Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Губин: Россия и Индия - общая повестка безопасности

6 октября 2017
Распечатать
Нынешний 2017 год ознаменовался 70-летней годовщиной установления дипломатических отношений между Россией и Индией. СССР стал первым государством, пошедшим на этот шаг еще до формального провозглашения независимости. В 1971 году Москва и Дели заключили Договор о мире, дружбе и сотрудничестве. В 1993 году он был переоформлен в связи с распадом Советского Союза, а в 2000 году дополнен Декларацией о стратегическом партнёрстве, подчёркивающей особый характер отношений. Одними из наиболее значимых сфер двустороннего сотрудничества традиционно являлись взаимодействие по вопросам региональной и глобальной безопасности, мирного разрешения конфликтов, а также военно-техническое сотрудничество.
СССР оказывал индийской армии помощь в войне за независимость Бангладеш 1971 года, а кроме того выступал посредником в урегулировании конфликтов с Китаем в 1962 и с Пакистаном в 1965 годах. Вместе с тем, Индия была одним из лидеров и вдохновителей «движения неприсоединения» - так называемого третьего полюса «холодной войны», а потому далеко не всегда поддерживала политическую позицию Москвы. Справедливости ради стоит отметить, что и пик советской помощи Индии приходился на 1960-70е годы, когда отношения с Китаем были скорее конфликтными. Даже в начале, 2000х, когда РФ провозгласила практически одновременно курс на стратегическое партнёрство с Дели и Пекином, последний не испытывал большой радости в этой связи. Идея «стратегического треугольника», предложенная Е.М. Примаковым, достаточно быстро утратила актуальность, во многом из-за китайско-индийских противоречий, а также нежелания Дели выстраивать «антизападный» вектор политики и участвовать в формировании военного противовеса НАТО.
По словам В. Путина, совокупный объём контрактов в сфере ВТС с 1960 года превысил 65 миллиардов долларов США, а портфель заказов, сформированный с 2012 по 2016 год, – 46 миллиардов долларов США. Интересно, что с 1990х годов Индия традиционно занимала второе после Китая место в структуре военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Однако в начале 2000-х ситуация несколько изменилась. Москва начала поставлять именно Дели более современное вооружение, нежели Пекину, вероятно, по причинам геополитического характера. Более того, китайские товарищи неоднократно нарушали условия лицензионных соглашений и прибегали к несанкционированному копированию, что произошло, например, с истребителем Су-27, зенитным комплексом С-300, подводными лодками класса «Варшавянка» и т.д.
По состоянию на 2004 год более 70% всей военной продукции в Индию поступало из России. В 2014 году Россия поставила около 36% всех вооружений в Индию на общую сумму почти в 5 млрд дол. Из последних контрактов можно отметить крупный заказ на 200 лёгких вертолетов «Камов» с последующим созданием сборочных мощностей в Индии, а также решение о поставке современной ЗРС С-400 «Триумф». Особым предметом гордости может считаться совместное создание комплекса управляемого ракетного оружия «БраМос».
Также Индия является единственной страной, эксплуатировавшей сначала с 1988 по 1991 гг. советскую атомную лодку пр. 670, а с 2012 года сроком на 10 лет российскую АПЛ пр.971, обе под названием «Чакра». РФ передала флоту АВ «Викрамадитья» («Адмирал Горшков»), участвует в строительстве второго корабля – «Викрант», имеет опыт сотрудничества в сфере совместного создания эскортных кораблей. Россия и Индия регулярно проводят сухопутные и военно-морские учения, не имеющие направленности на какое-либо государство. Отрабатываются, прежде всего, антитеррористические и антипиратские сценарии, задачи поиска и спасения.
Москва поддерживает инициативы Дели в Арктике как страны-наблюдателя в Арктическом совете. Достаточно сложным вопросом является отношение к индийскому ядерному оружию, которым она обладает, не являясь членом ДНЯО. РФ выражает свою озабоченности, но, одновременно и готова поддержать Индию в качестве потенциального постоянного члена Совета Безопасности ООН. До этого времени, могут действовать гарантии индийской стороны о неразвёртывании ЯО и его неприменении первым.
Сегодня на смену идее о «стратегическом треугольнике» Москва – Дели – Пекин пришёл формат БРИКС. Между тем, наблюдаются проблемы с единством – страны мало что действительно сближает, кроме отсутствия в «Большой семерке». С другой стороны, определённая идеология имеется у ШОС, и после одновременного вступления в 2017 году Индии и Пакистан в организацию, создана реальная возможность для полного устранения китайско-индийских противоречий – выгоды от сотрудничества гораздо очевиднее. Однако прошедший в мае 2017 года в Китае форум «Один пояс – один путь» не был отмечен индийским участием – Дели по-прежнему усматривает в данной китайской стратегии определённую опасность, связанную с укреплением влияния КНР в Пакистане, Мьянме, Бангладеш, Шри-Ланке. В этой связи, одной из приоритетных задач для Москвы видится объединение «евразийских инициатив» многих стран в единое интеграционное движение, направленное на формирование мирного и процветающего пространства «Большой Евразии».
Одним из сигналов укрепления российско-индийских связей, включая вопросы совместной реализации проектов на Дальнем Востоке РФ, служит участие Министра иностранных дел Индии г-жи Сушмы Сварадж на Восточном экономическом форуме, прошедшем в сентябре 2017 года во Владивостоке.
Автор: А.В. Губин, эксперт РИСИ, доцент ВИ_ШРМИ ДВФУ, к.п.н.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся