Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Иван Золотухин. Киасу - феномен сингапурской идентичности

2 Июля 2013
Распечатать

Успех Сингапура – крошечного города-государства (площадью чуть более 7000 кв. км), достигшего колоссальных успехов в развитии экономики, не обладая при этом природными ресурсами, сумевшего создать стабильную модель общественного устройства и эффективную политическую систему, не может не вызывать удивления т уважения. Бывшее колониальное владение британской короны стало пульсом, определяющим ритмы деловой активности АТР: здесь существует привлекательный инвестиционный климат для зарубежных компаний и развита индустрия туризма, здесь наличествуют мировые финансовые и биржевые центры и представлены мировые торговые бренды.

 

Однако богатство Сингапура создает впечатление искусственности, чрезмерной благоустроено и упорядоченности. Возникает вопрос: каковы издержки высоких показателей развития страны? В начале 1990-х годов американского писателя Уильяма Гибсон опубликовал статью «Диснейленд со смертной казнью», в которой автор статьи отмечал, что среди жителей Сингапура прочно укоренились конформизм и боязнь нарушить нормы поведения, одержимость шопингом как видом досуга и склонность хорошо поесть [6].

 

Можно по-разному относиться к статье Гибсона, но невозможно отрицать того, что писатель обозначил проблему общества потребления, в котором высокий уровень дохода и стремление к благоустроенности вытесняют духовные ценности: любовь, дружбу, чувство прекрасного. Прагматизм стал основой высокого уровня жизни сингапурцев, а высокий уровень жизни - показателем статуса и успешности.

 

Насколько материализм и прагматизм стали доминирующими шаблонами сингапурской идентичности? Ответ на этот вопрос кроется в феномене «киасу», который можно назвать обратной стороной «сингапурского чуда». Термин «киасу» в переводе с южно-китайского диалекта означает «страх потери» [1]. Более точный смысл передает Оксфордский словарь, согласно которому «киасу» означает «страх потерять выгоду» [8].

 

Семантика термина «киасу» наполнена духом конкурентной борьбы, в которой побеждает самый смелый, хитрый, ловкий.

 

Как проявляется поведение киасу в повседневной жизни? Среди наиболее часто упоминаемых примеров можно назвать гигантские очереди в магазинах, где объявлены промо-акции и скидки на товары, оккупация свободных мест в общественном транспорте, стремление занять лучшее место на парковке, нарушение правил дорожного движения и дорожное хамство, «подставы» своих коллег на работе: жалобы начальству и представление их в неприглядном свете [2]. Вообще, очереди в рестораны, магазины, на парковки - обыденное явление, также как резервирование мест: сингапурцы буквально стремятся занять лучшее место [9].

 

Однако нельзя сказать, что поведение киасу несет только негативный подтекст, ведь конкурентная борьба сама по себе не может оцениваться однозначно. Действительно, разве можно оценивать негативно стремление сделать свою работу лучше своих коллег, желание выслужиться перед начальством и получить похвалу, перестраховку, стремление заработать всеми способами: от сверхурочной работы до участия в новом проекте.

 

Подобное поведение, пожалуй, можно назвать универсальным, но именно в Сингапуре киасу становится визитной карточкой страны и претендует на статус культурного феномена.

 

«Киасуизация» получает широкое распространение с начала 1990-х годов, и становится популярной у сингапурцев китайского происхождения. Модель достижения успеха любыми способами (в том числе далекими от нравственных принципов) возникает в среде, где ценностными ориентирами выступают трудолюбие и предприимчивость, где культивировались толерантность, изучение английского языка, а коммерческая деятельность поощрялась правительством.

 

Подлинной квинтэссенцией феномена киасу становится серия комиксов, вышедших в Сингапуре 1993 г. Благодаря сингапурскому художнику из «Комиксфэктори» Джонни Лау, завершенный образ сингапурца китайского происхождение получил воплощение в Мистере Киасу. Веселый, но эгоистичный, целеустремленный, сверхпрагматичный до занудства, он стал столь же популярным, как Гомер Симпсон для американцев. Художник выразил в данном персонаже карикатуру на среднестатистического сингапурца, который стремится не упустить выгоды.

 

Мистер Киасу – Источник: http://shacklesmith.blogspot.ru/2011/01/memahami-kepala-otak-si-ultra-kiasu.html

 

Модель киасу прививается с детства, когда родители стремятся отдать детей в подготовительные классы, для того, чтобы те быстрее адаптировались к школе, к системе экзаменов, к учебной нагрузке. Родителями движет чувство страха, что их дети станут неудачниками, их будут дразнить ученики, а учителя будут к ним плохо относиться. Даже обращение премьер-министра Ли Сяньлуна, в котором он просил родителей не отправлять детей в подготовительные классы не возымело действия [7].

 

Каково отношение самих сингапурцев к тому, что их считают киасу? Наиболее показательным представляется исследование, проведенное в июне-июле 2012 г. двумя организациями - сингапурской «Эдвентидж Консалтинг» и британской «Барретт Вэльюз». Результаты опроса показали, что киасу – важный элемент сингапурской идентичности: 1,154 из 2,000 респондентов (в возрасте от 15 лет до 65 лет) выбрали «киасу» как характеристику современных сингапурцев [3, 4].

 

Параллельно респонденты отмечали характеристики, которые они хотели бы видеть в сингапурском обществе и которых, на их взгляд, сингапурцам не хватает. Результаты говорят сами за себя: 44% опрашиваемых хотели бы, чтобы в Сингапуре была доступная медицинская помощь, 37% высказались в пользу большей заботы о пожилых людях, 33% - за эффективное здравоохранение. Треть респондентов посчитали, что сингапурцам не хватает заботы о бедных и милосердия.

 

Рассуждая о киасуизме, профессор Университета управления Сингапура Юджин Тан отмечает, что результаты опроса показали озабоченность сингапурцев проблемами современного общества, однако, респонденты уделяют внимание не столько собственным ошибкам, сколько критике «коллективного другого» [5]. Пожалуй, главным компонентом феномена киасу является стремление позаботиться о себе, а не о других. Однако тем самым киасу приходится жертвовать собственным здоровьем, испытывая постоянные стрессы, от которых не спасают скидки на товары и дешевые распродажи.

 

Таким образом, поведение киасу в целом характерно для общества с высоким уровнем жизни и высокой степенью конкурентной борьбы. Несмотря на то, что явление киасу олицетворяет потребительскую этику и вредит социальному климату, вряд ли стоит называть приспособленчество и погоню за выгодой главными чертами подобного поведения. Киасу – это следствие сингапурской меритократии, результат инсталляции паттернов «успешного индивида», породивших амбициозных, но немилосердных граждан. Показательно, что сингапурское правительство вынуждено проводить «кампании вежливости».

 

В то же время, несмотря на то, что за внешне благообразным, особенно с точки зрения иностранцев, антуражем сингапурского общества скрываются социальные противоречия, признание сингапурцами имеющихся недостатков свидетельствует о критичном отношении к своей стране, к окружающей реальности и, пусть и косвенно, но и к самим себе, что, в принципе, можно назвать залогом успешности сингапурского проекта.

 

Автор: Иван Николаевич Золотухин, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений, Школа региональных и международных исследований ДВФУ, zolivnik@mail.ru

_______________________

 

1. A Dictionary of Singlish and Singapore English // [сайт]. URL: http://www.singlishdictionary.com/singlish_K.htm [Дата обращения - 24.03.2013]

2. Barrett A. Sizing Up Singapore// Harward Political Review, 2011, May 18// [сайт]. URL: http://hpronline.org/world/sizing-up-singapore/ [Дата обращения - 19.02.2013]

3. Chan R. “Kiasu” is top value in Singapore society, survey finds// Straits Times 2012 August 23// [сайт]. URL: http://www.straitstimes.com/breaking-news/singapore/story/being-kiasu-top-value-singapore-society-survey-finds-2012082 [Дата обращения - 10.01.2013]

4. Chan R. S’pore is kiasu and elitist, survey finds// [сайт]. URL: http://ifonlysingaporeans.blogspot.sg/2012/08/spore-is-kiasu-and-elitist-survey-finds.html [Дата обращения - 19.01.2013]

5. Durai Jennani. Being kiasu isn-t all bad, say experts// The Straits Times, 2012, August 25 // [сайт]. URL: http://www.spp.nus.edu.sg/ips/docs/media/yr2012/ST_Being%20Kiasu%20isnt%20all%20bad%20say%20experts_250812.pdf [Дата обращения – 25.02.2013]

6. Gibson W. Disneyland with the Death Penalty// [сайт]. URL: http://www.wired.com/wired/archive/1.04/gibson_pr.html [Дата обращения - 19.02.2013]

7. Ng Jane. Play or Cram? // The Straits Times, 2012, September 2// [сайт]. URL: http://www.straitstimes.com/the-big-story/national-day-rally-2012/story/play-or-cram-20120902 [Дата обращения - 26.03.2013]

8. Oxford Dictionaries// [сайт] URL: http://oxforddictionaries.com/definition/english/kiasu [Дата обращения - 17.01.2013]

9. Yeoh S. The Art of Reserved Seating// Fresh Grads: Graduates with fresh ideas, 2011, June 1// [сайт]. URL: http://www.freshgrads.sg/index.php/articles/news-a-opinions/opinions/1260-the-art-of-reserved-seating.html [Дата обращения - 15.03.2013]

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся