Блог Игоря Шендерского

Транспортные вертолёты "Владивостока" и "Севастополя"

22 августа 2014
Распечатать

С самого подписания этого спорного контракта вокруг него не утихают споры. Критике подвергалось всё – зависимость от западных поставщиков, отсутствие концепции применения, технические особенности кораблей, слабость их вооружения и конструктивной защиты, вопросы базирования, сам выбор подобных кораблей при наличии более неотложных вопросов(таковыми обычно указывались фрегаты) у ВМФ.

 

Со временем, многие из них были разрешены – к примеру, «Мистраль-рус», вероятно, получит очень (а возможно и слишком) сильный комплекс самообороны, значительно превосходящий набор базового корабля. Решена была и проблема с ударными вертолётами: как и ожидалось, ими станут модифицированные для использования с палубы ка-52к.

 

Однако один из аспектов этих кораблей к настоящему моменту остаётся нерешённым: транспортные вертолёты. Подходящих вертолётов в настоящее время у нас практически нет.

 

1373424018_mistral3

Вертолёт Ка-52 на палубе УДК "Мистраль".

 

Наличие на УДК транспортно-десантных  вертолётов является краеугольным для подобных кораблей. Действительно, даже при наличии на корабле шлюзовой камеры для ДКВП/десантных катеров, приспособленной к подобной высадке наземной техники, возможности их слишком различны, и заменить транспортные вертолёты они не в состоянии в слишком большом количестве ролей.



На первых этапах контракта всё складывалось вполне прилично: было достаточно времени в запасе, иногда проскакивали слухи про работу по ка-29. Впрочем, со временем всё становилось всё печальнее:

 

1.       Становилось понятно, что имевшиеся (весьма условно) в наличии с советских времён ка-29 находятся в аховом состоянии, и даже таких вряд ли будет достаточно на 2 корабля; время на развёртывание производства так же было упущено, а планы по ремонту вертолётов, заложенные в ГПВ остались не выполненными [1][2].

 

Кроме того, к этим вертолётам предъявлются претензии как к десантным [3].



2.       Так же стало понятно, что с отечественной альтернативой всё глухо: ка-32-10 "не пошёл", другие же вертолёты в необходимом классе в РФ в ближней-средней перспективе не появятся. Известное семейство Ми-8/17 в данной конкретной области сделало нам медвежью услугу – своей исключительной успешностью «задавив» новые машины данного класса в СССР/РФ. Приспособление же самой этой машины же потребовало бы очень больших работ, фактически эквивалентных разработке нового вертолёта с нуля.

ka28

Ка-29.



C течением времени поле возможностей становилось всё уже – на разработку новой машины в срок времени не было изначально(заранее такие работы никто и не начинал), а работы по каким-то альтернативным решениям даже и не начинались. К настоящему же моменту мы пришли к ситуации, когда транспортных вертолётов не только нет сейчас, но и не вполне понятно откуда их можно взять – внешнеполитическая обстановка откровенно не способствует покупке машины зарубежном(подходящие вертолёты европейских производителей, - AugustaWestland AW-149, NHI NH-90 и т.п., - производятся как раз в тех странах, которые ввели против Российской Федерации санкции на поставки вооружений. Своевременный заказ мог бы что-то изменить в данном плане(как показал опыт, на защиту крайне нужного контракта, а ровно и своей репутации как поставщика Франция стоит насмерть. Пока – успешно.), но в настоящее время момент в любом случае утерян. Любые же попытки что-то сделать на отечественной базе упираются в отсутствие времени(первый корабль прибывает уже в ноябре этого года), да и «игольное ушко» вертолётного двигателестроения(львиная доля российских вертолётов до настоящего времени летала на двигателях производства «Моторсич», что теперь невозможно по объективным причинам).

 


NH90AU

NH90 КВМФ Австралии.

Альтернативных же европейским зарубежных поставщиков, выпускающих продукцию нужного качества и класса, - найти весьма сложно; имеющиеся варианты(лицензионные и нет варианты западных вертолётов китайского производства, совместные разработки вроде KAI Surion) вызывают ряд вопросов.



Фактически же в нынешних условиях мы оказываемся в «вилке», причём вилка в значительной части зависит не от РФ. Я говорю про вилку санкций.

 

Рассмотрение перспектив ограничений на поставки в РФ продукции двойного и военного назначения в плоскость данной работы не входит, но два простейших сценария упомянуть необходимо:

 

1.       Санкции будут в дальнейшем усиливаться по спирали/сохранятся в нынешнем виде значительное время.

 

Альтернативы отечественным вертолётам в такой ситуации по объективным причинам не видно, тем более что как минимум на среднюю перспективу вертолёт в нужном классе в РФ разрабатывается: это В-37 холдинга «Вертолёты России», разрабатываемый по программе ПСВ(Перспективный скоростной вертолёт); создание «морской» модификации представляется вполне возможным и вероятным. Подобный подход хорош с точки зрения отечественного вертолётостроения(т.е. и экономики в целом), да и уязвимость к каким-то ограничениям извне у таких вертолётов невелика. Впрочем, необходимо учитывать, что даже при защищённости от санкций самих вертолётов – сами «Владивосток» и «Севастополь» вместе с их комплектом десантно-высадочных средств остаются цельно импортными, и при достаточной продолжительности санкций сами могут начать вызывать проблемы. Конечно, вертолёты полностью сохранят свой функционал даже если(гипотетически) у стенки встанут сами корабли; но такая перспектива явно не желательна.



2.       Санкции окажутся недолговечными.

 

При подобном развитии событий автор считает целесообразным ещё раз взглянуть на импортные вертолёты.

 

Причины достаточно просты, и заключаются в удобстве именно Мистралей для подобного решения:

 

При всей своей исключительной полезности как политических инструментов, УДК типа Мистраль вряд ли внесут сколь-нибудь значимый вклад в обороноспособность РФ. Именно такие – весьма заманчивые для поставщика но в общем не критичные для флота заказы могут принести хорошие политические дивиденды без излишних рисков. В таком случае ВМФ получает нужные ему транспортно-десантные вертолёты, страна-поставщик же в случае какого-то давление на нас оказывается перед тем же нелёгким выбором, что и Франция сейчас: или продолжить поставку (обеспечивая экономическое благополучие своих предприятий) и таким образом неявно поддерживать политический курс Российской Федерации, или прервать её, нанося себе и своему производителю экономический (штрафные санкции) и репутационный ущерб без непереносимых последствий для нас.  Сумма же со штрафных санкций (а ровно и поставляемая машина) будет неплохим подспорьем в разработке отечественного морского вертолёта.

 

Mitsral

УДК "Владивосток", Брест.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся