Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Структура «ООН-женщины» как инструмент защиты прав женщин

26 июля 2023
Распечатать

Автор: Алексеева Анастасия Павловна, Дипломатическая академия МИД России, аспирант 1 курса

На сегодняшний день традиционные ценности отображены в правах человека, основой которым служит Устав ООН[1] и Всеобщая Декларация прав человека[2]. Данные ценности призваны соблюдать все международные и региональные организации как политического, так и экономического характера.

sage-friedman-HS5CLnQbCOc-unsplash.jpg
Источник: Unsplash    

Одним из ключевых тезисов преамбулы Устава ООН является утверждение веры в основные права человека. В статье 1 Всеобщей Декларации прав человека указано, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Всё это отражает ключевой аспект гендерного равенства.

Для реализации данной ценности, а также программы «Цели в области устойчивого развития на период до 2030 г.»[3] (далее - Программа), была создана структура Организации Объединенных Наций «ООН-женщины» (далее - Структура).

Одной из приоритетных направлений данной Структуры является увеличение роли женщины в политике, особенно, участие в процессе обеспечения мира и безопасности.

Как следствие, реализация приоритетов Структуры производится посредством принятия определенных концептуальных документов, дорожных карт, инициатив и т.п. Первым из таких документов следует рассмотреть выше обозначенную Программу, принятую 21 октября 2015 года на 70-й сессии Ген. Ассамблеи ООН, и ее 17 целей в области устойчивого развития, каждая из которых является возможностью для расширения прав женщин. Также, в данном документе определены 169 задач и 232 показателя, направленные на решение проблем устойчивого развития.

Стоит отметить, что указанная Программа отражает стремление всех подписавших его стран к созданию более-менее идеального мира, в котором на первом месте стоит индивид, его значение в мире как личности, а также его основные потребности.

Еще одним важным аспектом данной Программы развития является стремление уделить внимание, в-первую очередь, самым отстающим странам, а только потом развивающимся и развитым государствам. Данный стратегический документ продолжает реализацию целей «нового мира равных возможностей, указанных в Декларации тысячелетия[4], ввиду того, что не все из них были достигнуты. Судя по нынешней мировой ситуации, политико-экономическими изменениями, так стремительно колеблющимися в различных направлениях и стремлением мирового сообщества урегулировать ситуацию различными способами, исполнение данной Декларации и, как следствие, Программы, явно идет не «по плану» и потребует больше времени, чем до 2030 года.

При этом, она имеет положительный посыл в части утверждения универсальных целей и задач, призванных преобразить наш мир и планету.

По части реализации работы ООН-Женщины, данная Программа на одно из первых мест ставит обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек. Реализацию указанного предполагается обеспечить посредством устранения всех юридических, социальных и экономических барьеров уязвимой группы.

Отдельное внимание Программа уделяет увеличению присутствия женщин в правительствах стран по всему миру, принятию ими решений, имеющих значение для всего мира. Также, планируется полностью ликвидировать все формы дискриминации и насилия в отношении данной социальной группы, для чего планируется привлечь большее количество мужчин и мальчиков. Например, одной из таких организаций является «HeForShe»[5] («ОнЗаНее»), выступающее под эгидой ООН.

Также, Программа уделяет внимание здоровью женщин, указывая на стремление к ускорению снижения количества младенческой, детской и материнской смертности в совокупности менее 70 случаев на 100 тысяч живорождений.

Для реализации деятельности ООН-Женщины в Программе отдельно выделена Цель № 5 «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек». Именно в ней более подробно указаны цели для достижения полноценной защиты женщин, например, о ликвидации принудительных браков.

Вся Программа несет посыл к обеспечению равных экономических прав и возможностей, доступу к базовым услугам, доступу к новым технологиям, микрофинансированию, владению землей, уделяя особое внимание в каждой цели женщинам и девочкам, как лицам, находящимся в более уязвимом положении.

Показателем реализации планов данной повестки в рамках Программы является доклад (отчет) «От обещаний к действиям: гендерное равенство в повестке дня на период до 2030 года»[6]. Доклад является источником статистической информации о проделанной и продолжающейся работе по исполнению Программы в части достижения гендерного равенства.

Так, в докладе предоставлены данные о наличии гендерного разрыва в оплате труда в размере 23 % в совокупности по миру, для нивелирования которого необходимо 68 лет[7], с учетом того, что отчетность подготовлена в 2018 году. А процентная составляющая женщин-парламентариев составляет всего лишь 23,7 процентов[8].

Также, одними из важнейших данных, указанных в отчете, являются: данные об отсутствии в законодательстве 49 стран норм о защите женщин от физического (бытового) насилия, о выполнении женщинами в 2,6 раза больше неоплачиваемой работы, чем мужчинами[9]. И как следствие, отчет указывает на необходимость укоренения исполнения стратегической Программы, обязательстве не оставлять никого позабытым, а также применять ее как инструмент для призыва правительств и иных сторон к ответственности.

Отдельно отчет уточняет, что официальная статистика использует средние общенациональные показатели для анализа гендерной проблематики, впоследствии не позволяющая отследить неравенство и действительное положение наиболее уязвимых лиц социума. Соответственно, отчет ставит вопрос о масштабах тех задач, которые необходимо решить для достижения гендерного равенства. Так, за основу берутся 54 показателя: по 10 из них статистика регулярная, по 24 имеется неравномерное исследование стран, по 17 показателям концепция считается недоработанной, а последние 3 включают компоненты разных уровней. По смыслу отчета, данные, сформированные посредством указанных показателей, необходимы для принятия важных внутригосударственных и международных решений, что впоследствии позволит женщинам и девочкам отстоять свои права, стать лидерами и принять участие в достижении целей устойчивого развития.

Также, отдельно стоит отметить уточнение в отчете, что для достижения обозначенных в Программе целей, необходимо учитывать добровольные национальные доклады, что впоследствии позволит произвести более объемную оценку трудностям и потребностям уязвимых классов.

Кроме сказанного по борьбе с насилием, стоит отметить еще один из стратегических документов ООН-Женщины «Дорожную карту и расходы по реализации Конвенции Совета Европы о предотвращении и пресечении насилия в отношении женщин и бытового насилия»[10]. Дорожная карта явилась исследованием по части оценки национальных ресурсов для выполнения задач Стамбульской конвенции, а также обязало государства принять меры по предотвращению и пресечению насилия, а также защитить их жертвы, а также преследовать виновных в данных деяниях в отношении девочек и женщин.

Следует также уделить внимание дорожной карте[11] ООН-Женщины на период с 2022 до 2025 года. Данный документ представляет собой план действий организации, которые основаны на целях Стратегии в части гендерного неравенства. Он призван способствовать реализации целей устойчивого развития, в том числе устранению дискриминации по половому признаку, сужения гражданского пространства для женских правозащитных организаций, феминизации бедности и других. Выполнение плана возможно при учете предыдущего опыта, оценке Пекинской декларации[12] и Платформы действий, а главное, при анализе проблем и прогресса в их решении.

Ввиду вышесказанного, можно резюмировать, что Стратегия на период до 2030 года призвана приблизить мировую систему во всех сферах к более демократичному типу общества. При этом, стоит отметить, что т.к. посредством данного документа будет продолжаться реализация Всемирной декларации, то с большей вероятностью не все цели будут выполнены. Как следствие, дорожная карта после 2025 года также, будет продолжать реализовывать те аспекты, которые не смогла реализовать предыдущая. Для нивелирования промедления следует улучшить или найти новые инструменты для ведения статистики, которая способна выявлять новые пробелы и отразить действительность гендерного разрыва более реалистично.



[1] Текст Устава ООН на официальном сайте ООН (https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text). Дата обращения 15.06.2023

[2] Текст Декларации права человека на официальном сайте ООН (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml) Дата обращения 15.06.2023.

[3] Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (https://sdgs.un.org/2030agenda). Дата обращения 15.06.2023.

[4] Текст Декларации тысячелетия на официальном сайте ООН (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml).ю Дата обращения 20.06.2023.

[5] Официальный сайт организации «HeForShe» (https://www.heforshe.org/en). Дата обращения 20.06.2023.

[6] Полный текст “Turning promises into action: gender equality in the 2030 agenda for sustainable development” на официальном сайте ООН-Женщины (https://eca.unwomen.org/sites/default/files/Headquarters/Attachments/Sections/Library/Publications/2.... Дата обращения 15.06.2023.

[7] МОТ (Международная организация труда). 2016. Женщины в сфере труда. Тенденции 2016. Женева: Международное бюро труда.

[8] МПС (Межпарламентский союз). 2017. «Women in National Parliaments: World Average». Данные по состоянию на 30.11.2017. http://archive.ipu.org/wmn-e/world.htm.

[9] СОООН (Статистический отдел Организации Объединенных Наций). 2017. “SDG Indicators Global Database”. Данные по состоянию на 08.12.2017. https://unstatus.un.org/sdgs/indicators/database/.

[10] Текст Дорожной карты на официальном сайте ООН-Женщины (https://eca.unwomen.org/ru/digital-library/publications/2013/11/roadmap-and-costing). Дата обращения 18.06.2023.

[11] Текст дорожной карты на официальном сайте ООН-Женщины (https://www.unwomen.org/sites/default/files/Headquarters/Attachments/Sections/Executive%20Board/2020.... Дата обращения 18.06.2023.

[12] Текст Пекинской декларации на официальном сайте ООН (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/womdecl.shtml). Дата обращения 19.06.2023.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся