Ибероамериканский мир на пороге перемен

Почему «левый поворот» теряет актуальность в ЛА?

16 Июля 2015
Распечатать

Снижение популярности левых – отнюдь не случайная тенденция развития Латинской Америки в настоящий период. И наметился данный тренд далеко не в определенно взятый период; скорее, он набирал обороты в течение последних нескольких лет. Если посмотреть на ряд актуальных событий южноамериканского региона, то можно проследить постепенное ослабление левого лагеря. Ниже схематично приведены причины кризиса левого движения в ряде латиноамериканских стран. В целом можно отметить, что практически для всего латиноамериканского региона свойственны следующие вызовы политического и социально-экономического характера, которые препятствуют дальнейшему расцвету левого движения на континенте.

1) Причины политического характера:

Персонифицированная власть: с одной стороны, она способна обеспечить стабильность политической системы на время пребывания в должности главы государства харизматического лидера, с другой – с его уходом с политической арены страна более склонна к кризисам, потрясениям и волнениям. Возьмем, например, Венесуэлу, где после смерти лидера Уго Чавеса, занимавшего пост президента страны на протяжении 14 лет, в качестве главы государства был избран его последователь Николас Мадуро. Казалось бы, обеспеченная преемственность власти должна была стать гарантией стабильного развития Венесуэлы на следующие несколько лет. Однако одной приверженности Н. Мадуро идеям чавизма было недостаточно, и со временем по ряду внутриполитических и экономических причин рейтинги нового венесуэльского президента стали стремительно падать (составив в 2014 году всего 22,6%).

Источник: El Financiero

Во-первых, репутация Николаса Мадуро изначально оказалась под угрозой из-за весьма неуверенной победы на президентских выборах 2013, по результатам которых Н. Мадуро набрал 50,66%, а его главный оппонент Энрике Каприлес – 49,07% . Выборы продемонстрировали значительную поляризацию венесуэльского электората, а утверждение преемника У. Чавеса в роли президента активизировало последующую оппозиционную деятельность в стране.

Во-вторых, негативный настрой по отношению к новому президенту был в значительной степени вызван жестким подавлением оппозиционных выступлений 2014 года. В ходе ряда манифестаций силами безопасности было задержано несколько участников, заключение под стражу одного из которых (наиболее яркого оппозиционера Леопольдо Лопеса) привело к осуждению действий властей со стороны как граждан Венесуэлы, так и международного сообщества.

В-третьих, личность президента Мадуро потеряла для населения всякую привлекательность из-за его неспособности решить экономические проблемы. Приведем таблицу, где весьма наглядно показаны экономические причины популярности У. Чавеса и непопулярности Н. Мадуро. 

Уго Чавес

Экономический показатель

Николас Мадуро

+5,6 % (2012)

Ежегодный рост ВВП

-4,0 % (2014)

7,4 %

Безработица

5, 5%

25,1 (2012)

Уровень бедности

32,1 (2014)

 Источник: http://www.elperiodico.com/es/noticias/internacional/venezuela-hunde-dos-anos-despues-muerte-chavez-3993433

Переход к «прагматичной» демократии, сближение с выгодными союзниками (США): под давлением социально-экономических и внешнеполитических вызовов латиноамериканские страны вынуждены менять стратегию конфронтации с развитыми западными странами (преимущественно с США) на стратегию сотрудничества и взаимодействия. Так, необходимость извлечения экономических и внешнеполитических выгод и преимуществ из взаимодействия с США осознают в кубинском руководстве. Согласно подсчетам, представленным правительством Кубы, с 1960 года (то есть с начала установления эмбарго) страна потеряла более 1 триллиона долларов возможных доходов из-за сворачивания торговых отношений с Соединенными штатами. Также на решение кубинского руководства пойти на сближение с американцами повлияло ухудшение экономической ситуации в Венесуэле – главном союзнике и экономической опоре Кубы. Аналогичные мотивы (оздоровление экономики и поиск новых сторонников) движут в данный момент и Николасом Мадуро, вступившим в диалог с представителями США.

Коррупция: на фоне раскрытия случаев злоупотребления властью в целях личного обогащения латиноамериканцы постепенно теряют доверие к властным институтам. Согласно данным Всемирного банка, в 2014 году по Латинской Америке был зарегистрирован уровень коррупции в 3,5 баллов (1 – самый низкий показатель, 6 – самый высокий). Яркий пример громкого коррупционного скандала, ударившего по популярности лидера страны, - дело  бразильской нефтяной компании Petrobras, которая посредством специальных махинационных средств перечисляла огромные суммы на счета некоторых членов руководства правящей партии и в фонд самой партии.

И без того хрупкое социально-экономическое положение Бразилии (к примеру, в 2014 году уровень безработицы увеличился с 6% по данным 2013 года до 6,7%) усугубилось вмешательством партии главы государства Дилмы Руссефф в дело Petrobras. Это привело к резкому падению рейтинга Руссефф до 65%, что является наиболее низким показателем со времен президента Фернанду Колор, отстраненного от должности посредством импичмента.

Нарушение прав человека: преследование граждан по политическим мотивам, содержание большого числа политзаключенных, ограничение свободы слова и обвинения в адрес журналистов, публикующих критические статьи в адрес руководства страны. Одним из последних аргументов в пользу несоответствия политики левых защите прав человека стало дело убитого в январе 2015 года в Аргентине прокурора Альберто Нисмана. Преступление состоялось за день до того, как он должен был выступить с докладом по обвинению президента страны Кристины Киршнер и ряда государственных деятелей в сотрудничестве с высокопоставленными иранскими чиновниками по организации теракта 1994 года. Следствие выдвинуло версию самоубийства, однако родные и близкие Нисмана, а также ряд оппозиционеров настаивают на причастности к делу руководства страны. Сама президент Кристина Киршнер заявила, что убийство было совершенно с целью подрыва ее репутации. В любом случае, убийство сотрудника судебного органа, причастного к разбирательству по важному делу государственного масштаба, до сих пор вызывает резонанс среди правозащитников.

2) Причины социально-экономического характера:

Падение цен на первичное сырье в 2015 году: страны Латинской Америки живут в основном за счет экспорта сырьевых товаров, цены на которые номинируются в долларах и в связи с укреплением доллара они начинают снижаться. Под воздействием данных факторов наблюдаются следующие изменения в экономике ЛА: сокращение темпов экономического роста (с 5,1% в 2009-10 до 1,7% в 2014), а также сокращение объема экспорта (с 24% в 2012 до 23% в 2014). Как видно, подобная динамика приводит к резкому экономическому спаду. Очевидно, что одним из наиболее пострадавших от подобного кризиса  латиноамериканских государств на сегодняшний день является Венесуэла, где экспорт нефти составляет около 96% всего дохода  экономики.

Снижение ВВП в ЛА

Описание: Безымянный.png

Источник: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG/countries/XJ?display=graph

Невозможность финансировать в достаточном объеме социально-экономические программы: из-за экономического спада латиноамериканские правительства неспособны финансировать социально-экономические программы и вынуждены вводить меры жесткой экономии, повышать налоги, цены на образование. В условиях подобной рецессии население латиноамериканских стран сталкивается с такими проблемами, как инфляция (взлетевшая с 2,9 % в 2013 до 3,5% в 2014) и безработица (повышение которой весьма характерно для кризисного периода, как, например, в 2011 году, когда уровень составил 6,4% в сравнении с последующими 6% в более благополучном 2013 году).

Социальная нестабильность: неэффективная социально-экономическая политика латиноамериканских правительств приводит к усилению динамики общественных выступлений. Так, весной 2015 года по ряду штатов Бразилии (Пернамбуку, Сан-Паулу и Санта-Катарина) прокатилась волна выступлений преподавателей государственных учреждений, которые выдвинули требования улучшения условий труда, а также выразили протест против изменения системы социального обеспечения работников бюджетной сферы. Увеличение налога на наследство, превышающее по своей ценности 35400 долларов, с 2,5 до 77% стало причиной протестов 2015 в Эквадоре. 

REUTERS/Nacho Doce

Збигнев Ивановский: Бразилия: политический кризис и жажда перемен?

Таким образом, на данный момент мы наблюдаем тесную взаимосвязь между экономическими и политическими процессами и непопулярностью левых политических партий в Латинской Америке. Последнюю тенденцию объясняют такие факторы развития латиноамериканских стран, как уход с политической арены харизматических лидеров, переход левых правительств на стадию взаимодействия с западными странами, вмешательство руководства правящих партий в коррупционные скандалы, нарушения прав человека – с одной стороны, а также падение цен на сырье, отсутствие финансов для поддержания социально-экономической сферы и социальная нестабильность – с другой. В то время как неблагоприятные экономические условия создают нежелательный контекст для деятельности левых движений, отсутствие устойчивой внутриполитической позиции их лидеров подтверждает стремление латиноамериканцев изменить сложившуюся политическую ситуацию. В связи с этим кажется очевидным, что одного восстановления экономики и последующего прогресса в социальной политике недостаточно для улучшения репутации левых партий в Латинской Америке. Завоевание авторитета видится возможным посредством убедительного легитимного утверждения власти их лидеров, следования правовым нормам, а также уважения прав человека и основополагающих ценностей развитого общества со стороны членов самих партий.

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся