Методология

Непризнанные государства Донбасса как точки экономического роста?

12 Ноября 2015
Распечатать

Дискуссия о будущем самопровозглашенных республик Донбасса немного отошла на второй план в связи со сменой вектора внимания СМИ, однако не снята с повестки дня. Как и ранее, можно рассматривать три основанных варианта:

 

1.       Вхождение в состав Российской Федерации. Маловероятный сценарий, реализация которого принесет очень значительные издержки в первую очередь для России.

 

2.       Возвращение в состав Украины на условиях большей автономии. Долгосрочный и сложный для реализации сценарий, требующий усилий всех сторон.

 

3.       Сохранение статус-кво в виде непризнанных самопровозглашенных государств. При всей шаткости такого положения, именно этот сценарий представляется наиболее близким к действительности на ближайшие несколько лет.

 

Приведу несколько тезисов, которые возникают по поводу развития третьего сценария. Данные тезисы призваны стать не констатацией факта и не результатом исследования, а лишь поводом для провокации дискуссии и проблематизации вопроса для дальнейшего исследования. 

 

Феномен непризнанных государств был бы невозможен без существующей международной системы взаимозависимости, ООН и т.п. Появление непризнанных государств сегодня – это чаще всего результат конфликта, стремления территории к сецессии, а также влияния различных внешних и внутренних сил.

 

Непризнанная республика – это государство с очень слабой внешней легитимностью и достаточно сильной внутренней легитимностью. Внутриполитической легитимности непризнанных государств может позавидовать любое признанное. Так как в условиях постоянной угрозы возобновления вооруженного конфликта, сложных экономических и политических отношений с миром, чаще всего социальной неустроенности, население продолжает поддерживать свои элиты.

 

В силу относительности своего положения непризнанные государства, с одной стороны, уязвимы, а с другой – перед ними открывается ряд дополнительных возможностей, в первую очередь экономического характера. Этому способствует сразу несколько факторов:

 

·         Моментально формирующаяся альтернативная серая зона экономики, которая фактически может создавать большую часть ВВП непризнанного государства.

 

·         Очень высокий уровень интеграции населения и элит, так как они вместе пережили тяжелый этап вооруженного конфликта, вместе боролись за свою независимость.

 

·         Плотные социальные связи военных и полевых командиров. 

 

 

Неоднозначные институты, серые зоны, связи на доверии – все это создает опасную и рискованную, но вместе с тем благодатную почву для разного рода серых экономических проектов. Станет ли такая почва удачной для развития оффшоров?[1] Для оффшоров важна стабильная система доверия, неразглашение информации и т.п., чего в целом можно добиться на маленькой территории с компактным населением.

 

Почему Донбасс скорее движется в сторону непризнанного статуса, нежели в сторону воссоединения с Украиной? – Потому что на Донбассе впервые за более чем 100 лет люди осознали свою идентичность, которая отличается от украинской. Экономически это старопромышленный регион, который требует модернизации и перестройки производства. После периода вооруженных действий, в результате оттока населения, ресурсов для развития крайне мало – нужны внешние инвестиции.

 

Сможет ли экономика республик Донбасса использовать оффшоры для привлечения средств и направить их на модернизацию? Смогут ли непризнанные республики Донбасса стать такими точками экономического роста? Эти вопросы могли бы стать поводом для основательного исследования с привлечением примеров и анализа опыта такого рода других непризнанных государств.

 



[1] Данная идея была озвучена моим научным руководителем Профессором А.С. Кузьминым еще применительно к ситуации Абхазии и Южной Осетии. 

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся