Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Губин: Дракон выходит в море (ч.2)

23 ноября 2012
Распечатать

Атомная «большая волна»



Наибольшая неопределенность и максимальная завеса тайны сохраняется вокруг подводного флота ВМС НОАК, особенно его атомной составляющей. Первая китайская атомная лодка с баллистическими ракетами пр. 092 «Ся» вступила в строй в 1987 году и оснащена 12 ракетами «Цзюйлан-1» («Большая волна») дальностью до 2 500 км, согласно данным военной разведки США в настоящее время она не стоит на боевом дежурстве, находясь постоянно в базах.



29 мая 2008 года ВМС НОАК провели в Желтом море испытания новой БРПЛ «Цзюйлан-2» (дальность 8 000 км), предназначенной для размещения на борту новых ПЛАРБ пр. 094 «Цзинь» (12 ракет) и последующих. Новые ракеты способны нанести удар по территории США, достичь Индии. Первая из новых лодок спущена на воду в 2004 году и, по всей видимости, еще проходит испытания перед боевым размещением на о. Хайнань. По некоторым сведениям, на юге острова уже несколько лет сооружается крупная подземная база подводных лодок вместимостью до 20 вымпелов, полностью закрытая для слежения из космоса. В мае 2007 года на снимке Google Earth на базе Хулудао были видны 2 новые ПЛАРБ. По данным Министерства обороны США, на начало 2010 года у КНР возможно имеются 5 лодок с баллистическими ракетами, сколько из них боеготово – неизвестно.




На Санье прекрасный отдых и новые атомные лодки
 

Многоцелевые атомные подводные лодки представлены новейшими субмаринами типа «Шан» пр. 093. В большинстве справочников на 2008 год указывается наличие двух таких лодок. Технологически корабль близок к российским АПЛ пр. 671 последних серий или американским «Лос-Анджелес» ранних серий (технологический уровень конца 1970-х годов), вооружен торпедами, противокорабельными ракетами российских образцов, наличие на борту ядерных боеприпасов не подтверждено и, скорее, маловероятно. Лодки данного типа предназначены для уничтожения вражеских ПЛАРБ, атаки авианосных ударных групп и соединений кораблей противника на дальности до 100 км. Для нанесения ударов по наземным целям они могут быть вооружены крылатыми ракетами морского базирования. Вместе с тем, есть мнение, что лодки «Шан» все же по оснащению и уровню скрытности ближе к более современным российским подводным крейсерам пр. 971. По данным оборонного ведомства США, в 2011 году число таких АПЛ может составлять от 3 до 8 – неизвестен уровень технологической готовности кораблей, находящихся в постройке. Существуют сведения, что начиная с третьего корпуса, лодки строятся по усовершенствованному проекту 095.


Лодки аналогичного назначения, но более старого поколения - пр. 091 «Хань», построены с использованием опыта французских лодок «Рубис», технологически близки советским АПЛ второго поколения и вступали в строй с 1974 по 1991 г.г., всего построено 5 единиц. Большинство справочников дают в боевом составе 3 таких лодки, по некоторым данным 1 была списана в 2000 году, другая в 2004. Лодки данного типа достаточно часто преследовали аварии и неисправности. Боевая ценность кораблей данного типа, находящихся в строю, держится на приличном уровне за счет модернизации ракето-торпедного вооружения, радиоэлектронного оборудования, покрытия корпуса радиопоглощающими материалами.



Подводные «айфоны»
 

КНР уделяет большое внимание дизельным подводным лодкам, способным эффективно действовать в прибрежных водах. Согласно имеющимся данным в составе ВМС НОАК находится до 56 ДПЛ. Самыми современными и, пожалуй, одними из самых передовых в мире, являются лодок пр. 041 типа «Юань» (в состав флота в 2007 и 2008 гг. вошли 2 единицы, еще минимум 2 находятся в постройке в Ухани, планируется иметь в составе флота 10 единиц). Лодка оснащена уникальной воздухонезависимой силовой установкой, что позволило существенно снизить уровень шума и увеличить время нахождения под водой по сравнению с большинством мировых аналогов. Лодка вооружена торпедами и противокорабельными ракетами подводного старта дальностью до 120 км (дозвуковые по типу «Гарпун»), некоторые источники сообщают о возможности применения ракето-торпед по образцу российских «Шквал» (есть данные об успешных испытаниях, но нет данных о начале серийного производства этого оружия) и сверзвуковых россйиских ПКР «Клаб». При строительстве данной лодки активно использовался передовой немецкий опыт. Весьма сбалансированными по боевым характеристикам можно признать и ДПЛ национальной разработки (не без заимствования у французских аналогов) пр. 039 типа «Сун». Лодки начали вступать в строй в 1999 году, в настоящее время имеется не менее 10 единиц, общее количество заказаннх оценивается в 16. Вооружение аналогично лодкам типа «Юань», характеристики скрытности и автономности не уступают западным аналогам. 26.10.2006 года лодка такого типа всплыла в 9 км от АВ ВМС США «Китти Хок» после того как «условно поразила» цель, оставаясь незамеченной вплоть до момента визуального обнаружения.



ВМС НОАК обладают 12 российскими лодками пр. 636 и 877ЭКМ (8 или 10 и 4 или 2 соответственно, по разным источникам). Лодки начали поставляться с середины 1990-х годов и представляют собой полный аналог больших дизельных лодок типов «Амур» и «Варшавянка». Сумма сделки по приобретению 8 ДПЛ пр. 636 в России составила порядка 1,8 млрд. долларов. Вооружение аналогично российским кораблям и включает торпеды, ПКР (сверхзвуковые 3М54 «Клаб»), мины, возможно ракето-торпеды. В случае необходимости лодка, находящаяся в надводном положении, может обороняться от противолодочной авиации с помощью ПЗРК. Характеристики скрытности лодок данного типа - одни из лучших в мире.


Лодки типов «Ромео» и «Мин» (усовершенствованный «Ромео») - всего до 26 единиц - ведут свою родословную еще от немецких «электроботов» времен Второй мировой войны и не могут считаться современными. В настоящее время данным корабли выводятся из строя, используются в учебных и опытовых целях.



Большие корабли для Большого Китая



Несмотря на наличие такой близкой и такой недоступной «мятежной провинции Тайвань», ВМС НОАК традиционно обладали ограниченным потенциалом по организации десантно-высадочной операции ввиду отсутствия специализированных кораблей – значительную часть флота составляли средние и малые десантные корабли устаревших типов и малые высадочные средства. В Пекине считали, что при массовой и организованной поддержке авиации и флота амфибийная операция на Тайвань может сложиться удачно. Вместе с тем, о намерении КНР устранить данный пробел в военно-морской доктрине свидетельствует ввод в строй в 2008 году десантно-высадочного корабля-дока «Куньлуньшань» пр. 071 тип «Юйчжао» водоизмещением около 20 000 тонн. Вместимость его оценивается в 4 десантных катера на воздушной подушке, до 800 человек десанта с 60 единицами техники, 2-4 вертолета. Кроме этого, в составе ВМС НОАК имеется до 27 больших десантных кораблей типов «Юйтинь» и «Юйкань», они начали вступать в строй с середины 1990-хт годов и еще строятся. Вместимость данных кораблей отличается в зависимости от серии – 120-250 чел. пехоты, 8-12 танков, вертолет. Иными словами, сегодня ВМС КНР может достаточно эффективно использовать потенциал бригад морской пехоты и высаживать десант на неподготовленное побережье.



Наиболее часто обсуждаемым в прессе вопросом является возможное строительство Китаем авианесущих кораблей. В распоряжении Пекина имеются несколько списанных или недостроенных авианосцев – «Мельбурн», «Киев», «Минск» и «Варяг». Наиболее передовым, но и наименее оснащенным является последний – аналог российского ТАКР «Адмирал Кузнецов», купленный на Украине за 20 млн. долларов в 1998 году. К настоящему времени «Варяг» прошёл уже шесть ходовых испытаний под новым именем "Ляонин", возможно его использование для обучения китайских пилотов.


Канадское агентство «Канва» сообщает о том, что наиболее вероятным место постройки собственного авианосца в Китае является верфь «Вайгаоцяо» в Шанхае. По мнению издания, Китай должен был начать постройку собственного авианосца уже в 2009 году. Но достоверных сведений подтверждающий начало постройки, не имеется. По некоторым данным военное командование страны при формировании концепции авианосных соединений остановило свой выбор на строительстве двух кораблей водоизмещением до 60-65 тыс. тонн, на которых смогут разместиться по 50 летательных аппаратов. Вступление в строй, возможно к 2020 году, силовая установка при этом может быть атомной, а сам корабль будет напоминать недостроенный советский «Ульяновск».




"Рига"-"Варяг" -"Ши Лан" -"Ляонин" достраивался в Даляне
 

Также ведутся работы по созданию собственного палубного истребителя. По сообщениям, в 2006-2007 году «Рособоронэкспорт» проводил переговоры с китайской стороной о поставке 50 палубных истребителей Су-33 на сумму 2,5 млрд. долларов. Но известно только, что Китай приобрел 4 комплекта посадочного оборудования для истребителей в экспериментальных целях, а также все необходимое для постройки тренировочного комплекса «Нитка» - натурной модели палубы авианосца. Также в 2007 году Китай закупил на Украине один самолет Т-10К - опытный образец палубного Су-27. Цель покупки – изучить особенности самолета авианосного базирования. По всей видимости, Россия отвергла предложение о поставке Су-33, опасаясь утечки технологий, как это уже произошло с самолетом J-11B – копией Су-27. Не исключено, что Китай в этом случае может самостоятельно попытаться создать палубный истребитель на базе собственного многоцелевого истребителя J-10 или копии Су-27. По последним данным, палубный истребитель J-15 "Летающая Акула" уже проходит испытания и будет принят на вооружение в 2015 году.


Палубный истребитель "Летающая Акула" вполне может стать предметом разбирательств относительно нарушения авторских прав и лицензионного соглашения


Также КНР значительное внимание в последнее время уделяет вопросам снабжения боевых кораблей в океанских водах, строя специализованные быстроходные транспорты и танкера. В случае необходимости тылового обеспечения десантной операции может быть привлечено и значительное количество ролкеров и контейнеровозов торгового флота.



«Калефана» или «капитана»?



По мнению аналитиков, сегодня ВМС НОАК проходят трехступенчатую модернизацию. Во-первых, необходимо создать силы достаточные для действия в пределах первой цепи островов – Японские, Тайвань, Филиппины. Во-вторых, необходимо создать ВМС регионального уровня, которые могут действовать в пределах второй линии островов – Гуам, Индонезия, Алеутские. В-третьих, китайский флот должен быть в итоге в состоянии выполнять задачи в любой точке мирового океана и являться главной военно-морской силой в мире к середине 21 века.



В качестве новых стратегических угроз, которым должен будет противостоять флот рассматриваются конфликт с США и Японией вблизи Тайваня и в Южно-Китайском море. Новая подземная база на Хайнане может представлять собой плацдарм для оспаривания американского превосходства на море в данном регионе. Существенный вклад в это может внести и планируемое постоянное базирование китайской авиации на Парасельских островах.



Примечательно, что Пекин в последнее время стоит на позиции открытости военно-морского строительства (конечно «китайская транспарентность» имеет свою специфику). В ноябре 2003 года впервые состоялись совместные учения ВМС Китая и Индии, которые вызывали небывалый ажиотаж в военных кругах. В них участвовали с китайской стороны – эсминец УРО, с индийской – сторожевые и вспомогательные корабли. На маневрах не было условного противника, отрабатывались задачи спасения на море. Такого рода учения двух мощнейших региональных держав явились взаимным сигналом Пекина и Дели о готовности взаимодействовать на море, а также своеобразным предупреждением иным государствам не разворачивать враждебной активности. В марте, июне 2004 года состоялись совместные маневры ВМС Китая с ВМС Франции и Великобритании соответственно. С конца 1990-х годов китайские военные специалисты стали чаще присутствовать в качестве наблюдателей на учениях, проводимых соседями по АТР. В 1998 года Китай посылал наблюдателей на маневры РИМПАК, в октябре 2000 - для участия в поисково-спасательных учениях «Пасифик рич-2000», в январе и апреле 2002 года – учения по очистке от мин и спасению подводных лодок в Сингапуре, в мае 2002 – «Кобра Голд» (США, Таиланд) и т.д.



18 декабря 2008 года Пекин принял решение направить отряд кораблей в Аденский залив для защиты коммерческого судоходства от нападений пиратов, на борту находились около 800 человек, в том числе силы спецназа, и 2 вертолета. И сегодня «гонять пиратов», а заодно обживать воды Индийского океана отряды китайских кораблей отправляются регулярно. Любопытно, что работа китайских кораблей в Аденском заливе отметилась неординарным происшествием. 15 января 2009 года, находясь в Баб-эль-Мандебском проливе, соединяющем Красное море с Аденским заливом, китайские эсминцы обнаружили неустановленную подводную лодку. Субмарина, поставив помехи, пыталась уйти на глубину, но действия китайских кораблей и вертолета заставили её всплыть. Это оказалась ДПЛ класса «Кило» индийских ВМС, которой спустя некоторое время позволили спокойно уйти. Как считают зарубежные эксперты, лодка осуществляла разведывательную деятельность - перехват сигналов акустических и радиоэлектронных средств. Подобное пристальное внимание свидетельствует о некотором беспокойстве Индии в отношении возросшей активности флота главного регионального конкурента и «заклятого друга».



Не вызывает никаких сомнений, что по мере того, как Китай набирает мощь, его влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет расширяться, и одним из главных инструментов увеличения потенциала будет мощный флот, способный обеспечивать интересы безопасности и экономического развития будущего лидера нового мира.

 

Автор: Андрей Губин, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений Школы региональных и международных исследований ДВФУ. E-mail: andrey.gubin@mail.ru

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся