Блог Надежды Сумской

Российская тема в публикациях японских экспертов

31 августа 2017
Распечатать

В течение последних семьдесяти лет территориальная проблема остаётся главным препятствием, мешающим России и Японии наладить сколько-нибудь активное сотрудничество. Однако в 2016 г. страны постепенно начали выходить из политического тупика. Неоднократные встречи Владимира Путина и Синдзо Абэ, предложения «плана экономического сотрудничества из восьми пунктов» и «совместной хозяйственной деятельности на Курильских островах», взаимодействие на межправительственном уровне — всё это указывало на то, что у сторон появилось представление, в каком направлении работать. Естественно, что в этом свете Россия привлекает всё большее внимание экспертного сообщества и СМИ в Японии.

Вместе с тем, стремление премьер-министра Абэ к дружественным отношениям с Россией вызывает непонимание у значительной части японского общества. Официальные заявления Токио достаточно сдержанны и выражают мнение лишь части политических кругов Японии. На их фоне аналитические публикации японского экспертного сообщества дают более достоверное представление о том, как в Японии смотрят на Россию и активизацию сотрудничества с ней с середины 2016 г.

Умеренный интерес к проблемам внутренней жизни России как отражение официальной позиции

Стоит отметить, что в последние полгода японские эксперты не проявляли повышенного интереса к внутренней политике России. Крупнейшие японские газеты «Асахи», «Ёмиури», «Маинити», а также ряд интернет-изданий касались таких тем, как подготовка к выборам президента РФ в 2018 г., антикоррупционные митинги в России, проведение ежегодной «Прямой линии с В. Путиным». Однако подобные материалы носили, по большому счёту, информационный, а не аналитический характер. Незначительное внимание японских специалистов к вопросам, которые широко освещаются в западных СМИ (в частности, к проблемам демократии и прав человека в России), можно объяснить подходом лидеров Японии к отношениям с РФ. Хотя после украинских событий премьер Абэ и выразил солидарность с партнёрами по «Большой семёрке» относительно политики России, он счёл нерациональным ставить японо-российские отношения в зависимость от проблем, которые напрямую их не затрагивают. В связи с этим, гораздо чаще в поле зрения японского экспертного сообщества попадала роль России в системе международных отношений.

Решение территориальной проблемы: есть желание, нет возможности

В целом, японские аналитики достаточно осторожно, если не скептически оценивают будущее российско-японских отношений. Бытует мнение, что премьер Абэ и политические круги, поддерживающие его курс на сближение с Россией, слишком оптимистично смотрят на возможность успеха. Как отмечается в публикации газеты «Майнити» по случаю апрельского визита С. Абэ в Россию, главное препятствие для ощутимого сдвига в отношениях — различное понимание Японией и Россией приоритетов взаимодействия. Если для японской стороны это решение территориального вопроса в свою пользу, то российские власти, исходя из потребностей развития страны, ставят на первое место экономическое сотрудничество. Сторонники такого мнения считают главным просчётом администрации Абэ неоправданную убеждённость в том, что в России по достоинству оценят японские инициативы и согласятся на хотя бы частичную передачу спорных островов. Однако вопрос суверенитета является для России весьма болезненным и ожидать уступчивости от неё не стоит. Обозреватель газеты Никкэй Мотохиро Икэда обращает внимание на позицию президента Путина, согласно которой подписание мирного договора между Россией и Японией и последующее решение территориального спора требует высокого уровня доверия между странами. Если же в двусторонних экономических проектах не будет достигнуто большого прогресса, то Россия может потерять интерес к дальнейшему сотрудничеству и урегулирование территориального вопроса отодвинется на неопределённый срок.

Ещё более критично настроен профессор Университета Ниигата Сигэки Хакамада. Встречу Путина и Абэ в декабре 2016 г. он расценивает как полное поражение японской стороны, поскольку не появилось никаких предпосылок к решению территориальной проблемы. Россия же, наоборот, по итогам встречи добилась подписания многочисленных выгодных соглашений о сотрудничестве и осталась в выигрыше. Маловероятным считает Хакамада и создание на Курильских островах специальной правовой системы для ведения хозяйственной деятельности в силу неготовности России к компромиссам.

Встречается, однако, среди японских экспертов и мнение, что расширение контактов с Россией — разумная тактика в контексте отношений с другими азиатскими странами и, в первую очередь, с Китаем. Доцент Университета Кэйо Митито Цуруока считает усилия Абэ оправданными, так как более активное сотрудничество России и Японии исключит возможность, что российско-китайский альянс приобретёт антияпонскую направленность. Даже такой результат, по мнению эксперта, можно будет считать успехом [1].

Экономические перспективы сотрудничества: не переоценивать Россию

От совместных проектов в области экономики японские исследователи также призывают не ожидать слишком многого по той причине, что уровень экономического развития России заметно ниже, чем в Японии. Чтобы повысить эффективность российско-японского сотрудничества, экономист Кадзухико Фудзи предлагает обратить внимание на формат взаимодействия Японии с Австралией. Австралия смогла не только наладить стабильный экспорт минерального сырья и агропродукции в Японию, но и обеспечить большой приток капиталовложений из неё за счёт привлекательного инвестиционного климата. Её пример доказывает, что и при сырьевой ориентации возможно достичь экономического благополучия, и для этого России необходимо сделать ставку на повышение конкурентоспособности и качества продаваемых ресурсов. Однако в краткосрочной перспективе Фудзи не видит возможностей для России добиться успеха по такой формуле из-за неблагоприятных условий для инвестирования и неразвитых транспортных путей и инфраструктуры в восточной части страны [2].

Кунио Окада из Японского института международных отношений также не видит больших перспектив в российско-японском экономическом сотрудничестве на Дальнем Востоке, несмотря на большое количество заинтересованных в этом японских компаний. Причина в том, что российский Дальневосточный регион сильно проигрывает европейской части страны по численности населения и развитию, что означает слишком маленький рынок сбыта. Отсутствие позитивных перемен в целом в экономике России делает её ещё менее привлекательной для Японии [3].

Тем не менее, японские эксперты считают выгодным сотрудничество с Россией в ряде отраслей — в первую очередь, в энергетике. Старший аналитик Института экономики энергетики в Японии Сёити Ито полагает, что импорт энергоресурсов из России поможет снизить сырьевую зависимость Японии от Ближнего Востока, чему также способствует российская переориентация на рынки Азии из-за санкций Запада http://www.nbr.org/publications/specialreport/pdf/Free/06012017/SR64_Japan_and_t" >[4].

Россия и Китай: партнёры и соперники

В японской экспертной среде часто рассматривают положение России на международной арене через призму её отношений с Китаем — главным соперником Японии за роль лидера в Азии. Как подчёркивает эксперт Токийского фонда Тайсукэ Абиру, сейчас сотрудничество России с Китаем развивается успешнее, чем с Японией, и стратегическое партнёрство двух стран представляет для неё потенциальную угрозу. В то же время японские аналитики считают, что Россия всё больше осознаёт и опасность чрезмерной ориентации на Китай. По мнению доцента Университета Кэйо Кэна Дзимбо, недоверие России к КНР растёт из-за очевидной ассимметричности их альянса, поскольку в случае столкновения с более сильным Китаем она не сможет эффективно отстаивать свои интересы. Именно поэтому Япония должна воспользоваться этой ситуацией для сближения с Россией http://www.nbr.org/publications/specialreport/pdf/Free/06012017/SR64_Japan_and_the_Sino_Russian_Entente_April2017." >[5]. Кадзухико Фудзи считает, что в международных экономических связях России роль Китая также должна быть сбалансированной. Так, в невыгодном положении может оказаться российская нефтегазовая отрасль: пользуясь сложным положением в экономике России, Китай может оказывать на нее влияние с цельюпродажи энергоресурсов по более низкой цене.

В качестве возможной причины соперничества двух стран политолог Ёко Хиросэ видит борьбу за влияние в Центральной Азии, которая находит выражение в инициативах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Одного пояса — одного пути под эгидой России и Китая соответственно. С этой точки зрения Хиросэ считает для России необходимым активно развивать отношения с другими азиатскими странами — в первую очередь, Японией. Вместе с тем, эксперт отмечает, что сейчас Россию и Китай объединяют не только интересы в энергетике и военной сфере, но также идея многополярного мира, исключающая доминирование США http://ippjapan.org/pdf/Opinion056_YHirose.p" >[6].

Влияние на КНДР как путь к более заметной роли в Азии

Нет единства среди японских экспертов по поводу отношения России к Северной Корее и её жёсткому внешнеполитическому курсу. Сравнительно мягкую позицию России по вопросу северокорейской ядерной программы японские аналитики объясняют желанием превратить КНДР в зону своего влияния в Северо-Восточной Азии. Журналист интернет-издания «Гэндай» Юкихиро Хасэгава считает, что по мере того, как Китай сворачивает свои связи с КНДР (в частности, отказывается поставлять в Северную Корею нефть, критически важную для поддержания её экономики), единственной альтернативой ему становится Россия, имеющая с Северной Кореей относительно мало противоречий. Мотохиро Икэда из газеты «Никкэй» тоже объясняет поведение России тем, что она не считает северокорейскую ядерную проблему реальной угрозой своей безопасности. Кроме того, Россия стремится привлекать на свою территорию рабочих из Северной Кореи для организации экономического развития Дальнего Востока. По мнению специалиста по международным отношениям Ёсинори Китано, Россия также заинтересована в сохранении нынешнего северокорейского режима с точки зрения безопасности, поскольку на данный момент КНДР выполняет роль «буферной зоны» между Россией и американским военным потенциалом в Южной Корее.

Синдзи Хёдо из Японского института международных отношений, напротив, считает, что несмотря на призывы решать ядерную проблему дипломатическим путём, Россия на деле уже не верит в такую возможность, что подтверждается её солидарностью с другими членами Совета Безопасности ООН в осуждении запусков северокорейских ракет [7].

Российско-японские отношения и фактор США

Рассматривают японские аналитики Россию и в связке с главным политическим союзником Японии США. Однако возможностей для значительного улучшения российско-американских отношений в обозримом будущем они не видят. Уже в феврале 2017 г. Тайсукэ Абиру отмечал, что несмотря на внешнюю готовность Путина и Трампа смягчать напряжённость, заключить «большую сделку» (“Big Deal”) о сотрудничестве России с США в обмен на отмену санкций не удастся. И причина тому не только в сопротивлении американского истэблишмента, но и в малом количестве точек соприкосновения. В частности, Россия не стала бы поддерживать жёсткую линию Трампа в отношении Ирана или, тем более, Китая, с которым она так усердно выстраивала сотрудничество https://www.jbic.go.jp/wp-content/uploads/reference_ja/2017/03/54468/20170323_spot.pdf" >[8]. Принятие же в июле 2017 г. нового пакета санкций против России показало, что отношения России и США меняются только в худшую сторону. В Японии признают и то, что косвенно эти меры ущемляют интересы других стран, взаимодействующих с Россией. По словам экономиста Саори Канно, новые санкции США будут иметь негативные последствия не только для российской экономики, но для европейских государств и Японии. Совместные нефтегазовые проекты — важнейший аспект сотрудничества этих стран с Россией, и ограничение на поставки технологий в рамках антироссийских санкций может сильно затруднить их реализацию.

Касаясь нынешнего кризиса в отношениях России и США, профессор Университета Хосэй Нобуо Симотомаи видит его истоки в горьком опыте России 1990-х гг., когда непродуманная дипломатия привела к расширению НАТО на восток вопреки обещаниям США, а мнение РФ в международных отношениях фактически игнорировалось. Вследствие этого сегодня Россия поставила во главу угла своей международной политики понятие суверенитета http://www.rieti.go.jp/jp/events/bbl/17020201.html" >[9]. Такой же мысли придерживается Митито Цуруока из Университета Кэйо. Объясняя неготовность России к уступкам по территориальному спору, он напоминает, что передача Южных Курил Японии противоречит российским государственным интересам. Согласно позиции японского руководства, на эти острова будет распространено действие Договора безопасности с США, предполагающего размещение американских военных частей. Цуруока считает, что российско-японские отношения нельзя назвать двусторонними в полном смысле слова: прогресс в них окажется невозможным, если США воспротивятся этому. http://www.nbr.org/publications/specialreport/pdf/Free/06012017/SR64_Japan_" >[1].

Таким образом, японские эксперты усматривают серьёзные препятствия динамичному развитию контактов Москвы и Токио. С одной стороны, в Японии признают, что тесные связи с Россией необходимы для более стабильной системы международных отношений в Азии. При этом японские специалисты отмечают, что Россия и Япония по-разному смотрят на приоритеты сотрудничества и пока не выработали общего взгляда на развитие отношений в будущем. Растущий интерес России к Азии в связи с «поворотом на Восток» побуждает японских экспертов обращать большее внимание на отношения России с третьими странами, поскольку они сказываются и на характере российско-японского взаимодействия. Независимо от оценок тех или иных аспектов российской политики интерес к роли России в международных делах говорит о том, что в Японии осознают её влияние на мировые процессы.

1. Tsuruoka M. (2017, April). Strategic Considerations in Japan-Russia Relations: The Rise of China and the U.S.-Japan Alliance. NBR Special Report, no. 64, pp. 11-19.

2. Фудзи К. 2017 нэн Ниппон кэйдзай но каги то нару «Росиа кэйдзай» (Российская экономика — «ключ» к экономике Японии в 2017 году). Ред. и изд.: Кэйдзай сангё кэнкюдзё, Токио, 2017.

3. Окада К. Нитиро кэйдзай канкей но гэндзё то Росиа но кёкуто кайхацу сэнряку (Современные российско-японские отношения и российская стратегия развития Дальнего Востока) // Адзиа тайхэйё тиики ни окэру кэйдзай рэнкэй то росиа но тохо сифуто но кэнто (Анализ экономического сотрудничества в АТР и российского «поворота на восток»). Токио: Ниппон кокусай мондай кэнкюдзё, 2016. С. 73-89.

4. Itoh Sh. (2017, April). Sino-Russian Energy Relations in Northeast Asia and Beyond: Oil, Natural Gas, and Nuclear Power. NBR Special Report, no. 64, pp. 29-41.

5. Jimbo K. (2017, April). Sino-Russian Military Cooperation and Japanese Defense Policy. NBR Special Report, no. 64, pp. 21-28.

6. Хиросэ Ё. Росиа но сэкай сэнряку то нити бэй ро канкэй (Российская глобальная стратегия и отношения Японии, США и России) // Сэйдзи опинион (Мнения о политике). Токио: Хэйва сэйсаку кэнкюдзё, 2017. С. 1–8.

7. Хёдо С. Росия но тай Китатёсэн нинсики — Нихон то но нинсики кёю ва кано ка (Российское осмысление Северной Кореи — возможно ли общее с Японией понимание?) // Тёсэн ханто дзёсэй но сого бунсэки то ниппон но андзэн хосё (Всесторонний анализ ситуации на Корейском полуострове и национальная безопасность Японии). Токио: Ниппон кокусай мондай кэнкюдзё, 2017. С.71–77.

8. Абиру Т. Бэй Торампу синсэйкэн ка дэ но тай росиа канкэй (Отношения США с Россией при администрации Трампа). Токио: Кайгай тоюси дзёхо дзайдан, 2017. С.42–45.

9. Симотомаи Н. Кокусай канкэй но дайхэнъё то нитиро канкэй (Большие перемены в международных отношениях и японо-российские отношения). Ред. и изд.: Кэйдзай сангё кэнкюдзё, Токио, 2017. С. 71–77.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся