра «ООН - мой друг» в городе Красноярске. Основной задачей этого центра станет интеграция молодежи, налаживание международных экономических, политических и культурных связей между представителями молодого поколения со всего мира.

МЫ не забыли про те обязательства по Целям развития тысячелетия (а ныне Целям устойчивого развития), которые взял на себя край в 2012 году и с этого периода мы проводим десятки мероприятий, способствующих мировому сообществу в приближении решения ЦРТ. Проект Модель ООН стал наиболее громким, освещенным в Нью-Йорке в трех репортажах Радио ООН, что впервые позволило Красноярскому краю зазвучать в ленте мировых новостей, в том числе в США, Канаде, Евросоюзе.

 

 

Вырезка публикации из местных СМИ о решениях резолюции, которые были спрогнозированы студентами

Создание подобного центра предоставляет возможность формирования корпуса высококвалифицированной молодежи, обладающей знаниями в области международных отношений, международного этикета, молодежи, способной проводить мероприятия международного уровня. То есть, однозначно, принесёт огромные дивиденды краю, как с точки зрения расширения международных связей Красноярского края, так и для подготовки нашего региона к Универсиаде. Уже с 2010 года в Красноярске реализуется молодежный дипломатически проект Модель ООН, призванный методом мозгового штурма и моделирования обсуждать проблемы Красноярского края через призму международного опыта.

Так, мы обсуждали и принимали резолюции по вопросам продовольственной безопасности Красноярского края, производства космических систем, информационной безопасности, антитеррористической безопасности в период проведения спортивных массовых мероприятий, подготовки высокопрофессиональных волонтеров для международных событий, развития промышленности и сельского хозяйства, защиты окружающей среды, антикоррупционной борьбы.

Сам факт работы в Красноярске Школы публичной дипломатии подчеркивает причастность региона к воспитанию управленческих кадров для внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств, создает атмосферу для участия и приема на нашей земле делегации ООН. Даже в рамках работы со школьниками нам удается ставить международный акцент. Так, мы реализуем сетевую образовательную программу «Историко-культурные ресурсы» по созданию базы объектов Красноярского края, которые могут быть включены в список наследия ЮНЕСКО.

 

 

Награждение школьников-авторов лучших научных работ в области международных отношений

Сейчас наша главная миссия состоит в повышение узнаваемости края до мировых общепризнанных брендов; борьба со стереотипами о Сибири, несущими негативные последствия; смещение акцента сотрудничества с международными партнерами из ресурсно - сырьевой в другие сферы: туристическую, культурную, научную и другие; повышение образованности населения в области международных отношений; пропаганда общемировых ценностей и стимулирование решения мировых проблем совместно с мировой общественностью, в данном случае с ООН.

Основной проблемой, которая может увести в сторону все позитивные начинания, может стать ошибочные ставки не на собственные уникальные позиции и общественную поддержку, а на внешнее признание и гонку за международным одобрением. Прежде всего, следует понять, что в Красноярском крае есть все, чтобы регион стал примером для экономического рывка России, платформой сохранения и величия нашей страны.

 

Василий НИКУЛЕНКОВ, руководитель Школы публичной дипломатии Красноярска, канд.ист.наук

(выступление на пленарном заседании конференции «Восточный вектор» в СФУ 29 окт.2015)

https://vk.com/krasmun

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся