Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Семён Коротич: Момент истины для АРФ

29 Января 2013
Распечатать

В 2013 году состоится 20-я ежегодная встреча Регионального форума АСЕАН (АРФ) – единственного объединения в АТР, деятельность которого напрямую направлена на обсуждение и решение вопросов безопасности. Однако результативность АРФ – самого репрезентативного регионального объединения, насчитывающего 27 членов – вызывает неоднозначные оценки.

 

Анализируя тот путь, который Форум прошел за почти двадцатилетнюю историю (создан в 1994 г.),  можно сделать вывод о том, что организация быстро прогрессировала: прослеживается расширение повестки, рост числа рабочих групп, увеличение объема текста документов, выпускаемых в рамках АРФ. В рамках Форума шел активный диалог по таким вопросам, как нераспространение ядерного оружия, миротворчество, борьба с терроризмом, реагирование на чрезвычайные ситуации и устранение их последствий. Однако застарелые угрозы региональной безопасности – ядерная программа КНДР и споры в Южно-Китайском море – так и не были решены, несмотря на то, что регулярно включались в повестку и обсуждались на встречах Форума.

 

Начиная с 2010 года ключевой темой обсуждений в рамках Регионального форума стали споры о принадлежности островов и акваторий Южно-Китайского моря. Рассмотрение этого вопроса на АРФ-2012 было осложнено противоречиями, возникшими внутри стержня АРФ – АСЕАН.  На предшествовавшей Форуму Министерской встрече АСЕАН в июле 2012 года,  в первый раз за 45-летнюю историю Ассоциации, министрам иностранных дел «десятки» не удалось принять финальное коммюнике.  В результате, участникам Форума так и не удалось согласовать Кодекс поведения в Южно-Китайском море, разговоры о котором идут с 2002 года, когда была принята Декларация поведения сторон в ЮКМ. Сама же встреча АРФ получилась скомканной, нервозной и перечеркнула многое из того, что было достигнуто ранее.

 

От юбилейной встречи Форума 2013 года не стоит ожидать многого, поскольку существует ряд факторов, значительно ограничивающих возможности АРФ. Среди них – неспособность решать сложные региональные проблемы, трудности в переходе от мер построения доверия к превентивной дипломатии, недостаточная  вера участников в результат предпринимаемых ими действий и отсутствие твердой приверженности вырабатываемым принципам. Также существенной проблемой является недостаток лидерства. Сильный лидер важен для развития любой организации. В случае с АРФ бремя лидера на себя взвалил АСЕАН, но его мощи и политической воли  для подобной роли явно не хватает.

 

Сейчас для АРФ настал переломный момент, так как дальнейшая судьба Форума во многом зависит от решения взрывоопасного вопроса принадлежности островов и акваторий Южно-Китайского моря.  В случае если споры не перерастут в вооруженный конфликт, а у стран-участниц хватит политической воли и дипломатической гибкости для выработки и принятия Кодекса поведения в Южно-Китайском море, это может укрепить статус АРФ в качестве ключевого института региональной безопасности. Используя площадку Форума, державы, напрямую не вовлеченные в споры, должны сыграть важнейшую роль – выступить посредниками, предложить «добрые услуги», участвовать в создании условий для принятия комплексного решения. Успешный опыт преодоления кризиса в Южно-Китайском море станет для Форума прецедентом, отталкиваясь от которого участники смогут выработать более четкий механизм урегулирования противоречий.

 

Если же неспособность АРФ оказать влияние на урегулирование кризиса станет очевидной, и государства предпочтут создать структуру ad hoc, как это было в ситуации с ядерной проблемой Северной Кореи, то региональный Форум себя окончательно дискредитирует. Однако это скорее всего не приведет к прекращению деятельности Форума или его упразднению, поскольку он имеет разветвленную  институциональную структуру в области нетрадиционных угроз безопасности, в рамках которой сравнительно успешен. В таком случае фокус обсуждений в рамках АРФ окончательно сместится в сторону таких вопросов, как борьба с терроризмом, кибертерроризмом и международной преступностью, нераспространение оружия массового поражения, морская безопасность, предотвращение и борьба с последствиями природных катастроф, гуманитарная помощь и т.д.

 

Возможность преодоления кризиса АРФ в значительной степени осложнена внутренним расколом в ядре форума – АСЕАН. Однако наметившийся разлад в АСЕАН обусловлен скорее внешними причинами, нежели внутренними. В свете потенциального роста конфронтации между США и Китаем, которая в той или иной степени проецируется на все региональные процессы, АРФ, будучи переговорной площадкой, имеет возможность играть роль инструмента снижения напряженности вокруг Южно-Китайского моря. Таким образом, будущая значимость Форума в значительной степени зависит от умения, а самое главное, желания Пекина и Вашингтона договариваться и той роли, которую они отведут Форуму в деле урегулирования возникающих между ними противоречий.

 

Автор: Семён Коротич, аспирант кафедры международных отношений Школы региональных и международных исследований ДВФУ

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся