Блог Михаила Полянского

Германия — новый гарант безопасности в Европе?

24 июня 2016
Распечатать

«Обновить диалог, вернуть доверие, восстановить безопасность»

 

Ф.В. Штайнмайер об основных направлениях развития ОБСЕ под председательством Германии

 

С первого дня своего создания в годы холодной войны перед конференцией по безопасности и сотрудничеству в Европе (прообраза ОБСЕ) стояли стратегические задачи, выполнение которых подчас представлялось невозможным. Действительно, такие вопросы, как германское объединение или вывод большей части ядерного арсенала сверхдержав из Европы с точки зрения тогдашних лидеров старого континента, казались чем-то невыполнимым. Однако с подписанием Заключительного хельсинкского акта по безопасности в разгар биполярного противостояния в 1975 году и, чуть позже, с объединением ФРГ и ГДР, утверждение «невозможное возможно» обрело новую грань для всех европейцев. Уже в 1991 году, в весьма турбулентные как для Германии, так и для европейского континента времена, знаменитый немецкий министр иностранных дел Ганс-Дитрих Геншер от лица вновь объединенного германского государства занял пост председателя конференции по безопасности в Европе. И вот, четверть века спустя, в не менее спокойное для Европы время миграционного кризиса и военного конфликта на украинской территории, ФРГ вновь возглавляет самую большую региональную организацию в мире по безопасности, предлагая своё видение для создания и поддержания мира на старом континенте. «Сегодня, в непростое время новых вызовов и нестабильности в Европе, нам как никогда нужна ОБСЕ», — заявил Ф. В. Штайнмайер во время своей первого выступления в роли председателя организации. «Для этого нам необходимо научиться ставить для себя реалистичные цели и находить эффективные пути для их решения. Только так мы сумеем выйти на путь восстановления потерянного друг к другу доверия и обеспечить безопасность на европейском континенте в долгосрочной перспективе», — так завершил  свою вступительную речь второй в истории председатель-немец ОБСЕ.

 

Стоит отметить, что Германия достаточно ответственно подошла к подготовке к роли главного «комиссара по безопасности» в Европе, о чём свидетельствуют многочисленные подготовительные совещания МИДа ФРГ в 2015, которые увенчались финальной встречей 8-9 декабря того же года в Гамбурге (официальной столице ОБСЕ в 2016 году), где и были официально сформулированы те основные цели, о которых говорил Штайнмайер в своей вступительной речи. Таким образом, с точки зрения немецкого внешнеполитического министерства амбициозное намерение «обновления диалога, возвращение доверия и восстановление безопасности» будет возможным при выполнении следующих стратегических задач:

 

·                   обеспечение повсеместного соблюдения прав человека и гражданина,

 

·                   применение единых подходов в мирном разрешении конфликтов,

 

·                   развитие концепции так называемых «циклов конфликта», в которые входят такие стадии как: предупреждение появления конфликтных ситуаций, кризис менеджмент, ликвидация последствий кризиса и т.п.,

 

·                   усиление платформ для диалога между членами ОБСЕ, в частности, тех площадок, где обсуждаются вопросы общеевропейской безопасности.

 

Безусловно, обозначенные цели отвечают как основным принципам организации по безопасности и сотрудничеству, так и основной внешнеполитической линии немецкого правительства, однако, смогут ли заявленные методы действительно позволить достичь упомянутой цели? Стоит задать вопрос и о том, может ли такая страна как Германия, в сегодняшних суровых реалиях миграционного кризиса и противостоянии с Россией, действительно изменить статус-кво в продолжающемся более двух лет конфликте на востоке Украины или, скажем, в Нагорном Карабахе? С повестки дня не уходит вопрос и о том, будут ли влиять обязательства членства ФРГ в североатлантическом альянсе на её деятельность в роли председателя ОБСЕ?

 

Как мы уже поняли, основной задачей немецкой дипломатии в роли ведущего игрока в ОБСЕ будет мирное урегулирование украинского конфликта, который заставил говорить многих экспертов о нём как о самом большом вызове европейской стабильности со времен конца холодной войны. Не перестаёт тревожить Штайнмайера и тот факт, что с периода начала 1990-х годов Европе ещё ни разу не приходилось видеть такое количество военных манёвров, а также столь масштабных морских и лётных учений, в ходе которых российские войска и соединения Западного альянса находились в непосредственной близости друг к другу. Напряжённость отношений между европейскими геополитическими игроками находит своё отражение и в финальных актах и коммюнике совещаний НАТО, в которых отчётливо проявляется тенденция на усиление восточного фланга союза. Одним из решающих шагов в направлении эскалации конфликта может стать варшавский саммит глав членов североатлантического альянса в июле 2016 года, на котором, по некоторым данным, планируется утвердить создание постоянных военных частей блока в прибалтийских государствах. Тем временем, российская сторона отмечает, что данный шаг был бы грубым нарушением соглашения Россия-НАТО 1997 года и финального акта саммита ОБСЕ в Стамбуле 1999 года, где было закреплено, что альянс не будет дислоцировать постоянные военные части в непосредственной близости российских границ. Безусловно, постоянные военные маневры в непосредственной близости к российским рубежам, увеличение военных поставок в приграничные России государства вряд ли можно назвать шагами по созданию «доверия в Европе», что было подтверждено и в комментарии лидера немецкой дипломатии по поводу надвигающегося саммита НАТО. Данный шаг противоречит основной цели ОБСЕ, так как расширение военного контингента в Европе мало согласуется с «созданием единой и непрерывной полосой безопасности от Ванкувера до Владивостока», как заявлено в уставе организации. Это понимает и действующий председатель ОБСЕ, однако в сложившихся условиях, Штайнмайер вряд ли в одиночку сможет удержать своих коллег от окончательного «скатывания» в риторику блокового мышления. Тем не менее, 22 июня 2016 года в Бундестаге, на сессии нижней палаты немецкого парламента, посвященной 75-ти летию нападения фашисткой Германии на Советский Союз Штайнмаер в очередной раз заявил: «Оглядываясь назад, мы должны помнить, что мир на европейском континенте может быть только с Россией, а не против неё».

 

В свою очередь, мы должны не упускать из виду, что ОБСЕ продолжает играть одну из самых важных ролей по поддержанию мира и безопасности в Европе. Трудно себе представить, чтобы представителям какой-либо другой региональной организации так оперативно удалось создать наблюдательную группу для мониторинга конфликта на Украине. Рабочими группами ОБСЕ проводится интенсивная работа на месте по контролю за исполнением заключенных нормандской четверкой в Минске соглашений, получивших название «Минск I» и «Минск II». В целом можно сказать, что с конца 1990-х годов организация показала свою самостоятельность в решении региональных и трансграничных конфликтов на европейском континенте. Не последнюю роль в этих процессах играла Федеративная Республика Германия, постепенно набирая политический вес как региональный и глобальный игрок. Немецкая дипломатия приложила большие усилия по контролю за вооружением в Европе, была заметна её роль и в работе ранее упомянутой нормандской четвёрки, однако вопрос о том, сможет ли председательство Германии в ОБСЕ кардинальным образом изменить статус-кво в Европе и обеспечить создание непрерывного пояса стабильности «от Ванкувера до Владивостока», остаётся, к сожалению, пока нерешенным.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся