Блог Иво Гопта

Формирование внешнеполитической стратегии Чехии и Словакии по отношению к России в 1993 – 2015 гг.

19 октября 2016
Распечатать

Несмотря на то, что чехи и словаки более семидесяти лет жили в совместном государстве – Чехословакии, их развитие после 1993 г., когда Чехословакия разделилась на два суверенных государства, характеризуется множеством различий, обусловленных не только рядом культурно-исторических особенностей, но и разницей в фактической оценке предыдущих этапов развития. Эти и другие аспекты существенно повлияли на дальнейшее развитие новообразованных государств после распада Чехословакии. Трансформация не только отразилась на внутренней политике обеих стран, но и в значительной мере коснулась их внешней политики, в том числе и отношений с РФ.

В то время как в ЧР руководящая политическая элита во главе с президентом В. Гавелом четко и без каких-либо альтернатив ориентировала внешнюю политику Чехии исключительно в евроатлантическом направлении (США, Германия и Великобритания), в Словакии, несмотря на аналогичную устную декларацию, среди политиков и простых граждан возобладало мнение о необходимости создания политического моста между Востоком и Западом.При этом многие словацкие политики подчеркивали тот факт, что СР является славянским государством и должна, в связи с этим, строить продуктивные отношения не только с западными, но и с восточнославянскими странами.

В ЧР в этот период, на протяжении 90-х гг., в значительной мере преобладал антисоветизм, что, безусловно, отразилось на внешней политике Чехии, которая была намного более антироссийской, чем внешняя политика Словакии. Это проявлялось не только в периодических антироссийских заявлениях чешских политиков, но и в практически постоянной критике России со стороны почти всех чешских СМИ. При этом президент Чехии В. Гавел неоднократно в своих выступлениях подвергал критике бывший СССР, а также и его преемника – РФ. Критика со стороны В. Гавела затрагивала вопросы предполагаемых нарушений прав человека со стороны России и дефицита демократии в этой стране. Данные заявления делал политик, публично выступавший за бомбардировку Югославии войсками НАТО, не позволивший провести референдум о вступлении Чехии в НАТО, утверждавший, что Европа не должна позволить России стать частью ЕС. В. Гавел до своей смерти в 2011 г. оставался на позиции общественного врага не только России, но и лично В.В. Путина, которого упрекал в антидемократических наклонностях, при этом выставляя себя демократом и гуманистом. В течение всей своей политической деятельности после 1989 г. В. Гавел был пешкой во внешней политике США. Бывший чешский диссидент, политзаключенный Иржи Вольф так высказался о политике В. Гавела: «Гавел достиг своей значимости мошенничеством. Он говорил о себе, что никогда не лгал сознательно, но на практике лгал все время»[1].

Самой большой трансформацией в регионе Центральной Европы прошли отношения между СР и РФ – с практически очень дружеских контактов в течение девяностых годов по чисто прагматические отношения на рубеже тысячелетия.

За период правления в Чехии В. Гавела в СР сменились правительства премьер-министров В. Мечьяра и М. Дзуринды. Внешняя политика В. Мечьяра и М. Дзуринды отличались, в том числе и в отношении к РФ. По мнению многих политологов, во время правления В. Мечьяра, Словакия относилась к одним из последних европейских союзников России. Это были времена, когда бывший министр иностранных дел США М. Олбрайт назвала Словакию «последней черной дырой в центре Европы»[2]. С другой стороны, правительство В. Мечьяра осуществляло сбалансированную внешнюю политику, включая отношение к Российской Федерации, с которой поддерживало хорошие политические, дипломатические, экономические, а также культурные контакты.

В отличие от ЧР, внешняя политика СР в этот период была гораздо более сбалансированной, менее проамериканской и пронатовской. Вероятно, это стало одной из причин, почему СР, в отличие от ЧР, не стала членом НАТО в 1999 г. и даже не была в это время приглашена в качестве кандидата в состав ЕС.

Ситуация существенно изменилась после 1998 г., когда пришло к власти правительство М. Дзуринды, которое под предлогом строительства демократии стало лишь проводником политики США в Словакии. Данное правительство осуществило ревизию 70 соглашений с Россией таким образом, чтобы они не препятствовали вступлению Словакии в НАТО. Во время бомбардировки Югославии правительство М. Дзуринды согласилось с транспортировкой боевых самолетов, истребителей и бомбардировщиков НАТО через воздушный коридор СР, что вызвало значительное сопротивление общественности Словакии. Этот факт, а также проамериканская внешняя политика правительства подорвали хорошие отношения с РФ. В данный период и в течение второго срока правительства М. Дзуринды (2002–2006 гг.) внешняя политика СР была полностью подчинена интересам США. Безусловно, это также коснулось отношений с РФ, которые в тот период, с учетом некоторых исключений, были ограничены экономическим сотрудничеством. Отношения с РФ на политическом и дипломатическом уровнях рассматривались обеими республиками как менее важные, чем отношения с США, НАТО или странами ЕС. Подобная политика продолжалась в Словакии до 2006 г., когда к власти пришло правительство Р. Фицо.

В ЧР первые признаки благоприятных чешско-российских отношений возникли в начале 2003 г., когда президентом Чехии был избран В. Клаус. Он был известен тем, что откровенно критиковал негативные аспекты ЕС, и, в отличие от других мировых политиков, не боялся откровенно говорить, что для Чехии и для всей Европы важно поддерживать хорошие отношения с РФ.

В. Клаус, начиная практически с нуля (после внешнеполитического евроатлантического направления Чехии, осуществляемого его предшественником В. Гавелом), приступил к возобновлению и активному налаживанию дипломатических отношений между Чехией и Россией, свидетельством чего является и увеличенное количество осуществленных рабочих визитов в Россию чешских высоких представителей (в том числе, и В. Клауса), начиная с 2003 г.

Своей евроскептической и прагматической политике бывший президент Чехии остался верен и сегодня, о чем свидетельствует его заявление, сделанное 28 апреля 2015 г. на III Бакинском глобальном форуме: «Россия является традиционной европейской державой. На протяжении веков Россия была частью европейской истории ... Было бы фатальной ошибкой сейчас исключать Россию из Европы. Россия заслуживает того, чтобы иметь возможность создавать свою новую историю, найти свой собственный путь и быть активным игроком на международной арене»[3]. Данное высказывание интересно, кроме прочего, тем, что оно принадлежит уважаемому политику высшего ранга той страны, где часто царит антироссийская истерия, а также одному из немногих мировых правых политиков.

Период правления президента В. Клауса (2003–2013 гг.) по отношению к чешско-российским отношениям можно считать конструктивным, полностью основанным на реальности международных отношений, когда в первую очередь принимались во внимание экономические интересы обеих стран. В отличие от периода правления В. Гавела с его преувеличенной идеологией отношений и постоянными отсылками к прошлому, все эти факторы отступили на второй план.

Аналогичная ситуация сложилась и в Словакии, где, в отличие от президентов Р. Шустера (1998–2003 гг.) и И. Гашпаровича (2004–2014 гг.), гораздо более значимую роль в отношении внешней политики играл премьер-министр, особенно когда данный пост занимал Р. Фицо (2006–2010 гг. и с 2012 г. по настоящее время).

Р. Фицо совместно с министрами иностранных дел Словакии Я. Кубишем и М. Лайчаком (оба – выпускники МГИМО) способствовали практически полной нормализации отношений с РФ на всех уровнях сотрудничества. Словацко-российские отношения, фундамент которых был заложен в общей борьбе против фашизма, полностью основываются на потребностях обоих государств.

Несмотря на то, что СР является членом НАТО и ЕС, страна стремится во главе с Р. Фицо осуществлять по отношению к РФ такую внешнюю политику, которая бы не подвергала угрозе ее экономические и политические интересы и принесла пользу гражданам страны.

В последнее время внешняя политика Словакии находит понимание и у ее соседей – Чехии, Венгрии и Австрии. В то время как текущий президент Чехии М. Земан поддерживает такую политику своего правительства, в Словакии после избрания нового президента А. Киску во внешней политике начинают проявляться первые разногласия между правительством и президентом. Это также касается отношений с РФ, где некоторые недипломатичные заявления А. Киску в адрес России вызвали негативную реакцию общественности. Здесь четко прослеживается влияние америкоориентированных советников президента А. Киску, которые ставят президента в оппозицию не только к словацкому правительству, но и к словацкой общественности. Именно общественность в последние годы высказывается за такую Словакию, которая как славянское государство будет поддерживать хорошие международные отношения с РФ.

Такое же желание высказывают и граждане ЧР, хотя необходимо отметить, что, как и в прошлом, в настоящее время в Чехии гораздо больше политиков и граждан с отрицательным отношением к России, чем в СР. Однако даже там ситуация постепенно меняется, о чем свидетельствуют многие мирные инициативы, которые произошли в ЧР и которые, кроме прочего, направлены на взаимное сотрудничество с Россией.

Тем не менее, в обеих странах остаются политики, деятели и различные общественные инициативы, поддерживаемые Западом и с помощью западоориентированных СМИ, убеждающие граждан, что Россия остается для Европы и всего мира основным врагом, который угрожает безопасности и стабильности в мире и с которым можно вести переговоры только с позиции силы. Такое мнение внушается, в первую очередь, молодому поколению, которое, не имея достаточного жизненного опыта, не всегда может проанализировать полученную информацию. Информационная война, которая ведется в сознании молодежи, практически трансформируется в борьбу за мир во всем мире. К сожалению, чешские и словацкие СМИ контролируются внешним и внутренним капиталом, который тесно связан с американской внешней политикой. Безусловно, это отражается на содержании СМИ, которые часто положительно отзываются о политике США, Германии и других стран НАТО и заставляют правительства Чехии и Словакии осуществлять по отношению к РФ такую внешнюю политику, которая была бы выгодна, в первую очередь, США.

Анализ внешней политики этих двух славянских стран по отношению к России, однако, показывает, что период, когда правительства этих стран без сопротивления выполняли приказы Вашингтона, вероятно, заканчивается. Сегодня в обеих республиках возрастает число политиков, которые понимают, что их страны должны осуществлять реалистичную и сбалансированную политику, в том числе в отношении РФ, чтобы выйти из непростого экономического положения.

Особенно важен тот факт, что среди широкой общественности, как в Чехии, так и в Словакии, появляется все больше сторонников политики улучшения отношений с Россией. Подтверждением этому может служить теплый прием, который получил министр иностранных дел России С.В. Лавров в апреле 2015 г. во время своего визита в Братиславу, посвященного освобождению словацкой столицы советской армией.

Немаловажным является и то, что и президент Чехии М. Земан, и премьер-министр Словакии Р. Фицо, несмотря на предупреждения со стороны США и ЕС, посетили Москву в 2015 г. во время празднования Дня Победы над фашизмом в числе немногих европейских политиков. Р. Фицо свое решение посетить Москву 9. Мая 2015 г. объяснил словами: «Никто не будет ставить под сомнение тот факт, что 63 тысячи красноармейцев погибли, освобождая Словакию, а также не стоит под сомнением тот факт, что роль этой армии в победе над фашизмом является значительной и выдающейся. Мы обрели такие уроки, что, может быть, нашей общественности нужно предоставлять больше информации об этих выдающихся событиях, исторических событиях, которые имели место»[4].

На основе проделанного анализа можно сделать вывод о том, что Чехия и Словакия, несмотря на совместное прошлое в рамках одного государства, прошли совершенно разный путь становления своих внешнеполитических стратегий, что, конечно, отразилось и на их взаимоотношениях с РФ.

Чешско–российские отношения перешли непростой путь от максимально напряженных и охлажденных отношений во время правления евроатлантически настроенного В. Гавела, через прагматическо взаимовыгодные отношения во время правления евроскептика В. Клауса, по пророссийски ориентированные отношения во время правления М. Земана.

Словацко-российские отношения имели различный этап развития по сравнению чешско-российскими отношениями. Они проходили этапы чередования сбалансированных, взаимовыгодных, конструктивных отношений во время правления В. Мечьяра и Р. Фица, а также этапы охлажденных отношений, благодаря проводимой проамериканской и пронатовской политикой М. Дзуринды.

[1] Novoročné zamyslenie a „bludy o Nežnej revolúcii“ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.szcpv.org/13/bludy.html (дата обращения: 19.10.2016).

[2] A `Black Hole' Emits Some Light...But The Old Gang Isn't Giving Up [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bloomberg.com/news/articles/1998-10-25/a-black-hole-emits-some-light-dot-dot-dot-but-the-old-gang-isnt-giving-up-intl-edition (дата обращения: 19.10.2016).

[3] Projev v Baku o budoucnosti vztahů Ruska a Západu [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klaus.cz/clanky/3742 (дата обращения: 19.10.2016).

[4] Путин поблагодарил премьера Словакии за участие в торжествах 9 мая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/world/20150602/1067804370.html (дата обращения: 19.10.2016).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся