Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Семён Коротич: Момент истины для АРФ

29 Января 2013
Распечатать


В 2013 году состоится 20-я ежегодная встреча Регионального форума АСЕАН (АРФ) – единственного объединения в АТР, деятельность которого напрямую направлена на обсуждение и решение вопросов безопасности. Однако результативность АРФ – самого репрезентативного регионального объединения, насчитывающего 27 членов – вызывает неоднозначные оценки.



 



Анализируя тот путь, который Форум прошел за почти двадцатилетнюю историю (создан в 1994 г.),  можно сделать вывод о том, что организация быстро прогрессировала: прослеживается расширение повестки, рост числа рабочих групп, увеличение объема текста документов, выпускаемых в рамках АРФ. В рамках Форума шел активный диалог по таким вопросам, как нераспространение ядерного оружия, миротворчество, борьба с терроризмом, реагирование на чрезвычайные ситуации и устранение их последствий. Однако застарелые угрозы региональной безопасности – ядерная программа КНДР и споры в Южно-Китайском море – так и не были решены, несмотря на то, что регулярно включались в повестку и обсуждались на встречах Форума.



 



Начиная с 2010 года ключевой темой обсуждений в рамках Регионального форума стали споры о принадлежности островов и акваторий Южно-Китайского моря. Рассмотрение этого вопроса на АРФ-2012 было осложнено противоречиями, возникшими внутри стержня АРФ – АСЕАН.  На предшествовавшей Форуму Министерской встрече АСЕАН в июле 2012 года,  в первый раз за 45-летнюю историю Ассоциации, министрам иностранных дел «десятки» не удалось принять финальное коммюнике.  В результате, участникам Форума так и не удалось согласовать Кодекс поведения в Южно-Китайском море, разговоры о котором идут с 2002 года, когда была принята Декларация поведения сторон в ЮКМ. Сама же встреча АРФ получилась скомканной, нервозной и перечеркнула многое из того, что было достигнуто ранее.



 



От юбилейной встречи Форума 2013 года не стоит ожидать многого, поскольку существует ряд факторов, значительно ограничивающих возможности АРФ. Среди них – неспособность решать сложные региональные проблемы, трудности в переходе от мер построения доверия к превентивной дипломатии, недостаточная  вера участников в результат предпринимаемых ими действий и отсутствие твердой приверженности вырабатываемым принципам. Также существенной проблемой является недостаток лидерства. Сильный лидер важен для развития любой организации. В случае с АРФ бремя лидера на себя взвалил АСЕАН, но его мощи и политической воли  для подобной роли явно не хватает.



 



Сейчас для АРФ настал переломный момент, так как дальнейшая судьба Форума во многом зависит от решения взрывоопасного вопроса принадлежности островов и акваторий Южно-Китайского моря.  В случае если споры не перерастут в вооруженный конфликт, а у стран-участниц хватит политической воли и дипломатической гибкости для выработки и принятия Кодекса поведения в Южно-Китайском море, это может укрепить статус АРФ в качестве ключевого института региональной безопасности. Используя площадку Форума, державы, напрямую не вовлеченные в споры, должны сыграть важнейшую роль – выступить посредниками, предложить «добрые услуги», участвовать в создании условий для принятия комплексного решения. Успешный опыт преодоления кризиса в Южно-Китайском море станет для Форума прецедентом, отталкиваясь от которого участники смогут выработать более четкий механизм урегулирования противоречий.



 



Если же неспособность АРФ оказать влияние на урегулирование кризиса станет очевидной, и государства предпочтут создать структуру ad hoc, как это было в ситуации с ядерной проблемой Северной Кореи, то региональный Форум себя окончательно дискредитирует. Однако это скорее всего не приведет к прекращению деятельности Форума или его упразднению, поскольку он имеет разветвленную  институциональную структуру в области нетрадиционных угроз безопасности, в рамках которой сравнительно успешен. В таком случае фокус обсуждений в рамках АРФ окончательно сместится в сторону таких вопросов, как борьба с терроризмом, кибертерроризмом и международной преступностью, нераспространение оружия массового поражения, морская безопасность, предотвращение и борьба с последствиями природных катастроф, гуманитарная помощь и т.д.



 



Возможность преодоления кризиса АРФ в значительной степени осложнена внутренним расколом в ядре форума – АСЕАН. Однако наметившийся разлад в АСЕАН обусловлен скорее внешними причинами, нежели внутренними. В свете потенциального роста конфронтации между США и Китаем, которая в той или иной степени проецируется на все региональные процессы, АРФ, будучи переговорной площадкой, имеет возможность играть роль инструмента снижения напряженности вокруг Южно-Китайского моря. Таким образом, будущая значимость Форума в значительной степени зависит от умения, а самое главное, желания Пекина и Вашингтона договариваться и той роли, которую они отведут Форуму в деле урегулирования возникающих между ними противоречий.



 



Автор: Семён Коротич, аспирант кафедры международных отношений Школы региональных и международных исследований ДВФУ


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каким образом заявления В.В. Путина в послании Федеральному Собранию и показ новых стратегических вооружений скажется на международной безопасности в ближайшие годы?

    Следует ожидать гонки вооружений ведущих государств мира, что приведет к неконтролируемой эскалации военно-политической напряженности во всем мире  
     155 (43%)
    Сделанные заявления и показ супероружия скорее завершают начатый ранее процесс обновления Вооруженных Сил России в ответ на вызовы современности, к этому на Западе давно были готовы — существенных изменений в глобальном балансе сил не произойдет  
     142 (40%)
    На наших глазах возвращается Ялтинско-Потсдамский мировой порядок, в которой Россия определенно играет роль одного из полюсов, что позволит иметь более стабильную архитектуру международной безопасности  
     53 (15%)
    Ваш вариант ответа. В комментариях  
     8 (2%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся