Блог Натальи Роговой

Сотрудничество стран БРИКС в сфере энергетики

26 апреля 2016
Распечатать

Энергетическая отрасль сегодня как никогда претерпевает существенные изменения, порой, именно она определяет ход развития политических событий, решает вопросы войны и мира, что непосредственно влияет на жизнь миллионов людей. Борьба за энергоресурсы, маршруты их транспортировки, квоты на добычу углеводородов, развитие новых технологий добычи и переработки полезных ископаемых – эти вопросы давно вышли за рамки исключительно энергетической повести дня. Все чаще проблемы решаются не за счет ведения дипломатических переговоров, а с помощью военных действий и  оказания политического давления. Заложником данной ситуации является энергетическая безопасность каждого государства. А.Р. Гафуров в статье «Сущность категории "энергетическая безопасность" и ее место в общей структуре безопасности» выделяет три основных подхода к ее определению на основе анализа уже существующих исследований и нормативно - правовых актов. Синтезируя все понятия, можно определить энергетическую безопасность как состояние защищенности энергетических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз, а также их способность эффективного использования энергетических ресурсов (А.Р.Гафуров, с.179-180). И.С. Щепанский добавляет, что обеспечение энергетической безопасности выражается в «способности обеспечивать конечных потребителей энергией на приемлемых условиях без существенных рисков угрозы жизни, здоровью, имуществу и благополучию всех участников энергетических отношений в течение продолжительного периода при любых условиях» (Щепанский, с.756).

 

В сложившихся условиях возникает необходимость решения энергетических вопросов уже не на межгосударственном уровне, а на региональном и даже глобальном. Страны   группы БРИКС ясно осознают всю сложность проблемы, ведь энергетическая безопасность является одним из ключевых вызовов, которые стоят перед ними, так как их быстро растущие экономики требуют консолидации ресурсов, технологий и знаний, что в свою очередь невозможно без увеличения инвестиций в энергоэффективные отрасли  и развития деловых отношений. Свое намерение решать вышеуказанные противоречия участники впервые высказали в 2009 году на саммите в Екатеринбурге и в дальнейшем постоянно  их подтверждали в совместных декларациях (В.И.Аникин). Однако конкретные меры по решения проблемы были предложены российской стороной только в 2014 году.

 

Лидеры государств БРИКС осознают и признают существование проблем обеспечения энергетической безопасности и нацелены на укрепление международного сотрудничества в сферах разработки возобновляемых и экологически чистых источников энергии и обеспечения всеобщего доступа к энергоресурсам. Также страны готовы к поддержке инфраструктурных проектов через Банк развития БРИКС  и созданию новых экономических и предпринимательских связей на базе Делового совет. Кроме того, они призывают к совместным научным исследованиям, разработкам высокоэффективных технологий с низким уровнем выбросов, что может стать движущей силой устойчивого развития, дать импульс экономическому росту, а также поможет сократить издержки на добычу и переработку энергоресурсов и будет способствовать их более эффективному использованию. Несмотря на эти заявления, закрепленные в декларации 2014 года (Форталезская декларация 2014), многие из них еще обсуждаются, а конкретные механизмы их реализации еще не созданы. В Уфимской декларации  2015 года страны уделяют особое внимание вопросам мониторинга рынка энергоресурсов и необходимости тесного сотрудничества в области развития энергоэффективных технологий. Также впервые декларация закрепляет намерение провести встречу министров стран БРИКС (Уфимская декларация 2015, с.48). Следует отметить, что встреча состоялась в период с 19 по 20 ноября 2015 года в рамках форума ENES 2015. По результатам пленарного совещания был подписан « Меморандум о взаимопонимания в области энергосбережения и повышения энергоэффективности». «В рамках Меморандума создается рабочая группа по энергоэффективности, которая будет заниматься вопросами совместного развития технологий, финансовых инструментов, реестра инфраструктурных проектов и их финансирования, обмена информацией, опытом проведения исследований и разработок, подготовки прогнозов развития мирового и наших энергетических секторов, развития молодежного сотрудничества», - сообщил Александр Новак (Страны БРИКС подписали энергетический меморандум, 2015).

 

Одним из самых важных предложений российской стороны в сфере решения вопросов энергетики является создание Энергетической Ассоциации, включающей Резервный банк топлива и Институт энергетической политики БРИКС. Однако в виду некоторых различий в интересах государств (Аналитический центр при правительстве РФ, 2015), данная инициатива пока не нашла поддержки со стороны всех участников, но  20 ноября 2015 года на брифинге после подписания Меморандума А. Новак заявил, что вопрос создания Ассоциации обсуждается и в 2016 году будет вестись работа по ее сознанию (Энергетическая ассоциация стран БРИКС может быть создана в 2016 году, 2015). Несмотря на некоторую неопределенность, хотелось бы рассмотреть возможные перспективы и пути реализации данной идеи, а также возможные недостатки. Так, создание Энергетической ассоциации направлено на увеличение независимости стран-участниц БРИКС в следующих областях: 

1) Эксперты полагают, что такая форма сотрудничества позволит странам контролировать цены на энергоресурсы и смягчать последствия ценовой политики Запада на этом рынке, так как страны БРИКС являются ведущими производителями и потребителями углеводородов.

2) Создание Энергетической Ассоциации положит начало проведению фундаментальных научных исследований рынка мировой энергетики, что позволит странам создать собственную  аналитическую базу и инструменты исследования энергетической отрасли, независимую от исследований и прогнозов Международной энергетической ассоциации  и Энергетической информационной администрации, которые часто критикуют за отстаивание интересов исключительно стран импортеров энергоресурсов и намеренное искажение данных о запасах нефти и объемах ее добычи.

3) Банк резервного топлива - это защита стран БРИКС от экономических санкций, давления третьих стран и поставщиков энергоресурсов, также как и страховка от непредвиденных природных катаклизмов и энергетических кризисов. В данном случае создание такого банка существенно снизит внешние риски для Китая, Индии и ЮАР, которые в группе БРИКС являются основными импортерами ресурсов.

4) Создание Энергетической ассоциации выгодно странам-участницам БРИКС, так как это позволит им осуществлять финансовые операции в национальных валютах, что в свою очередь защитит их от влияния долларовой экспансии, что напрямую удовлетворяет заявленные приоритеты. Примером успешной реализации такого варианта финансового сотрудничества могут служить отношения России с Китаем, Китая с Бразилией другими государствами. 

 

Все из выше перечисленных пунктов относятся к преимуществам создания Энергетической Ассоциации, однако можно выделить и недостатки этой системы. Прежде всего, Россия как один из ведущих экспортеров нефти и газа, наверняка предложит создать Банк резервного топлива за счёт своих ресурсов, однако где будут храниться эти резервы, кто будет ответственен за создание инфраструктуры и за счет каких средств будет организована работа - это отнюдь не формальные вопросы, которые еще предстоит обсудить. Однако, на мой взгляд, ключевая проблема заключается в четком понимании уязвимости экономик БРИКС в отношении действий третьих стран, угроз оказания давления и наложения экономических санкций, рисков ограничения доступа к энергоэффективным технологиям. В противном случае, несамостоятельная и зависимая  политика государств поставит под вопрос все возможности достижения поставленных целей. Уязвимость системы энергетической безопасности в этом случае зависит от нескольких факторов. Первым является диверсификация источников энергии: чем больше источников используется, тем меньше зависимость от каждого них, однако в данном случае существенно  могут возрасти производственные издержки. Второй фактор связан с первым и может быть решен схожим образом: диверсификация поставщиков энергоресурсов и транспортных маршрутов также является неотъемлемой часть энергетической безопасности. Третий жизненно важный показатель - это состояние энергетической инфраструктуры, контроль за ее моральным состоянием, ведь  любая даже не серьезная техническая поломка может привести к разрушению одного из главных столпов энергетической безопасности - постоянному и бесперебойному доступу к источникам энергии. Наконец, последней и неявной угрозой являются экономические и военные последствия кризиса поставок энергоресурсов, что означает непредсказуемость действий  третьих государств в случае возникновения  выше указанных проблем как в странах БРИКС, так и за их пределами.

 

В сложившейся ситуации считаю возможным предложить следующие подходы для решения возникающих проблем.

1. Провести стресс – тестирование  энергосистем стран БРИКС на неожиданное нарушению  энергоснабжения, снижение цен на углеводороды и другие проблемы и быть в состоянии ответить на них своевременно и без ущерба для собственных экономик. Особое внимание должно быть уделено устойчивости экономик БРИКС на  отказ поставщиков энергоресурсов на их поставку и отказ стран-транзитеров на их транспортировку. Стресс-тесты «используются для определения устойчивости системы … в условиях превышения пределов ее нормального функционирования» (Стресс-тестирование). Примером применения данного метода могут служить исследования Европейской комиссии на предмет прекращения поставок газа из России сроком на полгода (Д.Мосюков, 2014). 

2. Для вычисления вероятности оказания экономического и военного давления на страны БРИКС в случае энергетического кризиса, определить всех возможных акторов и  пути их воздействия на страны-участницы. Выявить возможности создания коалиций.

3. Диверсифицировать источники энергии, за счет увеличения доли возобновляемых и новых источников в общем объеме используемого топлива. Данная инициатива была поддержана на встрече министров энергетики стран БРИКС, состоявшейся 20 ноября 2015 года в Москве. В итоговом Меморандуме страны договорились создать Банк энергоэффективных и зеленых проектов.

4. Установление общих технических стандартов для энергетической инфраструктуры. Данная инициатива может быть выполнена только в отдаленной перспективе, однако унификация норм позволит быстрее решать вопросы трансфера технологий, что является основной движущей силой внедрения инноваций в производство.  

5. Разработать общие стандарты для урегулирования правовых последствий энергетических кризисов, в случае их возникновения.

6. Разработать общий план энергоэффективного развития энергетических секторов стран БРИКС для объединения научных и технологических основ и повышения энергетической безопасности каждой страны. Этот план должен ввести в повестку дня основные приоритеты и ключевые действия.

 

Предлагаемые подходы требуют не только совместного плана  действий по их реализации, но и технологических, рабочих и интеллектуальных ресурсов. В этом ключе рассмотрим основные действия, способствующие воплощению в жизнь  представленных предложений:

1. Прежде всего, видится необходимым создать рабочую группу с привлечением соответствующих министерств, аналитических центров, независимых экспертов и представителей академических кругов всех государств-членов, чьи работы будут сосредоточены на выработке общих параметров проверки уязвимости энергетических секторов стран БРИКС.

2. Страны-участницы должны работать сообща, чтобы выработать рекомендации по применению лучших инфраструктурных практик, заимствованных из национальных строительных норм, рейтингов, метрик и маркировок. Это может стать основой для создания собственной системы рейтингового контроля.

3. Глобальный мониторинг возможных угроз должен включать природные бедствия, кибер-угрозы и другие вызовы.

4. Вопрос о диверсификации источников энергии является наиболее сложным и дорогостоящим, ведь увеличение доли возобновляемых и новых источников энергии в общем объеме используемого топлива требует дополнительных инвестиций для переоснащения заводов, строительства новых транспортных систем и т.д., так что главный вопрос заключается в возможности привлечения дополнительного капитала в развитие энергетической отрасли стран БРИКС.

5. Страны должны активно развивать механизмы страхования рисков в области инвестирования в инфраструктурные проекты, предлагать стимулы для укрепления доверия инвесторов в государственно-частном партнерстве (ГЧП). В целом необходимо привлекать инвестиции не только Банка развития, но и Международного валютного фонда и Всемирного банка.

 

Подводя итоги, хочется еще раз обратить внимание на важность энергетического взаимодействия стран БРИКС как одного из гарантов устойчивого экономического развития  и обеспечения всеобщей энергетической безопасности. Несмотря на некоторые разногласия и потенциальные проблемы, страны БРИКС показывают уверенное намерение их преодолеть и предпринимают для этого конкретные шаги, так что хочется верить, что поставленные цели будут достигнуты, а энергетическая отрасль станет более эффективной и безопасной.

 

Список литературы

1. А.Р.Гафуров. Сущность категории "энергетическая безопасность" и ее место в общей структуре безопасности. Вестник Мурманского Государственного технического университета, с.178-182, 2010.

2. Аналитический центр при правительстве РФ. Потенциал энергетического сотрудничества стран БРИКС, 2015.

3. В.И.Аникин. Стратегические оценки экономической безопасности стран БРИКС (энергетический вектор). Вопросы безопасности (№6), с.150-185,2014.

4. Д.Мосюков. Итоги газового стресс-теста ЕС для энергетического рынка Прибалтики. Электронный ресурс:  http://www.foreignpolicy.ru/analyses/itogi-gazovogo-stress-testa-es-dlya-energeticheskogo-rynka-pribaltiki/. Дата обращения: 28.11.2015.

5. Страны БРИКС подписали энергетический меморандум. Электронный ресурс: http://www.ruscable.ru/news/2015/11/20/Strany_BRIKS_podpisali_energeticheskij_memorandum/ . Дата обращения: 29.11.2015.

6. Стресс-тестирование. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стресс-тестирование. Дата обращения: 26.11.2015.

7. Уфимская декларация 2015. Уфа, Россия.

8. Форталезская декларация 2014. Форталеза, Бразилия.

9. Щепанский, И. Энергетическая безопасность как составляющая национальной безопасности России. LEX RUSSICA , с. 754-765, 2012.

10. Энергетическая ассоциация стран БРИКС может быть создана в 2016 году. Электронный ресурс:  http://www.oilcapital.ru/industry/277613.html. Дата обращения: 24.11.2015.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся