Блог Ксении Декурно

Удар в сердце Европы: что будет и что нужно делать?

31 Марта 2016
Распечатать

«Убивай их везде, где найдешь» - это строка из Корана, в качестве отсылки использованная в названии очередного видеоролика, размещенного на одном из каналов группировки "Исламское государство" в январе текущего года.

 

Игиловцы восприняли эту фразу в буквальном ее смысле, и даже после терактов в Париже в ноябре 2015 года продолжили убивать «неверных», совершив атаки в Брюсселе, о возможности которых уже давно шли разговоры в политических кругах. Теракты в Брюсселе имеют глубокий политический смысл, так как, помимо того, что являются прямым попаданием в самое сердце Европы, они вызвали серьезные опасения и сомнения в том, смогут ли члены Европейского союза защитить себя от достигшей кульминационной точки террористической угрозы. В данном контексте ставится под вопрос и все дальнейшее существование ЕС в целом. Вместо того чтобы формировать региональное интеграционное сообщество политического характера и укреплять концепцию общей внешней политики и политики безопасности Европы, в результате произошедших за минувшие два года трагических событий ЕС может стать новым центром эскалации националистических настроений, а ряд членов Союза захотят вернуть себе свой суверенитет, покинув интеграционное объединение. Так, следует обратить внимание на грядущий в июне референдум по вопросу выхода Великобритании из ЕС и президентские и парламентские выборы 2017 года в Германии и Франции.

 

Хроническая неспособность предотвращать подобные происшествия подчеркивает отсутствие координации между правительствами ЕС, а также заставляют задуматься о противоречивости проводимой Бельгийским Королевством политики.

 

Место последней атаки может показаться не случайным. Именно в Бельгии оперирует одна из самых опасных джихадистских группировок, и этому есть свое объяснение: Бельгия разделена между двумя крупными народами - валлонами и фламандцами - и состоит из отдельных учреждений, которые принадлежат исключительно их соответствующим этнолингвистическим группам, в то время как полномочия федерального правительства достаточно ограниченны. Из этого вытекают два логических последствия: во-первых, как в любом другом политическом контексте, так и здесь, хрупкость государственных институтов приводит к росту влияния со стороны антигосударственных и экстремистских группировок; во-вторых, разделённое общество, не воспринимающее общественные ценности как собственные, не может быть способным гарантировать должную интеграцию иностранных граждан. Таким образом, искусственное происхождение Бельгии, ее клановая коннотация и сегодняшние сложные экономические условия, препятствуют уже и без того сложному процессу интеграции иностранных граждан, в особенности мусульманского вероисповедания.

 

В моменты таких глобальных угроз, как эта, отсутствие международной организации, способной координировать общие направленные на уничтожение врага усилия или игрока международной арены, который мог бы выступать в качестве лидера в борьбе против терроризма, ощущается больше, чем когда-либо.

 

Что касается противодействия на уровне ЕС, помимо фактора безопасности, срочно требуется радикальное переосмысление концепции иммиграции, интеграции и сосуществования в европейском сообществе, так как большинство участников терактов являются гражданами Европейского Союза. Прежде всего являются необходимыми более радикальные меры интеграции мусульманского населения, присутствующего в настоящее время в Европе. Существенный вклад может внести и политика, направленная на развитие стран, где зарождаются экстремистские явления и где они находят благоприятную почву для распространения среди молодого населения, лишенного культурной и образовательной основы, работы и перспектив на будущее. Еще одним инструментом противодействия террористическим явлениям должно стать упорядочивание потока мигрантов и, при необходимости, введение ограничительных мер в иммиграционную политику. Настал момент, когда необходимость осуществлять эффективный контроль над людьми, въезжающими на территорию союза, стала реальной.  

 

Пришло также и время затронуть довольно уязвимую тему применения военной силы внутри и за пределами государств. После падения Берлинской стены создалась иллюзия наступления мирных времен, поэтому Европа постоянно сокращала различные аппараты безопасности и обороны, экономя средства и ресурсы, которые могли быть выделены на более приоритетные на тот момент сферы деятельности. Однако сейчас необходимо восстановить данный потенциал, в особенности в сфере разведки, которая имеет предельно важную роль в противостоянии террористическому движению. Тут нужно понимать, что во многих европейских государствах это довольно развитая деятельность, но тем не менее она не выходит за рамки национальной.  И снова возвращаемся к необходимости взаимодействия или даже интеграции национальных разведок на наднациональном уровне. В этом направлении может оказаться куда более эффективной реализация давно существующего плана о создании системы общей европейской обороны наряду с развитием общей внешней политики и политики безопасности.

 

В завершении можно сказать, что для стран Европейского Союза настал момент принятия смелых и эффективных решений, пусть даже и ценой необратимого отказа от национальных прерогатив. 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся