Блог Никиты Мендковича

Российская помощь Украине: обман или выгодная сделка?

20 Декабря 2013
Распечатать
Поделиться статьей
Никита Мендкович

Эксперт Центра изучения современного Афганистана, эксперт РСМД

Блог: Блог Никиты Мендковича

Рейтинг: 0


В связи с обилием реплик о том, как «Янукович обманул Россию», - выступлю с кратким пояснением. Подчеркну, я экономист, а не специалист по Украине, поэтому поясняю сугубо базовые экономические аспекты сделки.



Хотя начать придется с политики.

Итак, если игнорировать реальные братские и соседские отношения, что России нужно от Украины?



 



Нужны довольно простые вещи. Чтобы НЕ было дефолта, внутренней войны, и распада страны. Не только из гуманизма, а потому что нам реально НЕ нужны несколько миллионов беженцев и потеря рынка сбыта для многих товаров. Это с точки зрения простого прагматизма нанесет огромный экономический ущерб России и потребует крупных расходов.



«Присоединение Восточной Украины», о котором мечтают некоторые наши радикалы, тоже принесет только убытки. Если Россия внезапно в кризисных условиях будет принимать такие территории, то никаких «инфраструктурных проектов» у нее близко не будет. Все, что только можно и нельзя, будет идти на интеграцию тех самых территорий.



Потому что потребует создавать административный аппарат, наводить порядок, разворачивать войска, доставлять гуманитарку, сажать местное население на российские программы социальной помощи и т.д. и т.п.. Минимум пару лет – такое «приращение» будет давать только хаос и проблемы.



Именно поэтому сейчас крупные державы не пытаются в массовом порядке захватывать соседей и производить аншлюсы, как в прошлые века. И кстати, поэтому же все добровольные интеграционные проекты от ЕС до ЕвразЭС такие медленные. Чтобы не перегружать бюджету и административный аппарат резкой попыткой «съехаться с понедельника».



Поэтому России нужна стабильная Украина. И еще дружественная. Без ПРО, «биоПРО», военных баз НАТО и тренировочных лагерей террористов в Крыму. И еще транзит, газовый и транспортный. И эта такая же необходимость, как импорт бытовой техники и лекарств, за которые приходится платить.



Хотя бы зарплаты дипломатам.



 



Теперь перейдем к российском экономической помощи Украине.



Что дает Россия? 15 млрд. и скидку на газ. Но здесь некоторые детали.



Во-первых, никаких 15 миллиардов и близко нет. Вообще нет. Это деньги обещали выделить, что, видимо, будет зависеть от симметричных уступок Украины. Пока же, в целях стабилизации дается – 3 (три) миллиарда долларов. Причем это не подарок. И не грант. Это – сумма, истраченная на приобретение украинских облигаций.



Причем эти деньги взяты не из тумбочки. У нас большая страна, и накопления ни в какую тумбочку не влезут. Деньги откладывают, а, чтобы инфляция и крысы их не ели, их держат не в рублях напечатанных самим же российским ЦБ. А именно покупают на них облигации иностранных государств, что вообще-то логично. Свои деньги мы и так можем печатать.



Подчеркну, так делают ВСЕ страны, формирующие такую «кубышку». Некоторые оригиналы вроде Азербайджана в счет этих накоплений покупают за рубежом цельные активы – дома, предприятия и прочие "газеты-пароходы". Но управлять этим хозяйством довольно большая морока, поэтому большинство просто приобретают чужие долговые облигации. Все.  



Таким образом, указанные 3 млрд. переложили с одного счета на другой. Украине это очень помогло. России – тоже.



 



Про скидку на газ напишу несколько более куце, потому что значительная часть данных касающихся таких сделок закрыта и полузакрыта. Я какое-то время занимался этой темой, поэтому поясню базовые вещи.



Ни нефть, ни газ не продаются по себестоимости даже на внутреннем рынке. Там довольно большой люфт, который мотивируется издержками на хранение и транспортировку. Но реальная прибыль очень велика, именно поэтому нефтегазовые ресурсы такое завидное и вызывающие войны богатство. Кроме того, есть такая вещь – как транзитный газ, который через нашу газопроводную систему вывозится из той же Туркмении. Он – заметно дешевле российского (из-за социально-экономической специфики страны), и в прошлые годы, когда Украина или Белоруссия нуждалась в скидках, то этот газ именно им и перенаправляли.



Наконец, кто забыл, сейчас кризис, что отрицательно сказывается на потреблении газа, в т.ч. Украиной. Российская сторона выражает надежду, что скидка – поможет увеличить объемы украинских закупок, что может «на круг» быть - выгодней.



И еще раз напомню: российская сторона подчеркивает, что текущие «льготные» цены носят временный характер и будут пересматриваться, когда ситуация на Украине стабилизируется.



 



И теперь о том, что Украина может предложить России взамен. Причем не пообещать, а именно – дать в рамках соглашений от 17 декабря 2013 года.



Там 2 наиболее интересных пункта (всего их 14), законченные и готовые к выполнению соглашения, которые ранее долго забалтывались и заматывались:



-«Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив»;



-«Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реализации мер государственной поддержки возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями».



По второму пункту необходимо коротко пояснить, что в рамках совместного производства самолетов украинская сторона дает «технологическую базу, инновационную составляющую, документацию» по двигателям, а Росси вкладывает средства и организует сбыт. Фактически это стратегически важная сделка по импорту технологий в Россию, причем в рамках этого проекта планируется производство 80 Ан-124 при прибыли – 12,9 млрд. долл.



Таким образом, сделка по масштабам сопоставима с помощью обещанной Украине.



 



Подчеркну, в этом тексте я не учитываю стратегических аспектов, включая интеграцию в ТС.



Речь о локальном экономическом значении соглашений.


Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся