Река Иртыш во взаимоотношениях Казахстана, Китая и России

Трансграничная река Иртыш

16 Июля 2013
Распечатать

Протяженность реки Иртыш составляет около 5000 км и она является второй по протяженности рекой в мире после Миссури и единственной рекой которая протекает через территории трех крупных стран мира из десятки, и из самой густонаселенной страны как Китай в одну из самых мало населенных стран как Казахстан дальше по территории России впадая в Обь и заканчивая свой путь, сливаясь с водами Северного Ледовитого океана.

В 2000 году правительство КНР утвердило стратегию масштабного освоения Западного Китая, в именно Синьцзян-Уйгурского автономного района и при этом ожидается, что к 2030 население СУАР увеличится с 20 до 100 миллионов человек, в основном за счет переселения этнических китайцев с целью ассимиляции с этническими уйгурами, которые на данный момент составляют основную часть населения СУАР.

 Однако, учитывая то, что Синьцзян-Уйгурский автономный район не может похвастаться обильностью водных ресурсов, властям страны изыскивают способы для того, чтобы обеспечить водоснабжение «растущего населения» и производственных мощностей нефтегазовой промышленности Синьцзяня, а также расширения сельскохозяйственных посеынх площадей под аграрные культуры, в основном – под зерно и хлопок.

        И тут одним из решением вопроса становится верхняя часть бассейна Иртыша – Кара-Иртыш или Черный Иртыш, которая протекает по территории Китая, где формируется в среднем около 9.0 км3/год стока реки. По различным данным, по состоянию на 2012 год годовой сток Черного Иртыша на границе Китая и Казахстана составлял пять кубокилометров, из которых Китай с помощью канала Черный Иртыш — Карамай шириной 22 метра и длиной 300 километров отбирал 1,8 км3/год, что составляет порядка 20 % стока верхнего Черного Иртышаю.

       В перспективе к 2020 году запланировано изъятие ее в объеме до 4.0-5.0 км3/год, хотя по оценкам казахстанских экспертов, водозабор Китая из Иртыша уже сейчас составляет 35-40 % от уровня 20-летней давности. В частности, в если настоящее время посутпаемый сток по Черному Иртышу на границе с Китаем составляет около 5 км3/год, тогда как в конце 1989 года этот показатель составлял 7.8 км3 /год.

По состоянию на 2012 год в СУАР были построены и работали два канала Черный Иртыш-Карамай и Иртыш-Урумчи. По первому из них часть стока Черного Иртыша перебрасывается в озеро Улюнгур, где между прочим площадь озера за последние десятилетия была увеличена на двести квадратных километров, второй же направлен на водоснабжение Таримского бассейна, где обнаружены крупные месторождения нефти и газа с их интенсивной разработкой. Итого проектные пропускные способности каждого из этих каналов составляет более 6 км3 /год.

   При сохранении нынешней тенденции находящиеся в среднем течении реки Бухтарминское и Шульбинское водохранилища в скором будущем могут остаться без воды, а озеро Зайсан превратится в болото, упадет уровень грунтовых вод, исчезнут сельскохозяйственные угодья на огромной территории Казахстана, а также ухудшиться рыбохозяйственные и экологические условия района. Иртыш является источником пресной воды для около четрых миллионов жителей Казахстана. 

   Далее низовья Иртыша протекают по территории Российской Федерации, где так же складывается нелегкая ситуация, уменьшение стока уже породило проблемы для судоходства и качества воды в реке, а город Омск вынужден строить плотину для накопления воды чтобы обеспечить население. Иртыш на данный момент еще и является самым крупным притоком реки Обь.

Дальнейшее увеличение водопотребления в СУАР не только из Иртыша. но из Или вызовет изменение водохозяйственного баланса рек и сильно нарушит возможности развития гидроэнергетики, водного транспорта и отраслей экономики Казахстана, и чреваты истощением уникальных озер Балхаш и Зайсан. При сложившейся ситуации существует большая вероятность повторения этих озер судьбы Арала, в случае чего со дна высохших озер могут подняться тысячи тонн соли, при этом экологическая катастрофа грозит не только территории Казахстана, но и российской Сибири.

    Несмотря на то, что проблема водораздела вышеупомянутых трансграничных рек касается сразу трех стран, Пекин предпочитает вести переговоры как с Москвой, так и с Астаной по отдельности. Соответственно использование реки Иртыш между Казахстаном и Россией регулируется межправительственным казахстанско-российским бассейновым соглашением.

   В свою очередь Астана и Пекин продолжают дискуссии о правовом статусе трансграничных рек с 1998 года. Именно тогда стороны провели первую серию переговоров. Но только в 2009-м Казахстану удалось вынести эту тему на новый уровень и приступить к более детальному обсуждению вопросов вододеления и охраны трансграничных рек. В 2011-м стороны вроде договорились, что поделят водные ресурсы реки Иртыша к 2014 году, но кажется это очередная попытка Пекина затянуть процесс принятия соглашении и продолжить строительство гидротехнических сооружении для отвода стока реки.

    Следует также отметить, что Китай не подписывал Конвенцию о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997 г.) и Конвенцию об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.). Но согласно международно-правовым документам, владельцем речного стока, сформировавшегося на территории данного государства, является именно это государство. Правда оно правомочно распоряжаться этими водами рационально, т.е. без ущерба для экологии и для хозяйственной деятельности на водных пространствах и территориях, находящихся ниже по течению.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся