Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Губин: Кому выгодна ядерная программа Пхеньяна?

13 Февраля 2013
Распечатать
Поделиться статьей
Эксперты ДВФУ

Коллективный блог экспертов ДВФУ

Блог: Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Рейтинг: 10


Третье по счету испытание ядерного взрывного устройства произошло в КНДР 12 февраля с.г. Реакция международного сообщества, в целом, оказалась достаточно предсказуемой. Третье – не первое, потому особенного ажиотажа не вызвало, да и что скрывать, испытания давно ждали – страна, находящаяся в международной изоляции, поставленная на грань физического выживания, должна была продемонстрировать свою решимость действовать в духе «чучхе сонгун». Другой вопрос кому же это испытание наиболее выгодно. Уверен, что Пхеньян  - не главный бенефициар.



 



По требованию Республики Корея в этот же день состоялось экстренное заседание Совета Безопасности ООН.  Министр иностранных дел РК Ким Сун Хван зачитал коммюнике, в котором произошедшее названо «явной угрозой для международного мира и безопасности» и призвал членов СБ немедленно начать работу над закреплением соответствующих мер в резолюции. Генсек ООН Пан Ги Мун поддержал соотечественника, отметив, что «власти Пхеньяна не должны питать иллюзий, что ядерное оружие в их руках приведет к безопасности… Напротив, если Пхеньян будет обладать этим оружием, это приведет к опасности и изоляции».



 



Здесь нужно сделать небольшую паузу и оговориться, что оперативно развёрнутое ядерное оружие  для Пхеньяна пока «прекрасное далёко». Заряда адекватной мощности при приемлемых массогабаритных характеристиках создать никак не удаётся. А 5 килотонн, извините за цинизм, неприемлемых потерь потенциальному противнику не нанесут. Правда, есть мнения, что испытанное устройство – «запал» к будущей термоядерной бомбе, но у страха глаза велики. О причинах такого поведения Пхеньяна было  сказано выше



 



Традиционно жёстко осудили действия КНДР и США. Причём, как минимум, дважды. В первом заявлении президент Б.Обама помимо обещания сделать жестокие санкции невыносимо жестокими отметил, что «США намерены предпринять решительные действия для защиты себя и своих союзников». В обращении к Конгрессу США американский президент подчеркнул, что "провокации из разряда тех, которые мы видели прошлой ночью, приведут к большей изоляции (КНДР). Мы вместе с нашими союзниками укрепляем системы ПРО и возглавляем мировое сообщество в разработке жестких ответных мер».



 



В этой связи возникают реальные опасения, что «жёсткие ответные меры для защиты себя и своих союзников» могут обернуться «иракским сценарием», где, как мы помним, сначала разведслужбы США нашли оружие массового уничтожения, а потом, как в известном анекдоте «одно потеряли, а другое сломали»…



 



Воинственным духом пропитан и новый «старый» японский премьер-министр Синдзо Абэ, заявивший решительный протест повторяющимся прискорбным нарушениям резолюции Совета безопасности и предложивший ввести свои, собственные, санкции против КНДР.



 



Казалось бы, причем здесь то, что сегодня госдолг Японии перевалил за квадриллион йен (11 трлн. долларов). Тогда как оборонный бюджет при этом впервые за 11 лет увеличен и достиг 54 млрд. долларов.  И поводы имеются крайне весомые -  с одной стороны непримиримые коммунисты с «идеологически верными ракетами» и «патриотическими спутниками», с другой – китайцы с «неизвестным, но достаточным» количеством атомных подлодок, украинским авианосцем и вызывающе раскрашенной наземной техникой.



 



Невольно вспоминаются исторические примеры, когда оздоровление экономики размещением крупных военных заказов оборачивалось войной. Выходит, что Пхеньян своими достаточно предсказуемыми запусками и взрывами – самый надежный союзник Токио  в деле восстановления как экономики, так и политических позиций в регионе.



 



Кстати и Сеул заявил, что намерен усилить работы по созданию баллистических ракет с дальностью 800 км, равно как и ускорить развертывание систем противоракетной обороны… «Дилемма безопасности» в духе классики политического реализма в действии, нет и намека на дух либерализма в Северо-Восточной Азии.



 



Несправедливо было бы обойти вниманием Китай и Россию.



 



Сергей Викторович Лавров осудил действия КНДР, оценив их как нарушение режима нераспространения и требований Совета Безопасности ООН. Однако, он призвал к принятию адекватных мер, возобновлению шестисторонних переговоров по «корейской ядерной проблеме», а также выразил надежду, что нынешний шаг Пхеньяна не приведёт к эскалации напряженности в регионе.



 



Как мы видим, и эскалация, и напряженность присутствуют. Бесспорно, мы категорически против силового варианта решения вопроса. И дело не в давних исторических связях с Северной Кореей, а скорее в принципе равенства суверенитетов, с которым в последнее время в мире считаются все меньше.



 



Знаково, что С.Лавров сделал свое заявление, находясь в Претории. А ведь президент ЮАР Ле Клерк в 1990 году заявил об отказе страны от ядерного оружия (было произведено 6 зарядов), что было подтверждено соответствующим  инспекциями, и страна вошла в ДНЯО на правах «неядерного государства».



 



Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи строго отчитал северокорейского посла и сделал заявление в котором говорится, что «денуклеаризация Корейского полуострова, предотвращение ядерного распространения, защита мира и стабильности в Северо-Восточной Азии являются твердой позицией китайской стороны». Позднее в беседе с госсекретарем США Д.Керри он отметил, что «стороны должны придерживаться курса на мирное разрешение вопросов, осуществить денуклеаризацию Корейского полуострова в рамках шестисторонних переговоров и защитить мир и стабильность на полуострове и в Северо-Восточной Азии в целом».



 



Таким образом, Россия с Китаем, фактически, выступили единым фронтом, призвав к мирному и многостороннему варианту. В этой связи, можно ожидать, что очередная резолюция СБ ООН в отношении КНДР не будет экстремальной. Иначе, Москва и Пекин используют право вето.



 



Пхеньян же внимательно отслеживает реакцию и заявляет, что «испытание было справедливым шагом самообороны, не нарушающим нормы международного права». Лукавство, конечно, но, по сути, верно. Особенно, если резолюцию Совбеза не считать за правовую норму (это к вопросу о кризисе системы ООН в принципе). Совершенно очевидно, что ужесточение санкций и дальнейшие враждебные шаги в отношении КНДР заставят последнюю отчаянно взрывать и запускать в надежде остановить агрессию…



 



А Япония тем временем будет наращивать военные мускулы для адекватного регионального противовеса совсем не Пхеньяну, а Пекину. Республика Корея окунётся в пучину нестабильности и волнений, что выключит страну из мировой и региональной политики и подорвёт экономику (еще минус один конкурент для Японии). Россия и Китай стремительно будут терять авторитет, как потерпевшие сокрушительную неудачу в деле установления мира на Корейском полуострове. А США… но это уже совсем другая история.







Автор: А.В.Губин, к.полит.н., руководитель Азиатско-Тихоокеанского центра Российского института стратегических исследований, доцент Школы региональных и международных исследований ДВФУ


Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся