Maria Prosviryakova's Blog

Россия и Китай бросают вызов Америке в сфере публичной дипломатии

25 Июня 2012
Распечатать

22 июня в Вашингоне в фонде «Наследие» (The Heritage Foundation) прошла презентация доклада «Вызов Америке: как Россия, Китай и другие страны используют публичную дипломатию в конкуренции с США». В презентации  доклада приняли участие эксперт по Азии Дин Ченг, ведущий эксперт по России и Евразии Ариеэль Коэн и эксперт по публичной дипломатии Хелли Дэйл.

 

 В борьбе за ума и сердца людей всего мира побеждает сейчас вовсе не Америка.  Правительство США, по всей видимости, не уделяет достаточно внимания публичной дипломатии. Эксперты фонда «Наследие» считают, что Америке пора всерьез заняться разработкой и имплементацией эффективной стратегии публичной дипломатии, чтобы сохранить свои лидирующие позиции в мире.

Правительства Китая и России выделяют значительные суммы денег на продвижение их интересов за рубежом. Так,  Китай в 2009 году заявил о том, что собирается потратить на улучшение своего международного имиджа почти 7млрд. долларов. Правительство России на цели международной пропаганды в 2010 году выделило 1,4млрд. доллларов. Бюджет США на нужды публичной дипломатии составляет 536млн. долларов, плюс 766млн. долларов  на культурные и образовательные обмены и продвижение демократии.

 

Китай небезуспешно пытается продвинуть свое видение международного сообщества  и капитализма, которое сильно отличается от принятого на Западе.  Китайская модель государственного капитализма, известная как  «Пекинский консенсус» и противопоставляемая «бракованной западной экономической модели», встречает положительные отклики в Африке, Латинской Америке и в Азии, нуждающихся в китайских инвестициях. Китайские СМИ наращивают свое присутствие в  мире. Если, например, раньше люди, проживающие в Азии получали информацию о США через западные СМИ (в том числе и «Голос Америки»), то теперь китайские государственные СМИ  и их филиалы стремятся заполнить вакуум, образовавшийся вследствие сокращения расходов на содержание отделений западных СМИ в других странах.

 

 Российские лидеры, по мнению авторов доклада, воспринимают мягкую силу как инструмент распространения влияния России и сдерживания Америки в мире. Россия запустила вещание “Russia Today” (RT) на английском, испанском и арабском; распространяет русский язык и культуру через такие фонды, как «Русский мир»; активизирует деятельность Московского Патриархата Русской Православной Церкви за рубежом. Россия также начинает вливаться в американские и европейские газеты, которые выходят теперь вместе с особым рекламным приложением “Russia Beyond the Headlines”.

 

Растущий интерес России и Китая, как стран не особо разделяющих американские ценности,  к использованию механизмов публичной дипломатии бросает серьезный вызов США. В 1999 году после роспуска специализированного Информационного агенства США и передачи его функций Государственному департаменту сфера публичной дипломатии растворилась в коридорах бюрократии.  Придя к власти Обама пытался запустить работу по улучшению имиджа США за рубежом. В ряде стратегических документов отмечалась необходимость перехода к политике умной силы, так называемого сочетания инструментов жесткой и мягкой силы, публичной дипломатии и оказания помощи иностранным государствам. Но несмотря на рьяные начинания, администрация так и не приступила к исполнению заявленных обещаний. Так, не были проведены необходимые институциональные изменения, а должность заместителя госсекретаря США по публичной дипломатии оставалась вакантной около 30% времени с  момента ее создания при Джордже Буше-младшем.

 

Вывод, озвученный в докладе, следующий: если США хотят сохранить свои лидирующие позиции в мире,  то пришла пора с новой энергией вступить в новую эру публичной дипломатии.

 

Видео с презентации можно посмотреть по ссылке:

http://www.heritage.org/events/2012/06/challenging-america

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся