Блог ИФРИ

Екатерина Степанова: Афганистан после 2014: перспективы для России

17 Мая 2013
Распечатать

Может показаться, что Россия в равной степени недовольна как западным военным присутствием в Афганистане, так и выводом оттуда сил США и НАТО, запланированным на 2014 год.

 

На самом деле, ответ на вопрос о том, теряет ли Россия или скорее выигрывает от вывода западных войск из Афганистана, зависит от того, как Москва оценивает свои интересы и угрозы безопасности в регионе, в основном связанные с нестабильностью, экстремизмом и наркотиками. Возможный рост «экспорта» нестабильности и экстремизма из Афганистана самой России напрямую не угрожает – в этом смысле последствия близящейся к завершению «афганской эпопеи» НАТО и США касаются, в первую очередь, партнеров и интересов России в Центральной Азии.

 

Основная реакция Москвы как на озабоченность своих региональных союзников потенциальными всплесками трансграничной нестабильности, так и на расширение военного присутствия Запада в Центральной Азии для обеспечения транзита и поддержки еще остающихся в Афганистане сил состоит в активизации сотрудничества в области безопасности и экономики с партнерами России по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). При этом по отношению к самому Афганистану Россия соблюдает и сохранит и в дальнейшем определенную дистанцию невзирая на острейшую проблему поступления афганского героина – наиболее масштабную и единственную прямую угрозу, которая исходит из Афганистана непосредственно для России.

 

В области противодействия афганской наркоэкономике Россия будет вынуждена опираться на ту систему власти, которая сложится в Афганистане после 2014 г. Это объясняет искреннюю заинтересованность Москвы в повышении функциональности афганского государства и придании ему большей легитимности, что, в свою очередь, может быть достигнуто только путем внутриафганского политического урегулирования.

 

Екатерина Степанова – ведущий научный сотрудник и руководитель Группы по исследованию проблем мира и конфликтов Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), Москва, доктор политических наук.

 

Скачать статью с сайта ИФРИ

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся