Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Олег Сидоров: Азия поворачивается лицом к Арктике

6 ноября 2013
Распечатать

В Сеуле на прошлой неделе прошел экспертный семинар «Политика развития Дальнего Востока России и Арктики, направления корейско-российского сотрудничества», организованный Корейским институтом по вопросам промышленной экономики и торговли (KIET). Вторая сессия семинара была посвящена вопросам сотрудничества в Арктической зоне.

 

Традиционно крупнейшие игроки в Арктике – страны арктические к которым относятся: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США.

 

Сегодня, очевидно, что голос свой подает и Азия. Вот два события: экспериментальный рейс летом 2012 года китайского ледокола «Сюэлун» («Снежный дракон») по Северному морскому пути в Исландию, а также проход сухогруза Yong Sheng («Юншен») с грузом металлических изделий по Северному морскому пути (СМП) этой осенью. Симптоматично что в мае 2013 года Арктический совет предоставил статус наблюдателя Китаю, Индии, Италии, Японии, Республике Корея и Сингапуру[1].

 

Первый в истории коммерческий рейс из Китая в Европу через Северный морской путь занял чуть менее четырех недель против 6-7 недель по традиционному маршруту через Индийский океан и Суэцкий канал. Сухогруз вышел  из Тайцана 15 августа и прибыл 11 сентября 2013 года в порт Роттердама[2].

 

О серьезном намерении участвовать в использовании Северного морского пути свидетельствует заявление президента Республики Корея Пак Кын Хе на встрече с министрами, курирующими проблемы судоходства, рыболовства и морских дел в апреле 2013 года. «Если правительство вместе с частным сектором примут активные меры, Пусан и другие морские порты страны смогут стать важными перевалочными пунктами в регионе Северо-Восточной Азии», - подчеркнула г-жа Пак Кын Хе[3].

 

Налицо не только планы, но и действия.

С дальнейшим расширением участия стран Азии в развитии и использовании Северного морского пути и других вопросов сотрудничества в Арктике неизбежно будут возникать вопросы, требующие совместного оперативного решения с участием всех заинтересованных сторон.

 

Вот, скажем, вопросы сотрудничества на европейском Севере ведут четыре региональные организации: Арктический совет (АС), Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет министров северных стран, а также Европейский союз со своей программой «Северное измерение». По оценкам европейских экспертов, одной из наиболее эффективных является СБЕР.

 

А в азиатской части Евразии действует только одна организация, позиционирующая себя как объединение регионов, планомерно занимающаяся проблемами Севера. Имею в виду Северный Форум, в работе, которой участвовали помимо регионов севера Европы и Америки представители Кореи, Японии, Китая. Есть еще Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), объединяющая региональные администрации 6 стран: Китая, Японии, Республики Кореи, России, Монголии, КНДР и в основном рассматривающая проблемы и вопросы неарктические.

 

То есть, нет организации, которая специализировалась бы по вопросам развития восточной части Северного морского пути, проблемами Арктики, сотрудничества в азиатской части Арктики.

 

Республика Корея и Российская Федерация могли бы выступить инициаторами создания организации регионального сотрудничества, назовем ее «Совет Азиатско-Тихоокеанского и Азиатско-арктического регионов» (Совет АТ/ААР). Первоначально, это могло быть обсуждено на встрече руководства двух объединений – Северного Форума и АРАССВА.

 

Ведь есть положительный опыт, касающийся Арктики. Это упомянутый выше Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), учреждённый как форум регионального сотрудничества 11 января 1993 года. В него входят на правах постоянных членов Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Есть также страны со статусом наблюдателя.

 

В предлагаемый Совет АТ/ААР, прежде всего, могли бы войти Корея, Япония, Китай, Российская Федерация, США, Канада, другие страны Северо-Восточной Азии. И также как СБЕР Совет АТ/ААР мог бы иметь региональный совет, в работе которого принимали бы участие регионы этих стран. Совет мог бы рассматривать не только экономические, энергетические, экологические проекты, но и проекты в области науки, культуры, языка, образования, здравоохранения, сохранения традиционных занятий и промыслов народов Арктики. Совет АТ/ААР содействовал бы соблюдению интересов арктических регионов.

 

Создание Совета стало бы вкладом в развитие международного межрегионального сотрудничества, примером уважения к интересам всех заинтересованных сторон в Арктике и одним из важнейших составляющих евроазиатской Арктической доктрины.

 

Арктика огромный сырьевой регион мира. По данным ученых здесь сосредоточены более 25 процентов мировых запасов нефти и газа[4]. То есть это важнейший стратегический энергетический  регион. Арктика – это транспортная артерия из Азии в Европу, циркумполярные авиатрассы, кроссполярные перелеты – Северный воздушный мост – через северный полюс между восточным полушарием и западным.

 

В то же время, хрупкая экосистема – это тоже Арктика. Исчезающие культуры и языки – это тоже Арктика. Человечество должно быть более внимательным к этой части глобального понятия Арктика. Приоритетом должно стать повышение качества жизни людей, проживающих на Севере, а также обеспечение эффективного баланса между хозяйственной деятельностью и сохранением окружающей среды.

 

Несомненно, одно – Арктика должна приносит пользу человечеству. А мировое сообщество должно гарантировать сохранения человеческой жизни в Арктике, культуру циркумполярной цивилизации.

 

При условия, что должны быть выделены и согласованы общие интересы и только в том случае сможем увидеть не скованную холодом недоверия и многовековыми толщами льда чистую и свободную Арктику и в прямом, и в переносном смыслах. И свою лепту в это движение могли бы внести страны Азии, заинтересованные в использовании Северного морского пути.

 

Автор: Олег Гаврильевич Сидоров, заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск), главный редактор журнала “Илин” (“Восток”), координатор дискуссии “Геополитика Востока. XXI век», ilin_s@mail.ru



[1] В Арктическом совете появились новые государства-наблюдатели [Электронный ресурс] / ИТАР-ТАСС. – 15.05.2013 - Режим доступа: http://www.itar-tass.com/c11/736343.html

[2] Китайцы освоили Севморпуть: завершился первый в истории коммерческий рейс из Поднебесной в Европу // http://www.1sn.ru/86645.html

 

[3] Президент Республики Корея призвал активнее осваивать морские пути в Арктике.

22 апреля 2013 г. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.arctic-info.ru/News/Page/prezident-respybliki-korea-prizval-aktivnee-osvaivat_-morskie-pyti-v-arktike

[4] Арктическая доктрина. 17 марта 2010 г. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2010/03/17/5374847/

Здесь следует уточнить, что приводятся и другие цифры. Например, что в недрах Арктики сосредоточено 30 % неразведанных мировых запасов природного газа и 13 % нефти (A. Jha New survey of Arctic’s mineral riches could stoke international strife. — The Guardian, 29 May 2009.). Кроме нефти и газа, на шельфах арктических морей обнаружены также следы залежей золота, олова, алмазов, платиноидов и др. (Голубчиков, С. Политическая геология. — «Независимая газета», 26 сентября 2007 года.).

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся