Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Губин: «Антикризисный флот»

23 Октября 2012
Распечатать


Японские корабли - частые гости во Владивостоке (на снимке эсминец "Курама")

Безопасность превыше всего

Япония на протяжении последних пяти лет испытывает перманентный внутренний политический кризис – специалисты-страноведы буквально не успевали заучивать составы кабинетов министров. Страна также переживает неблагоприятные последствия мирового финансового кризиса, а колоссальное стихийное и техногенное бедствия в марте 2011 года поставила «страну восходящего солнца» в крайне затруднительное положение. Сегодня, Токио крайне заинтересован в укреплении собственных позиций в АТР и мире,  в целом. И, как ни парадоксально, но и в современном, «гуманном» мире главной надеждой и основным гарантом безопасности является военно-морской флот.

Современные морские силы самообороны (МССО) Японии представляют собой вполне боеспособный полноценный флот, обладающий мощным потенциалом борьбы с морским, воздушным и подводным противником. Долгое время считалось, что силы самообороны Японии на море способны выполнять лишь противолодочные, противоминные и патрульные задачи для защиты морских торговых путей и исключительной экономической зоны. Вместе с тем, современные тенденции развития МССО свидетельствуют об их комплексном развитии с использованием новой элементной базы с упором на нехарактерные ранее типы кораблей и вооружений в рамках обновленных стратегических установок. Сегодня существенное внимание уделяется противовоздушной и противоракетной обороне важных военных и гражданских объектов,  защите торгового судоходства в уязвимых районах, боевых морских соединений и береговых объектов, а также несению службы в отдаленных районах для проведения в жизнь концепции активной обороны.

Принятый в 1999 г. закон «О мерах по обеспечению мира и национальной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки вокруг Японии» расширил функции вооруженных сил Японии. Токио впервые за послевоенный период продемонстрировал готовность к участию в проведении совместных с Вашингтоном военных операций за пределами национальной территории. Япония взяла на себя обязательства по оказанию тыловой поддержки американским войскам. В частности, Токио обязуется решить задачи по обеспечению безопасности мореплавания, передаче американцам разведывательной информации, предоставлению США военных и гражданских объектов инфраструктуры, проведению совместных и самостоятельных поисково-спасательных и минно-тральных операций в тыловых районах, эвакуации гражданских лиц из зон международных конфликтов и оказанию помощи беженцам.

С 2001 года эсминцы и корабли снабжения направляются в Индийский океан для поддержки операции многонациональных сил в Афганистане. С 2004 года японские корабли также снабжают корабли других стран в районе топливом и водой. С ноября 2007 по ноябрь 2008 года операция была временно приостановлена по требованию парламентской оппозиции, но затем снова возобновлена. Также японские корабли участвуют в проводке судов через Аденский залив, а в апреле 2009 года подписано соглашение с Джибути о базировании кораблей и самолетов на её базах.

С ноября 2008 года по заявлению начальника главного штаба ВМС Кэйдзи Акахоси флот на треть сократил масштаб ежегодных учений в связи с высокими ценами на топливо. Но ожидается, что по мере стабилизации японской экономики эта мера будет снята.

Морские силы самообороны возглавляет командующим штабом морских сил (штаб-квартира – Токио), в состав входит также флот самообороны (военный компонент), штаб-квартира которого находится в Йокосуке.

ВМС состоят из 4 командований: эскортных сил, подводных сил, авиационного и учебно-опытового. В свою очередь, командование эскортных сил разделено на 4 флотилии, а командование подводных сил — на 2 флотилии.
Эскортные флотилии базируются:
Первая эскортная флотилия — в Йокосуке
Вторая эскортная флотилия — в Сасэбо
Третья эскортная флотилия — в Майдзуру
Четвёртая эскортная флотилия — в Курэ.
Авиация флота - в Ацуги,
Первая флотилия ПЛ - в Курэ,
Вторая флотилия ПЛ - в Йокосуке,
Флотилии минно-тральных сил – Курэ, Йокосука.
Учебно-тренировочное командование – Йокосука.

Каждая флотилия эскортных сил состоит в свою очередь из 2 дивизий эскортных сил, типичный состав которых: 1 эсминец УРО, 1 эсминец-вертолётоносец УРО и 2 эсминца. Каждая флотилия подводных сил состоит из двух дивизий подводных лодок. В задачи ВМС входит оборона 5 военно-морских районов Японии. Для выполнения задач обороны на побережье каждого района находится главная военно-морская база района с сосредоточенными в ней боевыми кораблями и ПЛ. На начало 2009 г. численность личного состава ВМС составляла 45,6 тыс. чел.

Кибер-корабли

Наиболее современными и мощными боевыми кораблями японского флота являются эсминцы типов «Конго» и «Атаго» (усовершенствованный «Конго») с многофункциональной системой управления оружием «Иджис». В настоящее время их в составе флота четыре и две единицы соответственно. Стоимость колеблется от 115 до 145 млрд. йен. Фактически данные корабли базируются на американском проекте «Арли Бёрк», но «Атаго» построены с учетом полученного кораблестроительного и тактического опыта.


DDG-177 Atago - элемент морской ПРО.

У ЭМ типа «Атаго» повышена возможность использования в роли флагманских кораблей и штабов соединений ввиду более совершенной архитектуры и планировки внутренних помещений корабля и наличия более совершенного радиоэлектронного оборудования и обеспечивающей инфраструктуры. Противокорабельные ракеты «Гарпун» заменены на японские «тип 90». Усовершенствованы системы радиоэлектронной борьбы, постановки ложных целей, противоторпедной защиты.

Система управления оружием - «Иджис» мод. 7 серия 1 представляет собой американский аналог, но построенный на японской элементной базе, отличается меньшей массой и большей производительностью. У данной модификации улучшена точность обнаружения воздушных целей, повышены возможности обнаружения и сопровождения малоразмерных и низколетящих целей. В ряде кораблестроительных элементов ЭМ типа «Атаго» применены технологии «стелс» (надстройки, мачты, дымовые трубы), что делает его менее заметным радиолокационно и визуально по сравнению с предшественниками. Радарный комплекс построен по принципу интегрированной ФАР и способен обнаруживать надводные и воздушные цели на дальности свыше 200 км, при этом, по некоторым данным, у «Атаго» уменьшена скорость реакции БИУС с момента обнаружения цели до момента открытия огня.
Главный комплекс оружия представлен 96-ти ячеечной  установкой вертикального пуска Мк.41, в которой могут быть размещены ЗУР «Стандарт» (в том числе модификаций 2R и 3,  возможен залповый пуск по нескольким воздушным и баллистическим целям) и ПЛУР «Асрок». Также корабль оснащен двумя торпедными аппаратами и двумя 20 мм установками самообороны «Вулкан-фаланкс».

Согласно японской Конституции, страна не может иметь наступательных систем вооружений, но учитывая усиливающееся движение за отмену статьи 9 Конституции и проведение военной реформы, вполне возможно, что на «Атаго» и «Конго» могут появиться и крылатые ракеты – технических препятствий этому нет. Тем более, что американские и южнокорейские корабли сходного типа оснащены крылатыми ракетами. С подобным ударным оружием данные корабли, учитывая их хорошую защищенность от воздушного, надводного и подводного нападения, будут чрезвычайно опасны для крупных надводных соединений, военных баз и наземных объектов стран региона. Вместе с тем, если на японских кораблях и появятся крылатые ракеты, то их дальность первоначально вряд ли будет превышать 550 км, чтобы они не попадали под определение «стратегические вооружения» и укладывались в режим контроля над ракетными технологиями. С повышением статуса Японии в мировом сообществе (допустим, в случае принятия в постоянные члены СБ ООН) могут поступить на вооружения и ракеты большей дальности.
Запланировано к 2015 г. построить три, а к 2020 – четыре корабля класса «Атаго» в дополнение к четырем подобным ЭМ «Конго».

Мини-«иджисы»

Эскортные силы представлены 31 ЭМ разных типов, наиболее современными являются 9 кораблей т. «Мурасамэ» и 5 кораблей т. «Таканами». Последние представляют собой усовершенствованные «Мурасамэ». ЗРК «Си Спарроу» на них был заменен на «Усовершенствованный Си Спарроу» ESSM. 76 мм АУ заменена на 127 мм. Ракетное вооружение  размещено в 32-х ячеечной УВП (несколько вариантов загрузки в зависимости от задач). Корабль также оснащен стандартным торпедным противолодочным вооружением, 2 комплексами «Вулкан-фаланкс» и несет вертолет в ангаре. Главная функция данных кораблей – обеспечение противолодочной обороны надводной группировки и района судоходства, а также содействие более крупным кораблям в противовоздушной обороне на ближнем рубеже. При этом, корабли класса «Таканами» обладают повышенными возможностям ПВО, по сравнению с более ранними ЭМ аналогичного предназначения. Данная тенденция получила развитие в проектировании перспективных боевых кораблей.


DD-112 Makinami типа Takanami (подпись гласит, что в Аденском заливе, но не очень похоже, судя по туристам в кустах)

Согласно кораблестроительной программе к 2015 году планируется иметь 5, а к 2020 году – 10 новых эсминцев типа 19DD (нумерация начнется с DD115). Они будут заменять корабли старых типов, которые начнут выводиться из состава флота с 2011 года. Данные корабли будут иметь водоизмещение свыше 5 000 тонн, обладать повышенными возможностями борьбы с подводными, воздушными и надводными целями для защиты кораблей с системами «Иджис». Стоимость каждого может составить 85 млрд. йен. Первый должен быть заложен в этом году и вступить в строй в 2012. Данные ЭМ будут строиться с широким внедрением технологий «стелс». Вооружение будет включать 127мм АУ, УВП Мк.41 (количество ячеек пока неизвестно), в которой будут размещены ракеты комплексов «Усовершенствованный Спарроу» и «Стандарт» (то есть средней и большой дальности одновременно) и ПЛУР «Асрок». ПКР «тип 90» размещен в двух счетверенных ПУ, ангар вмещает 1 вертолет. Система управления огнем - FCS-3 с ФАР (мини-Иджис», подобная установленной на норвежских фрегатах типа «Нансен»). Также на DD115 будет установлена система обслуживания вертолетов RAST Mark VI, использование которой существенно повысить взлетно-посадочные и эксплуатационные возможности и упростит обслуживание корабельного вертолета.

Примечательно, что данные корабли уже стали поводом для скандала – бывший замминистра обороны Японии Такемаса Мория был арестован в ноябре 2007 года по обвинению в получении взятки через «Нихон Мирисе» от представителей компании «Дженерал Электрик», которая в итоге выиграла тендер на поставку ГЭУ для эсминцев у британской «Роллс-Ройс».

«Корабли, похожие на авианосцы»

Неожиданностью для мировой общественности стало появление в составе флота первого эсминца-вертолетоносца типа «Хьюга». Он кардинально отличается от уже имеющихся в составе флота кораблей типов «Харуна» и «Сиранэ» (их планируется окончательно вывести из состава флота в 2011 г), которые имеют обычную архитектуру, но несут увеличенные ангары для 3 вертолетов. Новый корабль, вступивший в строй в марте 2009 г. и базирующийся в Йокосуке, представляет собой легкий авианосец или десантно-вертолетоносный корабль, хотя сами японцы настаивают на определении «эсминец-вертолетоносец» (так как это оборонительный вид вооружений и не противоречит Конституции). Корабль водоизмещением 18 000 тонн похож на испанский «Принсипе Астуриас», тайский «Чакри Нарубет», итальянский «Гарибальди» и британский «Инвинсибл». Некоторые даже отмечают символичность названий «Хьюга» и «Исэ» (второй корабль в серии) – именно так назывались линкоры времен первой мировой, перестроенные в линкоры-авианосцы в 1943-1944 гг. По японским данным авиакрыло корабля будет состоять из 3 противолодочных и 1 многоцелевого вертолетов (или вертолет-тральщик), но предположительно корабль может нести до 11 летательных аппаратов, включая транспортно-десантные вертолеты «Чинук» и вертолеты огневой поддержки «Кобра» и «Апач» (на корабле может быть размещена десантная группа в 500 человек), самолеты УВВП т. «Харриер» и F-35 (существуют предположения, что последующие корабли данного типа будут оборудованы рампой в носовой части для упрощения взлета самолетов). При этом даже в японском оборонном ведомстве не исключают, что в будущем на вооружении данных кораблей могут появиться самолеты, но только для целей ПВО.


"Хиуга"  - "корабль, похожий на авианосец"

Согласно японским официальным взглядам главная задача ЭМВ «Хьюга» - ПЛО и размещение на борту штабов и командных пунктов. Корабль оснащен 16-ти ячеечной УВП с ЗУР «Усовершенствованный Си Спарроу» и ПЛУР «Асрок», несет 2 324мм ТА и 2 ЗАК «Вулкан».
В 2008 году был заложен второй корабль данного класса («Исэ»), 21 августа 2009 года он спущен на воду и будет передан флоту в марте 2011 года, к 2015 году планируется иметь 3, а к 2020 – 4 корабля данного типа в составе МССО.

Также в период с 1998 по 2003 гг. в состав японского флота вступили 3 десантных корабля типа «Осуми». Японская сторона классифицирует их как танкодесантные корабли, что не совсем верно, так как у них нет характерной носовой аппарели, а выгрузка десантно-высадочных средств производится через кормовой порт. Корабли водоизмещением 14 000 тонн имеют доковую камеру на 2 катера на воздушной подушке LCAC и сплошную полетную палубу, на которой может быть размещено 2 тяжелых и 2 средних вертолета, следовательно, могут быть классифицированы как десантно-вертолетоносные корабли-доки (то есть не транспортные, а корабли амфибийных сил), пусть и относительно небольшие. Вместимость корабля - 330 морских пехотинцев и 10-12 единиц бронетехники.


Высадка морского десанта - "Токийский экспресс" на новый лад

Бесшумные «морские драконы»

Подводный компонент японского флота представлен 18 дизельными субмаринами, из которых наиболее современными являются 11 лодок типа «Оясио», вступивших в строй с 1998-го по 2008 гг. Отличительной особенностью данных лодок является то, что они построены по смешанной полуторакорпусной схеме, при этом корпус не каплевидной, а листовидной формы. Гидроакустическая система лодки устроена таким образом, что весь корпус работает как сенсор, что в несколько раз увеличивает её эффективность, по сравнению с традиционным носовым расположением гидроакустической станции. Корпус покрыт радиозвукопоглощающим покрытием, что снижает заметность лодки в надводном и подводном положениях. Боевая информационно-управляющая система лодки также отличается расширенными возможностями, максимальный уровень автоматизации позволил сократить экипаж. Стоимость одного корабля составляет 58 млрд. йен. Первоначально планировалось построить всего 5 таких ДПЛ, но результаты испытаний и службы оказались настолько удачными, что было принято решение увеличить их число до 11. Лодка имеет стандартное водоизмещение 2 750 тонн, подводное – 3 500 тонн. Оснащена 6 ТА, которые могут использоваться для запуска торпед «тип 80» (противолодочные), «тип 89»  и ПКР «Гарпун» - 20 единиц оружия.


Новый "Сорю". Предыдущий - авианосец японского флота - пошел на дно в битве при Мидуэе 4 июня 1942 года)

Перспективными ДПЛ японского флота являются корабли класса «Сорю» («Голубой Дракон», первая лодка вступила в строй в марте 2009 года) - продолжение типа «Оясио». Они отличаются увеличенным до 4 200 т водоизмещением, крестообразным хвостом. Лодки данного типа оснащены воздухонезависимыми двигателями Стирлинга шведского производства фирмы «Кокумс», что позволит им оставаться под водой более длительное время, не всплывая для подзарядки батарей до нескольких недель. К 2015 году планируется построить 5 лодок, а к 2020 – 8, хотя потребности флота оцениваются в 20 таких субмарин, что не исключает увеличения объемов строительства. Примечательно, что Х-образные хвостовые рули также впервые были установлены фирмой «Кокумс» на ДПЛ «Готланд». Такая форма придает лодке повышенную маневренность, а также позволяет приближаться вплотную к морскому дну. Корпус «Сорю» покрыт эхопоглощающим материалом, что снижает её заметность. Корпус выполнен из сплава HY-80, как у американских АПЛ «Лос-Анджелес» и отличается повышенной прочностью. Двигатель «Сорю» отличается также отсутствием вибраций и крайне малой шумностью, при этом глубина погружения лодки может превышать 650 м. Вооружение - аналогично «Оясио», но боезапас может быть увеличен до 24 единиц.

Силы самообороны?

В 2009 финансовом году на развитие флота выделено 10 млрд долл., и при сохранении взятого курса расходы будут только расти. При этом страна пытается экономить: 15 января 2010 г. глава военного ведомства приказал вывести японские корабли из зоны Индийского океана, где они находились с декабря 2001 г. в целях оказания тыловой поддержки многонациональной эскадре. Восемь лет японцы бесплатно заправляли горючим корабли и вертолеты союзников, обеспечивали их питьевой водой. Общая сумма расходов составила 786 млн. долларов.

Вместе с тем, Япония фактически открыла свою военную базу в Джибути в  2011 г., чтобы «увеличить вклад в борьбу с морскими пиратами». В настоящее время там уже посменно базируются два эсминца и два патрульных самолета «Орион», которые обеспечивают несколько сотен военнослужащих. Расходы на строительство военного объекта, который станет первой японской военной базой за пределами страны после Второй мировой войны, составляет примерно 40 млн долл. По оценкам специалистов, данный шаг направлен и на защиту около 2 000 морских судов, проходящих через Аденский залив ежегодно, и на укрепление собственных позиций в Индийском океане, где японскому флоту придется конкурировать с индийским и китайским.


В ряде источников отмечается, что Японией в ближайшее время планируется реструктуризация МССО, в частности количество эскортных дивизионов будет уменьшено с 12 до 8 с увеличением численности в них с 2 до 3-4 кораблей. При этом во всех 4 флотилиях будет два типа дивизий – 4 вертолетоносные группы (1 ЭМВ т. «Хьюга», 1 ЭМ УРО т. «Конго/Атаго» и 1 ЭМ другого типа) и 4 группы ракетных эсминцев (1 ЭМ УРО т. «Конго/Атаго», 3 ЭМ других типов). При этом внутри групп будет существовать «разделение труда» - эсминцы DD115 и другие будут выполнять задачи по прикрытию более крупных кораблей, выполняя функции ПВО, ПЛО и уничтожая надводные цели, тогда как корабли с системой «Иджис» смогут сконцентрироваться на задачах ПРО.


В случае наращивания агрессивности в военной политике Японии вкупе с частичным пересмотром положений Конституции, надводный компонент может представлять собой несколько групп в составе легкого авианосца и/или десантного корабля, эсминцев поддержки, которые могут нанести удар по береговым объектам крылатыми ракетами и авиацией, в том числе для подготовки высадки десанта. При этом соединения будут отличаться мощной ПВО и ПЛО, а также иметь возможности ПРО. Ни одна страна региона не может развернуть флот с такими боевыми возможностями.


Подводный флот Японии также постепенно перестает быть прибрежным и сможет действовать в оперативной зоне свыше 1 500 морских миль от пункта базирования на протяжении нескольких недель. При этом лодки, обладая малой заметностью и повышенными возможностями обнаружения надводных и подводных целей, смогут достаточно эффективно блокировать пути снабжения, уничтожать надводные корабли и подводные лодки (в т.ч. атомные) противника.

С учетом недавней эскалации напряженности вокруг статуса Южно-Курильских островов военно-морское строительство Японии может оцениваться как угроза для Тихоокеанского флота России. При сохранении нынешних тенденций (устаревание боевых единиц и систем вооружения, потеря квалификации командного состава, недостаточное снабжение, слабая подготовка младшего состава) в случае неядерного вооруженного конфликта ТОФ может столкнуться с технически более оснащенным и гораздо более многочисленным противником. Даже ограниченное использование ядерного оружия средствами флота может не дать результатов ввиду высокого потенциала противолодочной и противоракетной обороны у японского флота. Конечно, о таких перспективах лучше вообще не думать…

Морской компонент "страны восходящего солнца", безусловно, направлен и на сдерживание Китая, выход которого из прибрежной зоны - "страшная сказка" для США и их региональных союзников.

Необходимо учитывать и развитие авиационного компонента военной стратегии Японии, направленного на повышение ударного и оборонительного потенциалов национальных воздушных сил самообороны в тесном взаимодействии с наземными и морскими силами.


Декларируемые цели по минимизации северокорейской угрозы не выдерживают никакой критики, так как морские силы самообороны Японии обладают в несколько раз превосходящим боевым потенциалом. Также японский флот может считаться одним из важнейших компонентов ПРО ТВД в Северо-Восточной Азии, направленной против стран, обладающих баллистическими ракетами, способными достичь территории Японии и/или поразить военные объекты США. Невольно возникает вопрос, если это силы самообороны, то каким же должен быть противник?


Корабли 15-го дивизиона ЭМ ВМС  США ("Стэтэм", "Фитцжеральд" и "МакКэмпбэлл") выполняют совместное маневрирование с кораблями Первой эскортной флотилии МССО Японии ("Сузунами", "Акебоно", "Шимакадзе").

А.В.Губин - к.полит.н., доцент кафедры международных отношений Школы региональных и международных исследований ДВФУ

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся