Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Пушпа Тамбипиллаи: Россия и АСЕАН – путь к сотрудничеству в АТР

1 мая 2013
Распечатать

Азиатско-Тихоокеанский регион находился в фокусе российской внешней политики во время председательства в АТЭС в 2012 году. Тем не менее, это не означает, что Россия теперь будет уделять особое внимание АТР, включая Юго-Восточную Азию. На формирование российской внешней политики оказывают значительное влияние внутриполитические факторы, в том числе в отношении Юго-Восточной Азии и  АСЕАН. Российская политика ориентирована преимущественно на Европу и «ближнее зарубежье» с момента возникновения современной России в 1991 году.

 

В Северо-Восточной Азии отношения России с Китаем продолжают занимать ключевое положение в ее азиатской внешнеполитической стратегии, а связи с Японией и Южной Кореей важны прежде всего с экономической точки зрения. В ЮВА степень участия России в региональных отношениях крайне мала по причине большой географической удаленности, исторической изоляции и слабости имеющихся связей. Недостаток знаний и информации на правительственном и общественном уровнях также является существенным препятствием, несмотря на то, что отношения были официально установлены по всем правилам международной дипломатии.

 

Отношения России со странами ЮВА имеют  два уровня: двустороннее межгосударственное взаимодействие и взаимодействие на многостороннем уровне – с АСЕАН в центре. Дипломатические отношения России с отдельными странами ЮВА были установлены в постколониальный период. Несмотря на то, что большинство стран ЮВА были некоммунистическими державами, они сочли необходимым установить отношения с Советским Союзом, поскольку тот являлся великой державой и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Начало российско-тайским отношениям было положено во времена  царской России, когда в 19 веке были установлены связи с правительством Сиама. Это послужило основой для установления дипломатических связей  между Советским Союзом и Таиландом в 1947 году. Среди государств, получивших независимость сравнительно недавно, Бирма (Мьянма) была первой из тех, кто установил с Москвой дипломатические отношения (1948). За ней последовали Индонезия (1950), Вьетнам (1950), Лаос (1955), Камбоджа (1956), Малайзия (1967), Сингапур (1968), Филиппины (1976) и Бруней (1991).

 

Ключевым мотивом для России в установлении дипломатических связей со странами региона, прежде всего, являлась потенциальная экономическая и политическая выгода. При этом существенное влияние на тон отношений оказывал взгляд лидеров государств региона на марксизм (коммунизм). В случае негативного восприятия марксисткой идеологии или осторожного к ней отношения в той или иной стране ЮВА, ее руководство не торопилось углублять свои отношения с СССР. И даже если отношения в таком случае были установлены, то они носили строго межправительственный и официальный характер, поскольку лидеры стран старались избежать распространения идеологического влияния на общества своих стран.

 

 Межгосударственные отношения России со странами ЮВА значительно улучшились в 1980-е. В 1990-е (после распада Советского Союза) существенно расширились контакты в неправительственной сфере на фоне общего укрепления сотрудничества в торговой, туристической и образовательной областях. По экономическим и политическим причинам самыми близкими были отношения России с Вьетнамом. Другие девять государств ЮВА имели разную степень взаимодействия с Россией, но даже самая высокая степень взаимодействия с Россией не могла сравниться с отношениями стран региона с Китаем, Японией и США.

 

Отношения России с АСЕАН (учрежденной в 1967 пятью государствами ЮВА) вначале были окрашены подозрениями. Поскольку Ассоциация была создана в период пика Вьетнамской войны, Советский Союз воспринимал группировку в качестве марионетки Запада. С потеплением региональной политической обстановки улучшились и межгосударственные отношения. В начале 1990-х Россия была одним из наиболее активных участников возглавляемого АСЕАН процесса мирного урегулирования конфликта в Камбодже. С тех пор отношения России и АСЕАН значительно улучшились как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях.

 

Возможности для большего

 

России нужно уделять больше внимания АСЕАН и ее структурам в рамках своей внешнеполитической стратегии, если она действительно заинтересована в интеграции в АТР. АСЕАН весьма преуспела в привлечении различных государств к обсуждению широкого круга вопросов, касающихся политики, безопасности, экономики и социо-культурного взаимодействия. Таким образом, Россия, две трети населения которой ориентированы в сторону Европы, сможет посредством АСЕАН укрепить связи с западной частью Тихого океана, что в свою очередь будет способствовать процессу развития ее Дальнего Востока. Базовая структура для регионального взаимодействия уже существует. В 1994 году Россия была приглашена на первую встречу Регионального Форума АСЕАН (АРФ), который занимается вопросами сохранения мира и безопасности в регионе как в рамках первой (правительственной), так и второй (неправительственной) дорожек. К 1996 году Россия приобрела статус диалогового партнера АСЕАН, представляющий собой одну из 10 специальных категорий «друзей АСЕАН». Учитывая положительную динамику отношений с Ассоциацией, которая к 1999 году выросла до 10 членов, в 2004 году Россия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве – краеугольному документу в области политики и безопасности для самой АСЕАН и ее партнеров, поддерживающих данную концепцию.

 

Стоит отметить участие России в двусторонних саммитах Россия - АСЕАН: в 2005 году президент Путин встретился с десятью лидерами в Куала-Лумпуре, в то время как президент Медведев посетил встречу в Ханое в 2010 году. Оба события стали весьма знаменательными, так как они обозначили конкретные сферы для сотрудничества в рамках диалогового партнерства. Президент Путин также был гостем на Восточноазиатском саммите в 2005 году, который одновременно собрал глав стран АСЕАН и шесть азиатско-тихоокеанских партнеров Ассоциации. В 2011году Россия и США стали полноправными участниками Восточноазиатских саммитах. В то время как президент Обама посетил саммиты ВАС в 2011 г. (Бали) и 2012 г. (Пномпень), Путин и Медведев не появились ни на одном из этих мероприятий. Эти встречи представляли собой прекрасную дипломатическую возможность, которую упустила российская внешняя политика.

 

Несмотря на то, что на долю России приходится только около 3% от общего объема торгового оборота АСЕАН, Россия является важным поставщиком оружия в некоторые страны-партнеры и регулярно участвует в региональных выставках оборонной отрасли. Потенциал имеют и инвестиции в энергетический сектор, где Россия имеет огромный инженерно-технический опыт. Образовательные возможности, особенно в медицинской и стоматологической сферах, также все больше привлекают студентов из ЮВА, но, к сожалению, этот процесс пока еще не носит взаимного характера. Таким образом, существуют обширные возможности для сотрудничества, которые можно реализовать при условии, что и Россия, и АСЕАН будут серьезно настроены на взаимные двусторонние инвестиции в государственный и частный секторы. России, в частности, следует эффективно использовать свое участие в АТЭС и ШОС, что поможет ей стать региональным игроком, частью Азиатско-Тихоокеанского региона. Кто еще, как ни президент Путин, и какой другой город, как ни Владивосток, могли бы быть связующими звеньями России с Юго-Восточной Азией и АСЕАН?

 

Будем надеяться, что в 2013 году, когда в АСЕАН председательствует Бруней, Россия преодолеет препятствия и займет более заметное место в ЮВА на взаимовыгодной основе.

 

Автор: Пушпа Тамбипиллаи – научный сотрудник Института исследований Юго-Восточной Азии в Сингапуре.

 

Перевод: Семён Коротич, аспирант кафедры международных отношений Школы региональных и международных исследований ДВФУ

 

Original version in English is available here: http://ifl.wl.dvfu.ru/10760

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся