Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Артём Лукин: Северная Корея и комодский дракон

17 Декабря 2012
Распечатать

Успешный запуск Северной Кореей ракеты со спутником удивил мир и вновь привлек внимание к этому государству. В самом деле, есть чему изумляться. Бедная, полуголодная страна, к тому же находящаяся под жесточайшим прессом международных санкций, сумела совершить технологический прорыв, который никак не удается ее процветающей соседке Южной Корее. Ведь Сеул тоже пытается стать ракетно-космической державой и явно отстает в этой гонке от Пхеньяна. Причем сами южные корейцы признают, что северяне создали ракету на основе собственных разработок, в то время как Юг полагается на иностранную помощь[1]. До выхода в космос Северная Корея уже успела стать ядерным государством – само по себе тоже немалое научно-техническое достижение.

 

Как бы кто не относился к Корейской Народно-Демократической Республике, но следует признать, что это – уникальный политический организм, который не просто умудряется выживать в условиях жесткого внешнего давления, но и добивается значительных успехов в ряде областей. Северная Корея напоминает мне комодского дракона – монструозное и небезобидное существо, но способное тем не менее вызывать восхищение хотя бы одним лишь фактом своей исключительности. Так же как и комодский варан и подобные ему редкие существа Северная Корея достойна того, чтобы ей сохранили право на жизнь и развитие. Я отнюдь не призываю создавать для Пхеньяна режим наибольшего благоприятствования и сдувать с него пылинки. Но, может быть, не стоит стремиться к его уничтожению – цель, которую преследуют США и некоторые их союзники.

 

Внешне неприглядный, но незаменимый варан. Почему такого не может быть в международных отношениях?

 

Давно доказано, что биоразнообразие, то есть разнообразие жизни во всех ее проявлениях,  абсолютно необходимо для существования и устойчивого развития биосферы. Логично предположить, что и для социальной сферы необходимо разнообразие социально-политических видов. Толерантность к разнообразию (diversity), хотя и с рядом ограничений, стала уже нормой в отношениях внутри западных обществ. Однако Запад часто не желает быть терпимым к  политиям, которые находятся вне его рамок и которые могут сильно отличатся от принятых Западом социально-политических образцов.

 

Для некоторых, впрочем, делаются исключения. Например, для Саудовской Аравии, которая числится в списке друзей Вашингтона. Казалось бы, тоже тоталитарное государство, где вместо чучхейской династии правит теократическая абсолютная монархия, игнорируются права женщин и меньшинств. А уж если говорить об угрозе для мира, то заряженная  агрессивной разновидностью ислама Саудовская Аравия представляет гораздо большую опасность, чем чучхейско-конфуцианская Северная Корея. В конце концов, самую крупную после Пёрл-Харбора атаку на Америку предприняли отнюдь не северные корейцы, а выходцы из Саудовского королевства.

 

Северную Корея нередко клеймят как людоедское государство, где мрут от голода дети и людей расстреливают за малейшую провинность. Спору нет, режим в КНДР не отличается особой гуманностью. Но есть страны, где от голода и насилия гибнет намного больше народу, чем в Северной Корее, однако «изгоями» их никто не объявляет.

 

Северокорейская модель может кому-то казаться уродливой и абсурдной, но не исключено, что в ее существовании есть некий смысл. Как знать, возможно, заложенный в ней потенциал еще пригодится человечеству. Корейская Народно-Демократическая Республика как минимум заслуживает права на существование.

 

Автор: Артём Лукин, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений, заместитель директора по науке, Школа региональных и международных исследований ДВФУ, artlukin@mail.ru

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся